Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального, очень важного, ответственного выбора для страны и общества стратегии развития.

Содержание

Введение 3
1.Основы всемирной торговой организации 5
1.1.Практические принципы работы ВТО 6
1.2.Аргументы в пользу открытой торговли 9
1.3.Роль ВТО в глобальной экономической политике 10
2.Всемирная торговая организация и Россия 11
2.1.Роль и место внешней торговли в экономике России 11
2.2.Возможные последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей Российской экономики 15
2.2.1.Оценка последствий изменения таможенных тарифов 15
2.2.2.Анализ возможных социальных последствий присоединения
России к ВТО 18
2.2.3.Последствия в области доступа на рынок услуг 18
2.2.4.Последдствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима 20
2.2.5.Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках 21
Заключение 23
Глоссарий 25

Работа состоит из  1 файл

Семенов В. КР макроэкономика 2011.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Большая часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что значительная их часть все еще не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций.

Серьезные проблемы могут  возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая  традиционно недофинансировалась  и в советский период.

 

2.2.2.Анализ социальных последствий присоединения России к ВТО

 

С точки зрения социальных аспектов, полученные данные позволяют  сделать вывод о том, что присоединение  России к ВТО при любом из вариантов  не оказывает какого-либо существенного  воздействия на общий уровень  занятости в промышленности.

Относительно влияния  интенсификации внешнеэкономических  связей в случае присоединения России к ВТО на качественные характеристики рабочей силы делается вывод о  том, что этот фактор будет способствовать повышению спроса на рабочую силу более высокой квалификации. Основными каналами, по которым внешняя торговля окажет влияние на качественный состав работников, станут повышение технической и технологической базы производства и модернизация предприятий, в том числе  на основе импортного оборудования. Не менее важным является фактор повышения конкуренции с зарубежными товарами и производителями, который  сам по себе способен вынудить отечественные компании серьезно заняться реструктуризацией производства, внедрением новых технологических схем, перейти к применению более эффективных методов управления производственным процессом и персоналом.

 

2.2.3.Последствия в области  доступа на рынок услуг

 

Изменение условий доступа  на рынок в результате переговоров  затронет только некоторое число  секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В области доступа  на рынок услуг положительные  последствия либерализации международной  торговли проявляются в большей  степени, чем в торговле товарами. Это связано, прежде всего, с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.

Кроме того, при общем  низком уровне развития сектора услуг  приток иностранных капиталов и  расширение деятельности иностранных  поставщиков услуг способны оказать  положительное стимулирующее воздействие.

Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами.

Однако компании с иностранным участием имеют свой сегмент рынка. При этом за национальными поставщиками остается сегмент обязательных видов страхования. Создание конкурентной среды в банковском и страховом секторах должно содействовать снижению стоимости и улучшению качества банковских и страховых услуг, что неизбежно скажется на общем оздоровлении экономического климата в РФ.

Расширение иностранного присутствия на российском транспортном рынке потребует развития соответствующей  инфраструктуры, что должно вызвать приток дополнительных иностранных инвестиций. Присоединение России к ВТО также позволит расширить возможности выхода отечественных конкурентоспособных поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки и получить гарантированную защиту от применения другими странами дискриминационных мер.

Кроме того, присоединение  к ВТО может способствовать развитию транзитных перевозок. Можно также  ожидать притока иностранных  инвестиций в сектор вспомогательных  услуг. Начнётся конкуренция с иностранными компаниями. После вступления в ВТО иностранные банки и поставщики телекоммуникационных и страховых услуг получат доступ к пятидесяти процентам российского рынка (сейчас у них есть только пятнадцать процентов).

Но кто-то от этого  и выгадает. По оценкам, оптимизация  размещения капитала и доступ к услугам высшего качества от иностранных фирм в краткие сроки повысит экономический рост до уровня 53 миллиардов долларов в год, а примерно в пятилетний период — до 177 миллиардов долларов в год.

Российские компании начинают осознавать, что все эти годы ковыляли в направлении реформ очень медленно, отгородившись от международной конкуренции, но теперь их могут просто швырнуть в воду, где большая глубина. Именно эта перспектива расколола российскую элиту ещё в 1993 году, когда переговоры начались впервые; одни думали, что Россия утонет, другие — что россияне научатся плавать.

В выигрыше от вступления в ВТО окажется и сектор технологий. Президент Дмитрий Медведев едва только, придя к власти, принял на вооружение стратегию движения в сторону так называемой «инновационной экономики», а это придаст большое значение защите прав на интеллектуальную собственность в международном масштабе.

«Единственный механизм защиты интеллектуальной собственности  в международном масштабе — это  ВТО», — считает Медведков.

