«Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнения ее проявления в различных регионах. Будет лишним напоминать, насколько негативно теневая экономика отражается на социально-экономической и политической жизни общества, однако, в этой работе раскрыты не только отрицательные, но и положительные стороны скрытой экономики.

Содержание

Глава 1.Теневая экономика: понятие, сущность, измерение.
1.1 Определение теневой экономики……………………………4-6
1.2 Многообразие форм теневой экономики…………………6-16
1.3 Микрометоды измерения теневой экономики……………16-20
1.4 Макрометоды измерения теневой экономики……………20-23
1.5 Сравнение разных методов оценки теневой экономики……..23
Глава 2. Причины и формы теневой экономики.
2.1 Универсальные причины теневой экономики……………..24-30
2.2 Формы и методы государственного воздействия на теневую экономику…30-35
Глава 3. Роль теневой экономики в развитие экономических систем.
3.1 Всемирный характер теневой экономики…………………36-41
3.2 Теневая экономика как элемент всемирной экономической истории……42-43
3.3 Теневая экономика как фактор ускорения общественного развития…………45-47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 115.86 Кб (Скачать документ)

Такой значительный сектор, как домашнее хозяйство, регулируется в основном не правовыми нормами, а сложившимися практикой, обычаями и традициями. Государство технически не способно контролировать все совершаемые  в этом секторе операции.

Сами  законы также могут быть разными  – более или менее строгими в отношении различных видов  теневой деятельности. Крупные корпорации, используя свою финансовую мощь, иногда оказываю давление на законодателей, которые  могут принимать правовые акты в  угоду избранным социальным группам.

В пятую  группу относятся этические факторы, обусловленные слабой этической  основой предпринимательства. Особо  хотелось бы выделить противоречия между  законодательством и морально-этической  основой предпринимательства. Конечно, сами законы во многом отражают морально-этические  ценности данного времени. Однако интересы государства, реализуемые в законодательстве, не всегда совпадают с интересами большинства членов общества, а подчас находятся в явном противоречии с ними.

Важным  обстоятельством является также  то, что этическая основа предпринимательства  гораздо шире и нередко более  значима, чем хозяйственное право. Примером может служить деятельность швейцарских банков в период Второй мировой войны, проводивших теневые операции с нацистским режимом Германии. Формально она не попадает под букву закона, но в глазах мирового сообщества эти банки явно нарушили элементарные морально-нравственные принципы. Примерно такую же оценку можно дать деятельности крупных германских корпораций, которые в широких масштабах на своих предприятиях использовали даровой труд десятков тысяч людей, перемещенных из оккупированных нацистами стран.

Весьма  показательно, что сейчас эти корпорации добровольно выплачивают  людям компенсации, признавая нарушения морально-этических норм цивилизованного общества. Нарушение самим государством им же принятых законов также воспринимается обществом с позиций морально-этических норм.

Если  говорить об этической основе предпринимательства , то важным здесь является учет национальных традиций. В Западной Европе и Северное Америке под влиянием протестантизма сформировалось положительное отношение общества к частной собственности , личному богатству, предпринимательской деятельности. В России же православная культура, напротив, во много предопределила негативное отношение к материальной стороне жизни. Ислам до сих пор осуждает ростовщичество. Социокультурные факторы, и прежде всего этическая основа предпринимательства, являются существенными для объяснения особенностей теневой экономики в той или иной стране.

Особо в  этой группе причин хотелось бы подчеркнуть  роль институтов гражданского общества. Речь идет о том, что с усложнением  всей системы рыночного хозяйства  государству становится не под силу в одиночку бороться с теневой  экономикой . Независимые расследования экономических преступлений средствами массовой информации могут оказать государству существенную помощь в борьбе с теневой экономикой. Еще большее значение имеют воспитательные функции, которые должны осуществлять институты гражданского общества: СМИ, профсоюзы, объединения предпринимателей, потребителей, деятелей культуры, религиозные и другие организации.

Именно  институты гражданского общества заставляют государственную власть быть более  открытой и прозрачной. Опыт многих стран с развитыми институтами  гражданского общества убедительно  доказывает, что прозрачность социально-экономической  политики государства – одна из важнейших гарантий того, что будут  поставлены серьезные барьеры на пути коррупции и теневых операций между властными структурами  и бизнесом.

