Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Оглавление

            Введение………………………………………………………………………..3

 1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5

 2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5

 2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6

 2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11

 3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12

3.1.Понятие  монополии………………………………………………………12

3.2. Рынок  чистой монополии……………………………………………….14

3.3.Ценовая  дискриминация…………………………………………………17

3.4.Стратегия  фирмы – монополии по продукту…………………………...20

 4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной

         конкуренции………………………………………………………….21

 5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22

5.1.Антимонопольное  регулирование……………………………………… 24 

 6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24

6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25

7.Экономический  анализ рынка олигополии в  России……………………35

7.1.Основные  олигополистические рынки………………………………….36

7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43                   Заключение……………………………………………………………………..  44

 Список литературы……………………………………………………………………..47 
 
 

    Введение

         На  поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или  отсутствия ограничений на вход в  отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях  и т.д.

         В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные  их объединения - могут назначать  практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика  демонстрирует достаточно жесткие  правила игры, характеризующиеся  использованием методов и форм ценовой  и неценовой конкуренции.

         В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки  монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная  промышленность, металлургия). Совершенная  конкуренция и чистая монополия  встречаются довольно редко и  скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения  объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет  понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный»  рынок с реальным.

         Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и  монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь  влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ моделей  поведения фирмы в условиях различных  рыночных структур необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

         В этой связи, выбранная тема курсового  исследования является актуальной.

         Объектом  исследования является фирма как  микроэкономическая категория, предметом - модели ее поведения в условиях различных рыночных структур.

         Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов моделей  поведения фирмы в условиях различных  рыночных структур.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
  • Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
  • Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

         Поставленные  задачи логически предопределили структуру  работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

         Методологической  основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических  процессов и явлений, общенаучные  методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

         Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные  и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности моделей поведения  фирмы в условиях различных рыночных структур, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди  которых Авдашева С.Б., Тарануха Ю.В., Тарасевич Л.С., Шеррер Ф.М. и другие. 
     
     

     1.        Под рынком понимается производство и продажа однородного     товара, то есть товара (или товарной группы), не имеющего близкого субститута. Наличие близкого субститута (товара-заменителя) определяется по значению перекрестной ценовой эластичности. Если для товаров из ближайших товарных групп , то эти товары не будут близкими субститутами данного продукта. Следовательно, производители и продавцы данного продукта могут рассматриваться в качестве обособленного рынка.

    Структура товарного  рынка определяет поведение фирмы, характер ее взаимодействия с другими  участниками рынка. В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных  стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Традиционно главным критерием классификации взаимодействия фирм служит характер и степень конкуренции на рынке.

       Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.

    Экономисты различают четыре типа рынков:

    • рынок совершенной (чистой) конкуренции;
    • рынок чистой монополии;
    • рынок монополистической конкуренции;
    • рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия.

    2. Совершенная  конкуренция.

    Конкуренция как экономический процесс предусматривает  такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на каком-либо товарном рынке. Наибольшую эффективность с этой точки зрения дает совершенная конкуренция.

    К признакам  рынка совершенной конкуренции  относятся:

    -наличие большого  числа экономических агентов,  продавцов и покупателей, так  что крупнейшая фирма отрасли  производит незначительный объем  продаж;

    -максимальная  информированность продавцов и  покупателей о товарах и ценах,  так что все экономические  агенты обладают полным знанием  экономических параметров рынка;

    -свободный  вход на рынок и выход с  него - наличие высокой степени  мобильности ресурсов между отраслями  экономики;

    -однородность  продаваемой продукции;

    -отсутствие  значимого влияния на рыночную  цену со стороны продавцов  или покупателей.

    Совокупность  этих моделей образует теоретический  инструментарий для анализа конкретных реальных рынков. 

    2.1.Совершенно конкурентный рынок – рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции. Для него характерны: 

    ·  множество (сотни) продавцов и покупателей; 

    ·  небольшой (около 1%) удельный вес фирм в объеме продаж на данном рынке, при этом ни одна фирма не рассматривает конкурентов  как угрозу ее рыночной доле продаж. Фирмы не интересуются производственными  решениями своих конкурентов; 

    ·  стандартизированная (однородная) продукция, производимая фирмами и предлагаемая на рынке; 

    ·  доступность  информации о ценах, технологиях, вероятной  прибыли и возможность быстрого реагирования на изменившиеся условия  рынка посредством перемещения  применяемых ресурсов; 

    ·  свобода  входа на рынок и выхода с него. 

    Фирма, функционирующая  в названных условиях (на совершенно конкурентном рынке), из 2-х важнейших  параметров, образующих совокупный доход (TR=P·Q), может контролировать (регулировать, изменять) только объем своего производства, но не цену на продукцию. Цена в каждый данный момент стихийно складывается на рынке, фирма ее принимает как  заданную (Р – const в данный момент), отсюда P=MR.

    Всякая фирма, выбирая выпуск продукции, стремится  максимизировать прибыль. Отсюда правило: объем производства может нарастать  до того момента, пока приращение прибыли  на дополнительную единицу товара не станет равно нулю:

                                         

    – предельный доход (MR)

     – предельные  издержки (MC)

    →MR–MC=0; →MR=MC 

    Для совершенно конкурентной фирмы это правило  можно уточнить так:

                        Р=МС , поскольку P=MR.

     

    Итак, совершенно конкурентная фирма, максимизируя прибыль, выбирает тот объем производства, при котором Р=МС (правило) и условие  Р>ACmin. 

    Эта ситуация равновесия фирмы (самая благоприятная  ситуация). 

    Таблица. Данные совершенно конкурентной фирмы 

    в краткосрочном  периоде (на конец первого полугодия) 

    Другой менее  благоприятной ситуацией на фирме  является самоокупаемость, когда покрываются  за счет продажи продукции все  затраты, но нет экономической прибыли:

    Р=МС=АСmin.

    Убытки у  совершенно конкурентной фирмы возникают, если Р=МС, при этом АСmin>P>AVCmin. Банкротство  фирмы (прекращение производства по причине высоких издержек и низкой цены) имеет место при Р=МС, P<AVCmin. 

    Названные ситуации могут быть представлены следующим  графиком:

     

     

    1)   при  цене 150 руб и объеме 318 изделий  – есть max прибыли, 

    2)   при  цене Р2 количестве Q2 – фирма  на самоокупаемости, 

    3)   в  интервале цен P2 P3 и количестве Q2 Q3 – фирма убыточна. 

    4)   при  цене ниже Р3 нет смысла осуществлять  производство. 

    Точка С –  критическая точка.

    Линия спроса у совершенно конкурентной фирмы  всегда совпадает с линией предельного  дохода (т.к. P=MR) и на графике есть горизонтальная линия. Кривая предложения  совпадает с линией предельных издержек до критической точки (график ниже). 

    Кривая предложения  показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции:

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России