Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

     

    Основные факторы, влияющие на предложение:

    1. Размеры  фирмы.

    Чем фирма  больше, тем она больше применяет  постоянные ресурсы, а значит и продукции производит. Следовательно, чем больше средний размер фирмы, поставляющей на рынок стандартизированный товар, тем больше продукции она предлагает по данной цене. 

    2. Цены переменных  ресурсов.

    Рост цен  на переменные ресурсы снижает предложение  и наоборот.

    3. Новые технологии  увеличивают объем производства.

    В долгосрочном периоде у фирм возникает тенденция  расходовать средства на высокопроизводительные ресурсы, это ведет к выравниванию затрат на всех предприятиях отрасли. Иначе говоря, в долгосрочном периоде  совершенно конкурентные фирмы не имеют  экономической прибыли. Данная ситуация характеризуется следующей формулой: P=LMC=LACmin (цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным минимальным  средним издержкам). 
     
     
     

    На рынках совершенной конкуренции наблюдается  самая высокая степень независимости  поведения экономических агентов  друг от друга, абсолютная эластичность спроса на товар для отдельного продавца и абсолютная эластичность предложения  товара для отдельного покупателя. (Такие кривые спроса и предложения  для отдельных рыночных субъектов  представляют собой прямые линии, параллельные горизонтальной оси.) В этих условиях взаимодействие фирм характеризуется  как конкурентное поведение.

    Конкурентное  поведение предусматривает, что  рынок полностью определяет параметры  поведения фирмы (важнейший из них - цена). Фирма целиком подчиняется  рынку, является ценополучателем. Степень  влияния фирмы на рынок минимальна (или равна нулю). Взаимодействие фирм - ценополучателей дает самую высокую степень конкуренции. Однако, с другой стороны, здесь нельзя говорить в строгом смысле о взаимодействии фирм, так как фирмы пассивно реагируют на изменения окружающей экономической среды.

    Совершенно  конкурентный рынок предусматривает  достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной  стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров (непроданной продукции) - с другой.

    На практике совершенно конкурентные рынки встречаются  довольно редко. К ним можно отнести  рынки некоторых биржевых товаров, а также взаимодействия мелких фирм на региональных или локальных рынках.

       Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждой фирмы к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке фирма прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выигрыш фирмы - в возрастающих объемах поставок.

       Замечено, что на рынке совершенной конкуренции  поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

       На  практике к данному типу рынка (с  определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.

    Вывод: совершенно конкурентный рынок – это наиболее эффективно работающий рынок, потому что  цена складывается под влиянием спроса и предложения, не зависит от фирмы; цены ниже, чем в условиях других типов рынков.

    Лучше тому обществу, в котором поддерживаются условия  совершенной конкуренции в большинстве  отраслей.

     

    2.2. Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту

    Предположим, что фирма, используя единственный переменный фактор производства –  труд, производит некий продукт, продаваемый  на совершенно конкурентном рынке товаров. Фирма контролирует в этих условиях лишь свой объем производства, но не цену. Цена здесь будет равна предельному  доходу (Р=МR), соответственно доход  от предельного продукта ресурса (труда) будет равен стоимости предельного продукта ресурса (труда): МRРL=VMPL. 

    Предельные  издержки на ресурс здесь будут равны  цене ресурса (труда) (МiС=W), т.к. рынок  ресурсов совершенно конкурентный. 

    Прибылемаксимизирующая  фирма будет увеличивать занятость (L) до тех пор, пока доход от предельного  продукта ресурса (или ценность предельного  продукта труда) не сравняется с предельными  издержками на ресурс, которые здесь  совпадают с рыночной ставкой  заработной платы: 

    MRPL(VMPL)=MiC (W).

    

    Кривая спроса на труд ДL совпадает с кривой МRPL. Рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько пожелает при данной рыночной ставке заработной платы, поэтому кривая предложения трудовых ресурсов, используемых фирмой, является горизонтальной линией. Максимизирующее прибыль количество трудовых ресурсов, используемых фирмой, находится на пересечении кривых предложения и спроса. 