Наконец, в шестую  группу причин входят политические факторы, вызванные противоречиями в политической системе. Одним из принципиальных здесь является вопрос об отношениях власти и крупного капитала. Известно, что их слияние формирует  всесильную олигархию, существование  которой создает качественно  новые черты теневой экономики. Дело не только в том, что под давлением  финансовых магнатов власть принимает  законы, создающие благоприятные  условия для свободы экономической  деятельности олигархов, но и в том, что  это находится в противоречии м принципами огромное количество средств, малый бизнес оказывается в еще более неравноправном положении и т.п. Многие сделки олигархи заключают в тени кабинетов власти. С точки зрения закона эти сделки малоуязвимы , но, по существу, их следует отнести к теневой экономике. Слабость политической власти является основной причиной коррупции государственного чиновничества, которая, в свою очередь, ведет к гипертрофии масштабов теневой экономики.

Здесь, вероятно, стоит отметить различия между сильной  властью  и силовой. Сильным следует считать государство, где относительно нормально функционирует властная вертикаль, т.е система властных структур (центра, регионов, органов местного самоуправления), а государство находит поддержку у подавляющего большинства членов общества. Не только отечественный, но и международный опыт свидетельствует:  как только эта система разрушается или дает сбои, теневая экономика получает дополнительные стимулы для развития. Как правило, именно слабое государство прибегает к силовым методам, расширению силовых структур, административному воздействию на экономическую деятельность ( лицензии, льготы, разрешительный характер законодательства). Такие методы ведут к окончательной потере авторитета власти в глазах граждан, а само государство теряет рычаги управления.

Противоречия  между объективными потребностями  развития экономики и проводимой государственной политикой также  оказывают существенное влияние  на процессе формирования теневой экономики. Достаточно привести несколько хорошо известных примеров. В США в 1920-х  годах введение «сухого закона»  привело к бурному расцвету теневого алкогольного бизнеса. Аналогичное  явление наблюдалось  в СССР в  период антиалкогольной кампании. В 1960-х годах в Индии правительство  приняло постановление, запрещающее  продавать золотые браслеты с  более низкой , чем было регламентировано, пробой. За короткий период  удельный вес теневой экономики в ВВП этой страны достиг 60%. Правительство Индии было вынуждено отметить свое опрометчивое решение, и экономическая жизнь вернулась в более или менее нормальное русло.

В целом  наличие и воспроизводство подсистемы теневой экономики в рамках рыночного  хозяйства можно попытаться объяснить  и с учетом некоторых общефилософских  положений, в частности соотношения  идеального и реального в социально-экономических  системах. Вероятно, следует считать  вполне доказанным, что ни одна из реально  существовавших или существующих систем не была идеальной. Рыночное хозяйство, несмотря на его экономическую эффективность,  также далеко от совершенства. Постоянно  воспроизводящаяся теневая экономика  является тому подтверждением. Философы утверждают, что по идеалу жить невозможно, это утопия, но к нему необходимо стремиться. Применительно к теневой  экономике это положение можно  сформулировать следующим образом: в рыночном хозяйстве всегда находится  место для теневой экономики, она бессмертна, но необходимо стремиться к минимизации ее масштабов.

Посмотрим на причины теневой экономики  с точки зрения соотношения объективного и субъективного. Наличие объективных  причин теневой экономики позволяет  сделать вывод: пока будет существовать  рыночное хозяйство, будет существовать и теневая экономика как одна из его подсистем. Однако государственное  воздействие не теневую экономику, степень его эффективности во многом зависят от факторов субъективного  характера. К примеру, экономическая  причина теневой экономики –  стремление к экономической выгоде. Но от государства во многом зависит, какие условия созданы для реализации экономических интересов, здоровой с правовой и этической точек зрения конкуренции – основы предпринимательства. Известно также, что малоимущие слои населения являются питательной средой для теневой экономики. Это объективная закономерность. Но просчеты, ошибки, а подчас и некомпетентность государства в социальной политике ведут к бурному росту этих слоев и соответственно росту масштабов теневой экономики. Коррупция госчиновников – вечная проблема, но ее гипертрофированные масштабы во многих странах объясняются преимущественно субъективными факторами.

