Влияние глобализации на институт собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:26, реферат

Описание

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.docx

— 51.35 Кб (Скачать документ)

     • рынки промышленно развитых государств и стран, сложившиеся на протяжении длительного времени, обладающие развитыми рыночными механизмами и структурами. На рынках таких стран преобладают товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Ведущими в системе рыночных отношений являются частная собственность и ее многочисленные формы - смешанные, с преобладанием государственной собственности, акционерные (своеобразная коллективная собственность). Конкуренция, концентрация и централизация капитала на этих рынках достигают такого высокого уровня, что это ведет к возникновению монополий;

     • рынки социалистических государств, не сменивших ориентацию на строительство  социалистического общества и находящихся  на разных этапах переходного периода к созданию рыночной экономики капиталистического типа. Это рынки Китая, Вьетнама. Но они не адекватны рынкам стран с планово-централизованной экономикой, так как они по своим качественным характеристикам постепенно дрейфуют в сторону капиталистического рынка. В этих странах значительную роль еще играет государственная собственность и. соответственно, достаточно силен государственный сектор. Частные монополии на рынках такого рода - явление еще редкое, но процесс их создания уже начался (Китай, Вьетнам). Элементы рынка появляются в экономике северной Кореи, но в рыночную систему эти элементы пока не складываются. Отсутствие частной собственности, наличие закрытой, отсталой, не модернизированной экономики, тоталитарный политический режим - все это пока не дает КНДР возможности создать у себя современные рыночные отношения;

     • рынки стран с транзитивной (переходной) экономикой, отказавшиеся от строительства социализма, создавшие демократические правительства и взявшие курс на построение современной рыночной экономики. В структуре собственности этих стран также начинает преобладать частная собственность, остаются, но постепенно модернизируются отдельные коллективные формы собственности, а также возникают новые, отчасти сохраняется и государственная собственность.

     Опыт  развития всех перечисленных типов рынков, существующих в настоящее время, свидетельствует о важной роли частной собственности в их становлении и развитии.

     Результаты  приватизации государственной  собственности

     Определенно можно говорить о том, что приватизация государственной собственности, которую мы рассматриваем как процесс продажи, а иногда и практически безвозмездной передачи компании или предприятия, находящихся в государственной собственности, частному сектору приводит к положительным результатам. К ним в первую очередь следует, видимо, отнести, следующее.

  1. На приватизированных объектах появляются дополнительные возможности совершенствования управления, поскольку правительственному бюрократическому аппарату не свойственны оперативная реакция на изменения конъюнктуры рынка и инновации, а также тщательный контроль над издержками, чем, напротив, отличается частный сектор.
  2. Частный сектор демонстрирует постоянное стремление к минимизации издержек производства путем эффективного использования ресурсов, исключает, в частности, экономически не обоснованную выплату отдельным категориям рабочих и служащих за счет всех остальных.
  3. Возрастающая в частном секторе конкуренция вовлекает в свою орбиту остальные сектора.
  4. Санкция и банкротство неконкурентоспособных предприятий частного сектора означает оздоровление экономики. Это позволяет динамично развиваться наиболее эффективным (выгодным) производствам, способствует формированию рациональной структуры рыночного хозяйства.

     Таким образом, оптимальная структура  отношений собственности является одним из важнейших условий формирования современного рынка в целом, в контексте соответствующей соотнесенности таких форм собственности, как государственная, коллективная, частная и их различных комбинаций. Плюрализм форм собственности отражает экономические интересы различных групп общества, но их реализация зависит от множества других факторов - наличия капиталов, накоплений, управленческого опыта, развитости рынка и т. д. На сегодняшний день развитие мировой экономики в значительной мере определяется тремя тенденциями.

     С одной стороны, развитие глобальной экономики ведет к установлению власти крупных монополий, вступающих между собой в конкурентные отношения и получающих от этого определенный выигрыш.

     С другой стороны, общество стремится  ограничить права монополий, чтобы сохранить эффективную конкурентную среду и защитить остальных производителей от массового разорения, применяя такую меру, как антимонопольное законодательство.

