«Класс интеллектуалов» как высший класс постиндустриального общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: изучение в учебных целях, для понятия закономерностей экономики и становления ”класса интеллектуалов” как главного класса постиндустриального общества.
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие «постиндустриализм».
2.Раскрыть сущность понятия «класс интеллектуалов».
3. Рассмотреть место «класса интеллектуалов» в постиндустриальном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1
1.1. Понятие «Постиндустриализм»………
1.2. Социальная структура общества ………
1.3. Социальная структура постиндустриального общества……
1.4. Понятие "класса интеллектуалов" и его основные признаки……
Глава 2

2.1. Социальный конфликт………………………
2.2. Интеллектуальное расслоение…………………
Глава 3
3.1.Классовые противостояния……………………
Вывод …………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 172.49 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО  И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: ««Класс интеллектуалов» как  высший класс постиндустриального  общества»                                      
 
 

        
 
 
 

    Выполнила:  

                                           Проверила:    Назарова Светлана

Георгиевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2011 

  Содержание:

  Введение………………………………………………………………………..3-5

  Глава 1

         1.1. Понятие «Постиндустриализм»………

         1.2. Социальная структура общества ………

         1.3. Социальная структура постиндустриального общества……

         1.4. Понятие "класса интеллектуалов" и его основные признаки……

  Глава 2

                     

         2.1. Социальный конфликт………………………

         2.2. Интеллектуальное расслоение…………………

  Глава 3

         3.1.Классовые противостояния…………………… 

     Вывод …………………………………………………………………………

  Список  литературы…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Постиндустриальное  общество — это общество, в экономике  которого в результате научно-технической  революции и существенного роста  доходов населения приоритет  перешёл от производства товаров  к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной  движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень  образования, профессионализм, обучаемость  и креативность работника.

    Постиндустриализм  -  новая, более высокая ступень  развития по сравнению со стадией  индустриального общества, приходящая ему на смену. Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так  называемые высокие технологии. К  ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными  свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все  сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и  искусство.

    Другая  важная черта постиндустриального  общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура  трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного  высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение  квалификации и переквалификации работников. На постиндустриальной стадии действует  тенденция к усилению разнообразия и индивидуализации потребностей и  спроса. В структуре личного потребления  растет доля потребностей нематериального, гуманитарного характера: социальных, интеллектуальных, культурных. Отход  от обезличивающей стандартизации, повышение  качества жизни ведут к сдвигам  в производстве. Повышается роль мелкосерийного производства. Увеличивается количество модификации одного и того же товара или услуги. Относительно и абсолютно  растет сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.

    Именно  в таком обществе появляется господствующий класс – класс интеллектуалов.

    Эта тема, актуальна в данный момент для нашей страны. Так как мы идем на пути развития постиндустриального  общества. Класс интеллектуалов –  это средний класс.

    Российские  экономисты и социологи опровергли миф о росте благосостояния и  увеличении численности среднего класса в России. По их данным, у нас к  этой прослойке можно отнести  не 20–25%, как считает официальная  наука, а около 7% населения. При этом, несмотря на успехи экономики, численность  среднего класса перестала расти.

    Ряд ученых (например, Ю.Левада) вообще отрицают существование в России среднего класса. Одни из них говорят об абстрактности  самого понятия «средний класс», которое  соединяет слишком разнородные  группы людей, имеющие мало общего друг с другом (речь идет не только о России). Другие сомневаются в возможности  существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели  к резкой поляризации общества на бедных и богатых.

    Проблему  среднего класса рассматривают многие отечественные и зарубежные ученые-экономисты. В своих работах они отображают возможные пути решения и статистику развития «класса интеллектуалов»  в будущем.

    Цель  моей работы:  изучение в учебных  целях, для понятия закономерностей  экономики и становления ”класса  интеллектуалов” как главного класса постиндустриального общества.

    Задачи: 

    1.Охарактеризовать  понятие «постиндустриализм». 

    2.Раскрыть  сущность понятия «класс интеллектуалов».

    3. Рассмотреть место «класса интеллектуалов»  в постиндустриальном обществе.  