Различные причины существования и постоянного  воспроизводства теневой экономики  обуславливают ее неоднородность, наличие  ряда сегментов теневой активности, значительно отличающих друг от друга.       

 

2.2     Формы и методы государственного  воздействия на теневую экономику.

   Винить государство в существовании теневой экономики как такой бессмысленно. Исторический опыт свидетельствует, что теневая экономика является составной частью хозяйственного механизма. Однако именно на государстве лежит ответственность за то, что разрастается порой до значительных масштабов. Рассмотрим вопрос об ответственности государства за масштабы различных секторов теневой экономики.

Прежде  всего, стоит обратить внимание на то, что государство подчас становится непосредственным участником теневой  экономики.

Случаи  участия государства в производственной деятельности, традиционно носящей  криминальный характер, довольно редки. В качестве примеров субъектов подобной деятельности можно провести военизированные  политические образования, претендующие на роль государственных структур остро  нуждающиеся в финансовых средствах  и использующие в качестве их источника  криминальный, а следовательно, сверхдоходный бизнес. Афганское движение  талибов делает ставку на наркобизнес, чеченские сепаратисты – на торговлю людьми, ангольское движение УНИТА – на незаконную добычу алмазов и золота и незаконную торговлю ими.

Как правило, государство ведет жесткую борьбу с традиционным криминалом. Однако случается, что в то же самое время  оно само же может оказаться вовлеченным  в преступную экономическую деятельность. Питательной средой для этого  служит олигархические структуры, образующиеся в результате слияния капитала и  власти. Внушительные масштабы приобрела  коррупция. Борьба с этим видом теневой  экономики особенно сложна, так как  речь идет о влиятельных представителях самого государства и крупного капитала.

Государство несет большую ответственность  за масштабы вынужденной теневой  экономики. Непродуманная социально-экономическая  политика загоняет в тень многих хозяйствующих  субъектов. При улучшении же экономической  ситуации они часто ее покидают.

В целом  степень ответственности государства  за масштабы теневой экономики и наносимый ущерб может быть оценена по следующим направлениям:

- нарушение  самим государством правовых  норм, морально- нравственных принципов общества (правовой и этический произвол);

- теневые  сговоры государства и его  представителей с олигархами, противоречащие  интересам общества;

- коррупция государственных чиновников, превращение государственных институтов в систему, которую можно определить как коррумпированное государство;

- непрофессионализм  государственных политиков и  их субъективные ошибки и просчеты в экономической политике, имеющие следствием развитие  вынужденной внелегальной экономики.

Рассмотрение  форм и методов воздействия на теневую экономику логично начать с более общего вопроса, являющегося  предметом оживленной дискуссии  в мировой и отечественной  экономической науке, - о регулирующей роли государства в экономике.

Обосновывая подходы к государственному вмешательству  в экономику, западные теоретики  ссылаются на две симметрические теории – «провала рынка» и «провала государства». В то время как сторонники государственного активизма исходя  из «провала рынка», неконсерваторы обосновывают необходимость приватизации и дерегулирования, делая упор на « провал государства», который, по их мнению, перевешает «провал рынка».

По видимому, в равной степени правы и не правы и те, и другие. Абсолютизация рыночных отношений и государственного регулирования, так же как и их отрицание, не имеет достаточных оснований. Необходимо их сочетание. Там , где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий и прямых форм вмешательства государства в экономическую деятельность требует использования более гибких частных и смешанных форм собственности и предпринимательства, косвенного экономического регулирования. Особенное значение приобретает роль государства в процессах развития и трансформации, которые переживают многие менее развитые страны и страны с переходной экономикой.

Усложнение  функций государства связано  с развитием многообразных совместных действий государства, частного бизнеса, гражданского общества на всех уровнях  регулирования – макроэкономическом , мезоэкономическом ( региональном и отраслевом), а также на микроэкономическом. Возникла сложная система институциональных взаимоотношений: консультативные советы, комиссии, конференции и т.п. Все это предъявляет жесткие и разносторонние  требования к аппарату государственного управления, качеству принимаемых решений, уровню работы регулирующих органов, квалификации, профессионализму и компетентности государственных чиновников.

Информация о работе «Теневая экономика» в современных условиях: сущность, причины формы