Влияние глобализации на институт собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:26, реферат

Описание

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.docx

— 51.35 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают  всю систему экономических отношений  и сопровождают человека с момента  его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно  наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая  власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного  богатства? Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.

      Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей. Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     1.1

     Товарное  производство (или рыночная экономика) основано па определенной системе отношений собственности. Наиболее распространенным постулатом является утверждение, что рыночная экономика основана на частной собственности. С ее определения начинаются многочисленные учебники экономической теории и экономические исследования, посвященные рыночной экономике [Г]. Для К Маркса это частная собственность на средства производства, для представителей современных направлений экономической теории - это более универсальное отношение, в котором главное - предоставление свободы действий экономическим агентам. Но есть и другие мнения, например: современная экономика «наглядно иллюстрирует принципиальную неверность тезиса об исключительном господстве именно частной собственности в качестве решающего признака рыночной экономики, в фундаменте которой лежит производство и обмен товаров» [2]. Современная рыночная экономика показывает также, что для функционирования рынка сегодня вовсе не обязательно безусловное господство частной формы собственности, чтобы любые производители товаров (государственные, коллективные, частные предприятия) имели право самостоятельно распоряжаться своей продукцией и прибылью [3].

     В действительности рынок может зарождаться лишь тогда, когда появляется разделение труда, так как система общественного разделения труда представляет собой технократический фундамент общественного прогресса. Но оно должно быть дополнено экономической обособленностью субъектов хозяйствования. Рынок предполагает конкуренцию, которая невозможна без разделения труда, с одной стороны, и без многообразия (плюрализма) форм собственности, с другой. Эти два фактора взаимосвязаны, и разделение труда означает необходимость обмена продуктами, а частная собственность стимулирует конкуренцию и предпринимательскую инициативу. Отсутствие частной собственности ведет к деформации рыночных отношений.

     Социалистическая  экономика была сформирована на принципе отрицания частной собственности, что должно было привести к замене товарного производства прямым государственным распределением и перераспределением ресурсов и продуктов.  При этом проявилось одно из фундаментальных отличий от марксистского толкования рынка, центральной фигурой которого являлся  производитель. Пропорции, в которых шел обмен товаров, складывались исходя из общественно необходимых затрат труда на производство единицы товара. В центре современной теории рынка находится потребитель, поскольку цены формируются на базе учета потребительских предпочтений (спрос). Иными словами, потребитель сам определяет предельную полезность благ и цену товара.

     Уничтожение частной собственности не может  полностью уничтожить рынок, но может привести к его серьезной деформации. То, что монополия частной собственности не является обязательным условием функционирования рынка, подтверждает статистика. Даже в странах с высоким уровнем рыночных отношений доля частной собственности в их структуре не достигает 100%: во Франции - 83. в Англии и Испании - 89, в Италии - 86%. Государственная форма собственности - одна из многих современных форм собственности, существующих в системе развитого рынка, и зародилась вместе с государством. С того времени государственная собственность, особенно в сферах, менее привлекательных для субъектов рыночного хозяйства, часто независимо от ее масштабов, становилась опорой государственной власти. Развитие производительных сил и усложнение системы экономических отношений начинали затруднять управление государственной собственностью и стимулировали разъединение прав собственника и прав управления, в результате последние были переданы объектам государственной собственности. До наступления эпохи информации в странах с развитой рыночной экономикой установилась следующая связь между государством в лице правительства и предприятиями: государство поручает менеджеру (директор, начальник, управляющий) управлять своим имуществом, производством, ресурсами. Поэтому тот сегмент национальной экономики, который базируется на государственной собственности, можно считать менеджериальной экономикой. Такой тип государственной экономики существует сегодня в развивающихся странах, в том числе в России и в Китае. На Западе же, особенно в США, начался переход от менеджериальной экономики к экономике предпринимательской. Огромная масса средних и мелких предпринимателей, соединяющих в своем лице собственника, предпринимателя и часто производителя, нуждается в постоянно обновляющемся притоке научно-технической, маркетинговой, финансовой, правовой, политической и иной информации. Б этих условиях спрос на информацию возрастает многократно и приводит к становлению нового объекта государственной собственности - информации. Разумеется, собственность на информацию не является прерогативой только одного государства, но на Западе государству принадлежит ведущая роль в разработке и претворении в Жизнь информационной политики.

     В странах с переходной экономикой собственность на информацию пока еще носит относительный характер. В период существования планово-централизованных экономик Наивысшую ценность представляла научно-техническая и технологическая информации в области производства вооружений. Большинство научных подразделений, лабораторий, испытательных полигонов принадлежало военно-промышленному комплексу и замыкалось в его рамках. Так, в Советском Союзе новейшие технологии, связанные с производством новых материалов, машинной техники 11 т.д., в гражданские отрасли не поступали [4]. ° условиях перехода к рыночной экономике и демократическому обществу государству следует сосредоточить политику на решении ключевых стратегических проблем, приоритеты которых могут распределяться следующим образом.

     Государство как основной институт политической системы должно выработать политика' информатизации общества на ближайший период и на перспективу. Главная трудность здесь состоит в том, что решать эти проблемы, например, Российской Федерации приходится в условиях низкой материальной и финансовой обеспеченности. Кроме того, в российском обществе еще по инерции продолжает действовать старая система ценностей, в которой практически нет места признанию важности проведения в жизнь политики информатизации на общегосударственном уровне.