    Для написания этой работы мной были прочитаны  такие источники:

  1. «Класс интеллектуалов» Иноземцев Владислав Леонидович

        В своей работе Владислав Леонидович рассматривает такие вопросы  как:

        Какова  роль класса интеллектуалов, появляющегося  в постиндустриальном обществе? Кто  составляет этот класс? В чем состоят  особенности этой социальной группы? Каковы классовые интересы интеллектуалов? Что такое интеллектуальный капитал  и неособственность, и могут ли они наследоваться? В чем состоят  постматериальные ценности, и кто  их исповедует? Какова разница между  интеллектуалами и интеллигенцией? Справедливо ли утверждение, что  информация есть самый демократичный  источник власти? 

    1. «Грядущее постиндустриальное общество» Белл Д

        Д. Белл пытается показать развитие общества как переход между тремя стадиями - доиндустриальным, индустристриальным и постиндустриальным обществом. Каждая стадия определяется одним доминирующим видом производства - соответственно, сельским хозяйством, промышленностью  и услугами.

        В обосновании своей теории Даниэл Белл приводит данные на основе США, которые  показывают рост услуг в структуре  производства. Следует также отметить, что автор описывает не какое-то реальное общество, а создаёт "аналитическую  конструкцию" - т.е. то, чем наше общество может быть. 

  
  1. «Новая  постиндустриальная волна на Западе»

        Книга представляет собой сборник работ  наиболее известных западных специалистов по теории постиндустриального общества и футурологии. В сборнике представлены исследователи, определяющие современное  состояние постиндустриальной теории, - П.Дракер, Дж. Гэлбрейт, Ф.Фукуяма, Л.Туроу, А.Кастальс, виднейшие специалисты  по проблемам управления и теории современной корпорации - Л.Эдвинсоон, Т.Стюарт, Ч.Хэнди, Т.Сакайя, а также  наиболее известные эксперты по проблемам  экологической безопасности и отношений  с "третьим миром" - А.Гор, Д.Мидоуз, Р.Райх, П.Пильцер, Э. Фон Вайцзеккер и др. 

Так же мною были изучены журнальные статьи современных ученых –экономистов. 
 

    Глава1

    1. Понятие «Постиндустриализм».

    Постиндустриальное  общество — это общество, в экономике  которого в результате научно-технической  революции и существенного роста  доходов населения приоритет  перешёл от производства товаров  к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной  движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень  образования, профессионализм, обучаемость  и креативность работника.

    Постиндустриализм  -  новая, более высокая ступень  развития по сравнению со стадией  индустриального общества, приходящая ему на смену. Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так  называемые высокие технологии. К  ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными  свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все  сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и  искусство.

    Согласно  концепции постиндустриального  общества, история цивилизации делится  на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к  другой предшествующие формы становятся второстепенными.

    Постиндустриальный  способ организации основан на :

  • наукоёмких технологиях,
  • информации и знаниях,
  • творческом аспекте деятельности человека. Повышение квалификации и непрерывное самосовершенствование на протяжении всей жизни.

    Слабостью постиндустриальной теории называют то, что она рассматривает переход  от одной стадии к другой как объективный  процесс, но мало анализирует необходимые  для этого общественные условия, сопутствующие противоречия, культурные факторы и т. д. 

  1.2. Социальная структура общества 

    Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп  и т.д.

    Социальная  стратификация – иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.

    Социальные  общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее  сходными интересами. Общества различных  типов - формы совместной жизнедеятельности.

    Классы - основа социальной структуры общества.

    К. Маркс одним из первых высказал мысль  о том, что общество имеет классовую  природу. Отношения между классами носят антагонистический характер, поскольку один из них господствует над другим. К. Маркс разделял классы на два типа. Основные – формирующие господствующий способ производства и неосновные – классы, уходящие с исторической сцены, или классы пока еще не играющие решающей роли в существующей системе.

    В. Ленин, переработал и развил учение К. Маркса о социальных классах. Он характеризовал их как "большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают".

    Еще одной признанной теорией классов является теория М. Вебера, согласно которой современное общество можно разделить на четыре класса. М. Вебер выделяет:

Информация о работе «Класс интеллектуалов» как высший класс постиндустриального общества