«Класс интеллектуалов» как высший класс постиндустриального общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучение в учебных целях, для понятия закономерностей экономики и становления ”класса интеллектуалов” как главного класса постиндустриального общества.
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие «постиндустриализм».
2.Раскрыть сущность понятия «класс интеллектуалов».
3. Рассмотреть место «класса интеллектуалов» в постиндустриальном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1
1.1. Понятие «Постиндустриализм»………
1.2. Социальная структура общества ………
1.3. Социальная структура постиндустриального общества……
1.4. Понятие "класса интеллектуалов" и его основные признаки……
Глава 2

2.1. Социальный конфликт………………………
2.2. Интеллектуальное расслоение…………………
Глава 3
3.1.Классовые противостояния……………………
Вывод …………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 172.49 Кб (Скачать документ)

     1) класс крупных собственников; 

    2) класс интеллектуалов, администраторов  и менеджеров;

     3) мелкобуржуазный класс мелких  бизнесменов и собственников; 

    4) рабочий класс.

    Особое  место в практике социального  управления принадлежит теории среднего класса. «Промежуточный» класс между высшим и низшим (рабочим) классом. По мнению М. Вебера, средний класс является главной социальной базой и опорой демократии современного западного общества. Такая его роль связана с особыми социальными свойствами:

  1) высокой заинтересованностью в  политической стабильности общества;

  2) почитанием ценностей свободы  и прав человека;

  3) склонностью к компромиссам и  примирению политических крайностей;

  4) умеренностью политических требований;

  5) относительно высокой компетентностью  при принятии электоральных и  иных политических решений.

    Его представители, как правило, имеют  высшее образование, владеют престижными, высокооплачиваемыми профессиями, ведут жизнь, позволяющую им идентифицировать себя со средним классом. 

1.3. Социальная структура постиндустриального общества.

    Важная черта постиндустриального общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. На постиндустриальной стадии действует тенденция к усилению разнообразия и индивидуализации потребностей и спроса. В структуре личного потребления растет доля потребностей нематериального, гуманитарного характера: социальных, интеллектуальных, культурных. Отход от обезличивающей стандартизации, повышение качества жизни ведут к сдвигам в производстве. Повышается роль мелкосерийного производства. Увеличивается количество модификации одного и того же товара или услуги. Относительно и абсолютно растет сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.

    Именно  в таком обществе появляется господствующий класс – класс интеллектуалов. 

1.4. Понятие "класса интеллектуалов" и его основные признаки.

    Предельно широкое определение новой социальной страты, так называемой техноструктуры, дал Дж.К. Гэлбрейт, отмечавший в 1969 г., что "она включает в себя всех, кто привносит специальные знания, талант и опыт в процесс группового принятия решений".  В результате к середине 70-х господствующим классом  стали называть "технократов", умело манипулирующих уникальными  знаниями и информацией на трех основных уровнях: национальном, где действует  правительственная бюрократия, отраслевом, представленном профессионалами и  научными экспертами, и на уровне отдельных  организаций. В это же время А. Турен назвал технократический класс  не только доминирующим классом постиндустриального  общества, но и субъектом подавления остальных социальных слоев и  групп. В 1962 г. Ф. Махлуи ввел в научный оборот термин “работник интеллектуального труда”. Такой позиции придерживался и основатель теории постиндустриализма Д. Белл, отмечавший, что «если в течение последних ста лет главными фигурами были предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то сегодня "новыми людьми" являются ученые, математики, экономисты и представители новой интеллектуальной технологии»

    Сейчас  идет процесс экологизации социально-экономического развития. Складывается новый тип  взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает  не как бездумный потребитель  ее благ, а как органическая часть  системы «человек-общество-природа».

    В западной социологии понятие "класса интеллектуалов" используют сегодня  для обозначения некой данности, трудно найти четкое определение  этой социальной группы. Отчасти это  объясняется тем, что становление  данной общности еще далеко от завершения. однако можно,  указать некоторые характерные особенности представителей этого класса.