     Государству необходимо учитывать, что в сфере предпринимательства, особенно мелкого, индивидуального, постепенно начинает формироваться особая информационная политика. Она ориентируется на удовлетворение информационных потребностей коммерческих частных предприятий. К их числу относятся проблемы защиты информационных коммерческих тайн, формирования собственных баз данных и знаний для коммерческого и внутреннего пользования, создания локальных сетей межрегиональных коммуникационных систем доступа к современным государственным базам и банкам данных. Российские эксперты считают, что эта новая для страны форма информационной собственности должна быть защищена государственными санкциями от незаконных покушений в рамках соответствующей политики. «Всякая попытка подчинения этой информационной политики и ее объектов целям и задачам государственной информационной политики может иметь самые негативные последствия для развития новых экономических и социальных структур? [5]. В условиях рынка государственные предприятия, как и предприятия любых других форм собственности, при предоставлении им свободы действий в границах, установленных законодательством, становятся участниками рыночных отношений. Вполне уместно в связи с этим напомнить, что в СССР половинчатость хозяйственных реформ, когда свобода действий была предоставлена предприятиям в недостаточной степени, стала причиной их неудачи.

     Основу  института собственности составляет свобода перераспределения имущественных прав между различными субъектами хозяйственной деятельности. Каждый субъект хозяйствования должен быть наделен четко определенными правами, как это видно на примере развитой рыночной экономики, и иметь возможность свободно передавать их любому физическому или юридическому лицу. В соответствии с этим правом, субъект хозяйствования в случае нарушения своих прав может подать иск в суд и добиться компенсации в размере недополученного дохода. Если такие нормы в обществе не установлены, институт собственности существовать просто не может. С этой точки зрения, в планово-централизованной (тоталитарной) экономике институт собственности чрезвычайно деформирован. Предприятия государственной собственности, являясь субъектами хозяйствования, не могут в достаточно полной мере реализовать права собственника.

     Общим законом эффективно действующего рынка является не монополия частной собственности, а многообразие (плюрализм) форм собственности при соблюдении принципа свободы выбора у собственников ресурсов, производителей и потребителей. Необходимым стимулом развития рынка служит личная заинтересованность производителя в росте выпуска продукции, его своевременной реализации, в инновациях и т.д. Каждый участник рынка стремится максимизировать свою выгоду, что выражается не только в максимизации прибыли, но и в укреплении своих позиций на рынке, в продвижении на его новые сегменты, в усилении своих конкурентных преимуществ и др.

     Как мы уже отметили, основной рыночный механизм проявляется через конкуренцию. Сама конкуренция может принимать разные формы. Но суть ее одна - это борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Классики политической экономии, включая К. Маркса, обратили свое внимание на одну форму конкуренции - свободную. По Марксу, совершенная конкуренция (простое товарное производство в его терминологии) являлась исторически начальным и логически естественным путем анализа и развития рынка. Для периода домонополистического капитализма характерной была свободная конкуренция, осуществляемая главным образом путем сбивания цен. Так, внутриотраслевая конкуренция представляла собой борьбу между предприятиями одной отрасли за получение добавочной прибыли на авансированный капитал, межотраслевая конкуренция - борьбу между предприятиями разных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капиталов, которая шла путем перелива инвестиций из отраслей с низким уровнем прибыли в отрасли с более высоким уровнем. В результате эмпирически устанавливается средняя норма прибыли и формируется цена производства.

     Развитие  рынка приводит к возникновению монополий, предпосылки существования конкурентных отношений между которыми в корне отличны от предпосылок таких отношений при простом товарном производстве. Однако и в условиях несовершенной конкуренции существуют такие рыночные конкурентные структуры, как монополия, олигополия и монополитическая конкуренция.

     В настоящее время институт собственности под влиянием политики разгосударствления и приватизации как в развитых, так и в развивающихся странах претерпевает огромные изменения. Глобальный опыт выявил существование двух видов приватизации - приватизацию на макроуровне (экономики) и приватизацию на микроуровне (собственно государственных предприятий). Взгляды отдельных российских ученых, выделяющих приватизацию государственного сектора как процесс, занимающий промежуточное положение между приватизацией экономики и приватизацией предприятий [6. С. 14], представляются недостаточно обоснованными. Государственный сектор - органичная часть экономики. Следовательно, на него распространяются условия приватизации экономики. С другой стороны, приватизация предприятий государственного сектора также ведет к системным преобразованиям в экономике, поэтому нет особого смысла в том, чтобы рассматривать приватизацию госсектора как приватизацию промежуточного типа.

     Отношение к приватизации и ее роли в становлении рынка в постсоциалистических странах различное. Оно определяется в первую очередь разными политическими подходами. По мнению либералов, приватизации

     должно  принадлежать ключевое место в общей стратегии трансформации народного хозяйства, которая должна включать:

  • стабилизацию экономического положения;
  • освобождение цен;
  • перестройку структуры экономики;
  • создание институтов и механизмов рынка.

     Они считают, что приватизация является одним из наиболее важных резервов экономики, способным обеспечить средства для прочной стабилизации и образования интегрального рынка, состоящего из рынка товаров, услуг, капитала и труда. Она представляет собой практически единственную гарантию рационального поведения экономических субъектов, без которого все предыдущие этапы повисают в воздухе. «Никакие реформы, - по мнению, например, польского экономиста М. Гитуляра, - не дадут результатов, если они ре обеспечивают повышения эффективности на микроуровне. Надежды на возможность вынудить экономически рациональное поведение предприятий при помощи внешнего давления необоснованны» [7].

Информация о работе Влияние глобализации на институт собственности