     С третьей стороны, государства, как  субъекты хозяйствования, стремятся  закрепиться в роли крупных собственников. В основном, это стремление диктуется интересами государственной безопасности, особенно в отраслях, производящих общественные блага и не отличающихся большой прибыльностью.

     В период противостояния двух противоположных социально-экономических систем государственная собственность давала возможность контролировать развитие экономики, создавать военно-промышленные комплексы, а в случае необходимости - в короткие сроки перестраивать всю экономику на военный лад, мобилизовать финансовые и производственные резервы.  Смягчение обстановки после «холодной войны» привело к ускорению темпов экономического роста в промышленно развитых странах, способствовало появлению новых индустриальных стран в Азии. Диверсификация национальных экономик, научно-технический прогресс, особенно в информационно-коммуникационной сфере, привели к усложнению экономических структур и стали затруднять управление государственной собственностью, В бывших социалистических странах провозглашение победы общенародной социалистической собственности в действительности означало победу государственной собственности, поскольку право управлять так называемой общенародной собственностью оставалось за государством. Сфера его власти в таких условиях стала распространяться и на коллективные хозяйства, собственность которых приобретала в этом случае квазигосударственный характер. Иными словами, установление общенародной собственности означало почти абсолютную монополию государственной собственности. Наиболее рельефно это проявилось в бывшем СССР. На базе государственной собственности принцип планово-централизованной организации экономики достиг своего высшего уровня. В мировой экономической истории тотальная госсобственность, созданная в СССР, Китае, Монголии и некоторых странах Восточной Европы, представляет собой определенный феномен так называемого всеобщего охвата. Его преодоление связано с процессами приватизации и разгосударствления.

     Акционирование в странах с переходной экономикой

     Весьма  популярной формой приватизации в странах с переходной экономикой становится акционирование. Там, где уже сложился первоначальный капитал, довольно широко внедряется такая форма приватизации, как продажа с аукциона. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Так, на открывшуюся возможность приватизации посредством акционирования в России в первую очередь откликнулись управленческие кадры. В связи с этим широкие масштабы приобрела капитализация номенклатуры. Процесс формирования различного рода акционерных обществ в стране происходил бурно. Уставный капитал таких компаний, как правило, создавался за счет приобретения практически за бесценок имущества государственных предприятий, а во главе новых образований оказывались руководители акционируемого государственного объекта. Большинство акционерных предприятий занималось посреднической деятельностью. В отличие от стран Восточной Европы в России приватизация путем восстановления прав собственности бывших владельцев не проводилась.

     Таким образом, можно констатировать, что  институт собственности является стержневым в становлении и развитии современного рынка. Наряду с углублением разделения труда и новым, более высоким уровнем его кооперации, присущим эпохе глобализации, эффективное функционирование института собственности продолжает оставаться важнейшим фактором активизации и развития рыночных отношений. Объекты собственности могут реформироваться различными путями: при помощи накопительной политики, перераспределения средств в пользу того или иного хозяйствующего субъекта, демонополизации и разгосударствления, включая приватизацию. При этом в самом характере отношений государственной, коллективной и частной форм собственности происходят значительные перемены. Назовем их.

     Во-первых, во второй половине XX в. наметилась тенденция к преобразованию государственной собственности в различные формы смешанной собственности. Таким путем происходит демонополизация экономики.

     Во-вторых, разгосударствление собственности значительно расширило спектр приватизационных отношений, т. е. передача прав собственника государственного имущества стала осуществляться не только в направлении индивидуального, но и коллективного частного собственника.

     В-третьих, среди форм преобразования собственности  на первый план выдвинулось акционирование, как способ, обеспечивающий наиболее широкое участие населения в реализации разного рода имущества, производственных активов и получения им своей доли средств потребления.

     В-четвертых, в трансформационных экономиках для приватизации характерны два равнозначимых по своему характеру процесса: передача в сферу частного предпринимательства государственной собственности 1) и возникновение и развитие частного сектора «на собственной основе» (2).

     В-пятых, развитие плюрализма собственности в переходных экономиках требует государственной поддержки. Только государство, опираясь на четко разработанную правовую базу, может и должно обеспечить всем хозяйствующим субъектам равный доступ к ресурсам и справедливый налоговый режим. 

Информация о работе Влияние глобализации на институт собственности