    Наиболее  очевидным признаком "класса интеллектуалов" являются высокие стандарты образования, принятые в этой среде. В большинстве  случаев высококвалифицированные  специалисты находят себе применение в новейших отраслях промышленности и сферы услуг.

    Статус  работника в постиндустриальном обществе и его принадлежность к "классу интеллектуалов" определяются тем, в какой степени в тот  или иной момент он превосходит аналогичный  показатель среднего работника. Так, в 60-е и 70-е годы, когда обладатели дипломов колледжей считались высококвалифицированными специалистами, их доходы росли гораздо  быстрее, нежели у выпускников школ. Однако с конца 80-х доходы лиц  с высшим образованием также стали  устойчиво снижаться и условиях новой волны конкуренции на рынке  труда. Став вполне ординарными работниками, они уступили первенство обладателям  докторских и иных ученых степеней, а также носителям знаний об определенных производственных процессах и технологиях.

    Уровень образования “класса интеллектуалов”,  значительно выше уровня большинства  граждан, составляющих совокупную рабочую  силу. Поэтому границы "класса интеллектуалов" никогда не могут расшириться  до масштабов общества в целом.  

    Охарактеризовать  данную социальную группу, во-первых, можно тем, что ее представители могут приобретать необходимые им средства производства в личную собственность.  

    Доступность информационной техники и технологий  приводит к тому, что все более  расширяющийся круг интеллектуальных работников получает возможность индивидуального  производства информационных продуктов

      Важно то, что они поставляют на рынок не свою рабочую силу, а именно готовый продукт, как правило - редкий и невоспроизводимый.

    Западные авторы ставят вопрос о человеческом, интеллектуальном, структурном и других видах капитала, не воплощенных в материальных объектах, а лишь персонифицированных в их конкретных носителях. Говорится о "внутренней собственности" ( intra - ownership или intra - property ) . Личная собственность неотчуждаема и служит более мощным побудительным мотивом, нежели любой иной вид собственности, современные социологи все чаще рассматривают ее как основной вид собственности в постиндустриальном обществе, и это подчеркивает роль "класса интеллектуалов" , его растущую независимость от остальных социальных слоев. Со снижением роли традиционных форм частной собственности власть уходит от представителей капиталистического класса; "класс интеллектуалов, а не капиталисты, обладают властью и влиянием"  в современном обществе.

    Так же, важным признаком "класса интеллектуалов" является востребованность его представителей в разных структурных элементах социальной иерархии, а также их мобильность. Обретая новую роль в производственном процессе, интеллектуальные работники уже не могут быть управляемы традиционными методами. В условиях, когда "социальные отношения становятся сферой скорее личных устремлений, чем бюрократического регулирования", а "воображение и творческий потенциал человека превращаются в поистине безграничный ресурс для решения встающих перед нами новых задач" и "совместимость ценностей, мировоззрений и целей более важна, нежели детали конкретной коммерческой сделки",  то сторон является взаимозависимыми .

    Положение высококвалифицированных работников в постиндустриальном обществе делает "класс интеллектуалов" самовоспроизводящейся замкнутой общностью. "Работники интеллектуального труда не ощущают, что их эксплуатируют как класс"1, и вследствие этого, меняя свою работу, они не меняют своих экономических и социальных позиций. Эти позиции включают в себя приверженность целям самосовершенствования в процессе деятельности. 

    По  мере того как "класс интеллектуалов" становится одной из наиболее обеспеченных в материальном отношении социальных групп современного общества, он все более замыкается в собственных пределах. Между тем современные исследования показывают, что, "будучи однажды выбранными, ценности меняются очень редко", и поэтому формирование нового типа работника становится в определенной мере наследственным, интергенерационным процессом. "Постматериалистами становятся чаще всего те, кто с рождения пользуется всеми материальными благами, чем в значительной степени и объясняется их приход к постматериализму"2 . Это дает возможность говорить не только об устойчивости данной социальной группы, но и о ее способности к самовоспроизводству и самоутверждению в современном обществе.  