 

2.2.4.Последствия принятия  обязательств в области регулирования  торгового режима

 

В отношении влияния  принимаемых обязательств в области  регулирования торгового режима в рамках исследования сделаны следующие  выводы:

  • применение принципа режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, обеспечивающих реализацию принципа недискриминации, имеет в основном положительное значение, в том числе и с точки зрения формирования системы регулирования внутреннего рынка. Эти принципы позволяют улучшить условия доступа на внешние рынки, с одной стороны, а с другой - поощряют развитие конкуренции на внутреннем рынке;
  • транспарентность предполагает доступность информации о мерах государственного регулирования и применения любых мер регулирования только после опубликования; единообразное применение мер регулирования; возможности обжалования действий властей. Таким образом, обеспечение транспарентности будет способствовать улучшению условий предпринимательской деятельности, повышению авторитета властей и росту деловой и инвестиционной привлекательности экономики;
  • совершенствование законодательства на основе принципов ВТО приведет к росту инвестиционных потоков, снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. Поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно превышает импорт, это приведет к определенному росту конкурентоспособности российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

 

2.2.5.Влияние фактора  ВТО на участие в региональных  интеграционных группировках

 

Эти проблемы связаны, прежде всего, с различными условиями присоединения  государств-участников СНГ и Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) к системе многосторонних соглашений ВТО. Данный аспект создает дополнительные препятствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Кроме того, ряд обязательств, принятых Россией в рамках взаимодействия с государствами-участниками СНГ и ЕврАзЭС, необходимо привести в соответствие с требованиями ВТО.

Для решения указанных  проблем необходима координация  позиций на переговорах по присоединению  к ВТО и корректировка договорных и правовых характеристик интеграционных группировок. Сейчас мы полностью вернулись на индивидуальный план присоединения, аналогичным образом ведут переговоры и Казахстан, и Белоруссия. Причем белорусы значительно отстают в переговорном процессе, они еще не приступали к реформированию национального законодательства. Поэтому вполне может случиться, что мы вступим в ВТО с небольшим разрывом вместе с Казахстаном, а Белоруссия подтянется немного позже.

Также необходимо отметить, что главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий  либерализации доступа на рынок  и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики. В отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

Заключение

 

Формирование в России рыночной экономики открытого типа предполагает активную вовлеченность  страны в международное разделение труда.

В стратегической перспективе  у России нет другого пути, кроме активной интеграции в систему мирохозяйственных связей в рамках правил Всемирной торговой организации. Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО. Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для России сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает России перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.

Российское правительство  признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс  вступления в эту организацию  должен сыграть важную роль в поддержке  экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с российскими экономическими переменами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет нашу, пока еще отстающую экономику вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит целой гаммой новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.

В долгосрочной перспективе  присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие  на ход экономических реформ, будет  способствовать структурным, качественным сдвигам в экономике, ориентированным  на более активное включение в  международное разделение труда. Однако следует отметить, что успех реформы внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации, а, следовательно, и скорейшей реализации поставленных перед общеэкономическими изменениями целей. Торговая политика может и должна играть в России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

Россия по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении, процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий.

Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международной торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки.

Трудности, с которыми сталкивается Россия в этом направлении, очевидны, равно как и ее способность  преодолеть эти трудности. Конечно, приходится уступать ради получения  своего рода «пропуска» в международную  торговую систему, но ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Хочется верить, что вступление в ВТО – оправданный шаг к развитию Российской Федерации, который повлечет за собой оздоровление и расцвет экономической и социальной ситуаций в нашей стране.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Антидемпинговые меры

меры, принимаемые государством в целях защиты внутреннего рынка  от демпинга. Как правило, антидемпинговые  меры заключаются в повышении  импортных пошлин на те товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам. Введение дополнительной пошлины в отношении страны-экспортера используется для того, чтобы увеличить цену экспортируемого товара до "нормального" в стране-импортере уровня цен и предотвратить ущерб национальным компаниям страны-импортера.

2

Демпинг

это продажа товара по искусственно заниженным ценам. Демпинговые  цены чаще всего, ниже средних розничных  цен на данный товар или услугу. Реже демпинговые цены становятся ниже себестоимости товара. Цель демпинга – проникновение на рынок и вытеснение конкурентов. Демпинг проводится с тем расчетом, чтобы в будущем возместить понесенные убытки за счет занимаемого прочного положения на рынке. Часто к демпингу прибегают как к способу быстрого получения денег.

3

Зона свободной  торговли (Free trade area) (ЗСТ)

тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в  соответствии с международным договором.

4

Импортные Квоты

ограничения, налагаемые государством на количество определенных товаров, разрешенных для импорта  в страну. Подобно импортным пошлинам, квоты используются государством в  протекционистских целях (для защиты отечественных производителей от иностранных  конкурентов) и еще более жестко ограничивают количество импорта.

5

Инвестиции (от лат. investio — облачаю)

денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

6

Лобби (от англ.Lobby - кулуары)

представители различных  групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

7

Нотификация (от лат. notifico - делаю известным - оповещаю)

официальное уведомление  одним государством другого о  своей позиции по какому-либо международному вопросу, сообщение о каких-либо фактах, событиях.

8

Преференциальные  пошлины

взаимность; взаимное благоприятствование; преференциальный, предпочтительный, взаимовыгодный тариф взаимного благоприятствования, взаимные преференциальные пошлины.

9

Протекциони́зм

политика защиты внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального  производства. С другой — может  привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

10

Ратификация (позднелат. ratificatio, от лат. ratus - утвержденный и facio - делаю)

Утверждение верховным  органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным.

11

Субсидия (от лат.subsidium –помощь, поддержка)

Сумма средств в денежной или натуральной форме, выделенных из бюджета или из специальных  фондов конкретному объекту хозяйствования для организации или поддержания  какой-либо деятельности, доходы от которой временно не покрывают нормативную величину расходов. Субсидия всегда носит целевой характер и выдается под конкретную задачу.

12

Фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля)

направление в экономической  теории и политике, основные принципы которого - требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО