«Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнения ее проявления в различных регионах. Будет лишним напоминать, насколько негативно теневая экономика отражается на социально-экономической и политической жизни общества, однако, в этой работе раскрыты не только отрицательные, но и положительные стороны скрытой экономики.

Содержание

Глава 1.Теневая экономика: понятие, сущность, измерение.
1.1 Определение теневой экономики……………………………4-6
1.2 Многообразие форм теневой экономики…………………6-16
1.3 Микрометоды измерения теневой экономики……………16-20
1.4 Макрометоды измерения теневой экономики……………20-23
1.5 Сравнение разных методов оценки теневой экономики……..23
Глава 2. Причины и формы теневой экономики.
2.1 Универсальные причины теневой экономики……………..24-30
2.2 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику…30-35
Глава 3. Роль теневой экономики в развитие экономических систем.
3.1 Всемирный характер теневой экономики…………………36-41
3.2 Теневая экономика как элемент всемирной экономической истории……42-43
3.3 Теневая экономика как фактор ускорения общественного развития…………45-47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 115.86 Кб (Скачать документ)

Из всего  многообразия возможных терминов («государственная политика», « государственное регулирование», « государственное вмешательство» и т.п.)  используется термин «государственное воздействие» на теневую экономику, который представляется нам наиболее адекватным, так как сочетает в  себе элементы регулирования экономической  жизни и элементы прямого государственного вмешательства в ее теневую составляющую. Он также подразумевает само действие и наличие политической воли, тогда  как экономическая политика может  быть политикой бездействия. Термин «воздействие» также включает в  себя не только прямые действия государства  по отношению к теневой экономике, но и сотрудничество с институтами  гражданского общества.

Методы  государственного воздействия на теневую  экономику тесно связаны с  ее масштабами. Так как на теневой  хозяйственный оборот, естественно, недоступен для официальной статистики, актуальна проблема оценки размеров теневой экономики. Конечно, в  реальной жизни все истоки теневой экономики  переплетены, их не всегда можно четко  разграничить без специальных методов  проверки достоверности информации о хозяйственных процессах. Для  этой цели используются следующие методы:

- монетарный  метод, строящийся на основе  гипотезе об использовании во  внелегальных расчетах исключительно  наличных средств ( динамика движения наличной денежной массы позволяет судить о размерах внелегальной экономики);

- метод  балансов расходов и доходов,  при котором декларируемые доходы сравниваются с суммой расходов, реальным объемом потребления товаров и услуг;

- анализ  занятости, предполагающий, что сохраняющийся  длительное время высокий уровень  незарегистрированной безработицы  свидетельствует о наличии широких  возможностей для занятости во  внелегальном секторе ( число незарегистрированных безработных косвенно свидетельствует о размерах теневой экономики);

- метод  технологических коэффициентов,  позволяющий получить данные  о реальном объеме выпуска  продукции на основе известных  технологических коэффициентов  затрат (например, сопоставляются данные  о динамики потребляемой электроэнергии  и динамике декларируемого выпуска  продукции);

- метод  опрос домашних хозяйств и  руководителей предприятий, позволяющих  дать экспертные оценки величины  теневого сектора;

- социологический, заключающийся в анализе особых норм, по которым совершаются, частоты их применения при заключение сделок;

 Можно  выделить несколько основных  направлений государственного воздействия  на теневую экономик:

1. Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития применительно к теневой экономике являются:

- минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;

- формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

- эффективное антимонопольное регулирование;

- фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики;

2. Хозяйственное законодательство очерчивает после легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для развития добросовестной хозяйственной практики подразумевает санкции за нарушения существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

- приемлемый  уровень налогов  и таможенных  пошлин;

- прозрачность  финансовой деятельности хозяйствующих  субъектов;

- упрощенные  формы регистрации и отчетности;

- ответсвенность  банков перед вкладчиками;

3. Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Начиная со второй половины XX в. многие государства зафиксировали в своих конституциях, что отныне они являются социальными государствами. Важными элементами социальной политики государства являются;

- формирование  социального государства;

- установление  достойного прожиточного минимума;

- недопущение  глубокой социальной дифференциации  общества;

- минимизация  теневых операций в системе  трудовых отношений;

- особое  внимание к проблеме занятости  молодежи;

4. Отношения с бизнесом подразумевают соблюдение основных принципов воздействия государственной власти и частного бизнеса. Эти принципы предполагают создание равных условий конкуренции для всех участников рынка и поддержка наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами отношений с бизнесом являются:

- равноудаленность  бизнеса и власти;

- государственная  поддержка малого и среднего  бизнеса;

5. Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

- традиционного  криминала;

- коррумпированной  части чиновничества;

- теневых  операций олигархических структур;

6. Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важным элементами являются:

- формирование  культуры законопослушания;

- осуждение  культа насилия, вседозволенности, наркобизнеса, проституции, порнографии  и т.п.

- формирование  национальной идеи на основе  морально-нравственных принципов  общества.

7. Сотрудничество с институтами гражданского общества позволяет привлечь  наиболее активные социальные силы к воздействию на теневую экономику. Элементы гражданского общества начали формироваться уже давно, но только сейчас можно говорить  о его определенной зрелости и значительном повышении его роли. Гражданское общество представляет собой совокупность объединений, ассоциаций, союзов по интересам (хозяйственным, профессиональным, творческим, культурным, конфессиональным, просветительским, досуговым и др.), связанных не вертикальными иерархическими зависимостями, а главным образом горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. Сюда входят, в частности, такие социальные институты, как семья, церковь, община, органы самоуправления, кооперативы и мелкие предприятия. Землячества, трудовые коллективы, политические партии и движения, средства массовой информации, творческие союзы и т.п. Важными способами сотрудничества с ними являются:

- координация  деятельности органов местного  самоуправления и правоохранительных  органов;

- использование  материалов независимых расследований  в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой  информации;

- сотрудничество  в рамках системы социального  партнерства с организациями  предпринимателей и профсоюзами  трудящихся по вопросам социальной  политики, формирования предпринимательской  корпоративной этики; 

- сотрудничество  с общественными и религиозными  организациями в сфере духовного  воспитания общества;

- сотрудничество  с общественными палатами.