    Следуя  из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сегодня в развитых обществах образовался слой интеллектуальных работников, которые обладают неотчуждаемой собственностью на информацию и знания, которые не эксплуатируемы как класс. Именно поэтому мы говорим не об интеллигенции, а об особом классе, занимающем доминирующие позиции в постиндустриальном обществе, о классе, интересы которого отличны от интересов иных социальных групп.

    Рассматривая “класс интеллектуалов”, нужно понимать, что это не  ученные, не интеллигенция, как таковые. Это люди, которые создают «уникальные продукты». Люди, которые задают творческий результат, который двигает что-то вперед.

    Классообразование интеллектуалов - это процесс, связанный  с появлением у этой группы экономического влияния и серьезной экономической  значимости. Сегодня представители  целого ряда профессий получили возможность  создавать продукт, фактически, не будучи привязанными к каким-то внешним  условиям.

    Важно то, что затраты на создание исходного продукта в разы  превышают затраты на тиражирование. Человек, создающий этот продукт, является не рабочим, а человеком, который создает от начала до конца весь продукт.

    Соответственно, тогда к нему относятся, как к производителю продукта, а не как к обыкновенному человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

    2.1. Социальный конфликт

    Проблемы, порождаемые информационной революцией, не сводятся к технологическим аспектам, они имеют выраженное социальное измерение.

    В постиндустриальном обществе люди, составляющие элиту, не зависимости от того, как она  названа - новый класс, технократическая прослойка или меритократия - обладают качествами, не обусловленными внешними социальными факторами. Не общество, не социальные отношения делают теперь человека представителем господствующего класса, и не они дают ему власть над другими людьми; сам человек формирует себя как носителя качеств, делающих его представителем высшей социальной страты. Но до сих пор остается неясным, "является ли интеллектуальная элита реальным сообществом, объединяемым общими интересами в той степени, которая сделала бы возможным ее определение как класса в смысле, вкладывавшемся в это понятие на протяжении последних полутора веков"3.

    Это объясняется тем, что информация - наиболее демократичный источник власти ,так как все имеют к ней доступ. Но в то же самое время информация является и наименее демократичным фактором производства. Доступ к ней отнюдь не означает обладания ею. В отличие от всех прочих ресурсов, информация не характеризуется ни конечностью, ни истощимостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании, однако ей присуща избирательность - редкость того уровня, который и наделяет владельца этого ресурса подлинной властью. Значимые знания сосредоточены в относительно узком круге подлинных владельцев информации. Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться.

    Новое социальное деление вызывает и невиданные ранее проблемы. Пока в обществе главными были экономические ценности, существовал некий консенсус относительно средств достижения желаемых результатов. Более активная работа, успешная конкуренция на рынках, снижение издержек и другие экономические методы. Все они приводили к достижению экономических целей - повышению прибыли и уровня жизни. В хозяйственном успехе предприятий в большей или меньшей степени были заинтересованы и занятые на них работники. Сегодня же наибольших достижений добиваются те предприниматели, которые ориентированы на максимальное использование высокотехнологичных процессов и систем Они привлекают образованных специалистов и, как правило, сами обладают незаурядными способностями к инновациям в избранной ими сфере бизнеса. Имея перед собой цели, в содержании которых экономический контекст занимает отнюдь не главное место, стремясь самореализоваться в своем деле, создать и развить новую корпорацию, выступающую выражением индивидуального "я", эти представители интеллектуальной элиты добиваются наиболее впечатляющих экономических результатов. Напротив, люди, чьи ценности имеют экономический характер, как правило, не могут качественно улучшить свое благосостояние. Так же важно то, что они фактически не имеют шансов присоединиться к высшей социальной группе.

Информация о работе «Класс интеллектуалов» как высший класс постиндустриального общества