    Повышение рыночной ставки заработной платы сокращает (при прочих неизменных условиях) оптимальную занятость на фирме, а снижение ставки – увеличивает оптимальную занятость.

          Если в производстве товара используется не один, а два или несколько  переменных факторов, кривая дохода от предельного продукта труда одного из них уже не является кривой спроса на этот фактор. Причина в том, что различные переменные факторы взаимозависимы в производственном процессе, так что изменение цены одного из них ведет к изменениям в масштабах применения других, а это, в свою очередь, ведет к изменению величины предельного продукта того фактора, изменение цены которого инициировало весь этот процесс. 

    Итак, в условиях совершенной конкуренции на рынке  продуктов и ресурсов спрос фирмы  на переменный ресурс зависит от его  цены, от величины его предельного  продукта, от рыночной цены товара, в  производстве которого данный ресурс используется (это опосредовано ценностью  предельного продукта), от объемов  применения других, совместно с ним  используемых факторов. Чем выше эти  объемы, тем больше спрос фирмы  на данный переменный фактор.

    Рыночный спрос  на переменный фактор производства (труд) может быть определен (как и рыночный спрос на товар) путем горизонтального  суммирования индивидуальных кривых спроса всех фирм. Но необходимо помнить, что при одновременном изменении спроса всеми фирмами в ответ на изменение цены фактора может измениться и цена товара, а это окажет влияние на доход от предельного продукта труда (ценность предельного продукта труда) и спроса на него. 

    3. Монополия

    3.1.Монопольный рынок характеризуется:

    • наличием одного производителя-продавца (монополия) или одного покупателя (монопсония) данного товара;
    • наличием высоких (запрещающих) барьеров входа, как правило, практически непреодолимых.
    • продукция уникальная;
 

          Современные рыночные структуры связаны с  несовершенной конкуренцией, которой  присуще монополистическое и  государственное вмешательство  в экономику.

          Монополия – рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объем предположения и цену товара или услуги.

          В экономической теории выделяют четыре вида монополий: естественную, организационную, технологическую и экономическую.

          Естественная  монополия – единственная фирма, обслуживающая весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности, обусловленной экономией на масштабе производства.

          Организационная монополия – объединение однородной по профилю деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации, корпорации).

          Технологическая монополия представляет собой предприятие, осуществляющее производство и сбыт продукции, технологически и производительно взаимосвязанное.

          Экономическая монополия – означает союз между различными хозяйствующими субъектами по поводу производства и реализации товаров и услуг.

          Основными формами монополий являются пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, холдинги и  т.д.

          Современная экономика характеризуется высоким  уровнем монополизации производства. Монополизация – это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, эксплуатируя в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

          Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  контролирует объем предложения. Это  позволит ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.

          Конечной  целью монополий является получение  прибыли. В структуре прибыли  монополий можно выделить:

          а) среднюю прибыль;

          б) избыточную прибыль (экономическую  прибыль);

          в) монополистическую сверхприбыль.

          Анализ  условий деятельности фирмы в  условиях монополизации позволяет решать вопросы максимизации прибыли или минимизации издержек производства, вести расчет среднего, валового и предельного дохода. Максимизация прибыли ограничена величиной издержек производства и спроса на его продукт. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении объема производства и цены, которая обеспечивает ему максимальную прибыль.

      Таблица. Равновесие фирмы-монополии 

        (или максимизация  прибыли)

         

    3.2. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

    Монополист  в силу    самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие "ценовая дискриминация", означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

    Монопольная власть фирмы проявляется в том, что (в отличие от совершенно - конкурентной фирмы) контролирует оба параметра: и объем производства, и цену на свою продукцию. Но есть ограничения, с  которыми сталкивается фирма-монополия  – это спрос на продукцию и  издержки производства. 

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России