8. Сотрудничество с международными организациями позволяет проводить согласованную политику по отношению к теневой экономике в мировом масштабе. Прежде всего следует перечислить официальные (межгосударственные) организации : Организация Объединенных наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Интерпол и др. Существуют и независимые международные организации ( например, «Транспэрэнси интернэшнл»). К основным элементам международного сотрудничества относятся:

- разработка  общих принципов борьбы с отмыванием  денег, коррупцией, мошенничеством;

- обмен  оперативной информацией по экономической  преступности, совместные расследования;

- обмен  опытом в рамках международных  конференции, семинаров, учений;

- учет  мнения авторитетных международных  организаций о состоянии теневой  экономики.

Государственной воздействие на теневую экономику  должно осуществляться дифференцированною вынужденная внелегальная экономика  должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной  рыночной среды), а криминальная –  преимущественно воздействию прямыми  административными методами на основе конституционного права 9 в форме  указов, постановлений, программ, распоряжений) при активном участии правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль теневой экономики  в развитие экономических систем.

 

3.1      Всемирный характер  теневой экономики.

 

На всем протяжении всего развития теневая  экономика проявила историческую способность  выживанию и гибкой адаптации  к быстро меняющимся условиям рыночного  хозяйства.

Во второй половине ХХв. мировая экономика  вступила в качественно новый  период своего  развития, который  принято называть глобализацией. В последнем десятилетие резко возрастает взаимозависимость национальных хозяйств, а производственный процесс приобретает общемировой характер. Технологической основой глобализации является  постоянное  совершенствование средств коммуникации и транспорта, устраняющее барьеры между странами и регионами мира. Таким образом, мировое экономическое сообщество из рыхлой совокупности  более или менее взаимосвязанных стран превращает в целостную экономическую систему. Отдельные национальные экономики становятся составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьба в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого.

Глобализация  социально-экономических отношений  не только открыла новые,, доселе невиданные возможности  для прогрессивного развития человечества, но и вызвала одновременно  ряд качественно  новых  глобальных угроз. Сегодня транснациональный характер принимает и теневая экономика.

Вероятно,   невозможно подсчитать ее точный удельный вес в мировом ВВП. По всей видимости, он исчисляется многими триллионами  долларов США. Эксперты английского  журнала «Экономист» оценивают  объем теневого бизнеса на планете  в 1,85 трлн ф. ст. По мнения сотрудников Международного валютного фонда. Общий объем теневых операций в мире достигает 10-11 трлн долл. Эти цифры сопоставимы с размером валового внутреннего продукта США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Логика подсчета может быть и такой : совокупный мировой продукт в наши дни составляет более 40 трлн долл. Если учесть, что 70% этого продукта формируется в 30 ведущих странах мира (страны Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР), а удельный вес теневой экономики в периферийной части находится на уровне 50%, то подсчет не должен вызвать больших сомнений. В любом случае теневая экономика стала одной из глобальных проблем современности.

Сегодня происходит интеллектуализация экономической  преступности, а теневики с успехом  используют новейшие достижения научно-технического прогресса в своих интересах.

Впечатляющими являются последствия НТП для  развития международных финансовых рынков. Термин «международные потоки капитала» уже не ассоциируется  только с перемещением машин и  оборудования из одной страны в другую: как правило, речь идет о нескольких нажатиях на клавиши компьютера, расположенного в офисе банка или финансовой компании. Смягчение барьеров на пути перемещения капитала (финансовая либерализация) не привело, как предсказывали неолибералы, к более эффективной мобилизации капитала в целях экономического развития. Напротив,  сегодня удельный размер валютных операций, связанных с обслуживанием мировой внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, не превышает 2% . Все остальные валютные сделки носят спекулятивный краткосрочных характер. Это заставляет некоторых экономистов говорить о своеобразной болезни мировой экономики, имя которой – финансовый капитализм. Спекуляции на финансовых рынках стали эффективным инструментом перераспределения собственности в глобальном масштабе.

К сожалению, при современных механизмах глобализации происходит усиление поляризации мировой  системы, когда все дальше уходят друг от друга относительно тонкий слой развитых, богатых стран, с одной  стороны, и мощный слой все более  беднеющих, развивающихся стран  – с другой. Население развитых стран составляет так называемый золотой миллиард человечества, имеющий  доступ ко всем благам современной  цивилизации. Абсолютное большинство  населения мира – это люди, занятые  кустарным и полукустарным производством, сельским, натуральным и полунатуральным  производством в развивающихся  и слаборазвитых государствах. Они, поставленные на грань выживания, представляют собой питательную среду для  теневой экономики. Растут потоки нелегальной  трудовой миграции из менее развитых стран в более развитые. Они приобрела вид бизнеса. По оценкам специалистов, общая прибыль от незаконной доставки мигрантов во всем мире достигает от 5 до 7 млрд долл. в год. В США постоянно находится около 4 млн, а в Западной Европе – около 3 млн нелегальных иммигрантов. В последние десятилетие одним из мировых центров притяжения нелегальной миграции стала Россия, где количество нелегалов составляют около 5 млн человек.

Информация о работе «Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы