Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Содержание

Введение
Раздел Ι − Россия и ВТО
Раздел ΙΙ − Экономические аргументы сторонников и противников вступления России в ВТО
Раздел ΙΙΙ − Готовность страны к вступлению в ВТО
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Экономические и социальные последствия ВТО.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семестровая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Экономические  и социальные последствия 

вступления  России в ВТО» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград

2011

Оглавление

Введение

      ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

      ВТО функционирует с 1 января 1995, решение  о ее создании было принято в конце  многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который  завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

      Если  ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Задачи  ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

      В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам:

  1. Отсутствие дискриминации в торговле.

   Ни  одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке  любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

  1. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

   Торговыми барьерами называют факторы, снижающие  возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

  1. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

   Иностранные компании, инвесторы и правительства  должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

  1. Стимулирование соревновательности в международной торговле.

   Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

  1. Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

   Этот  принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в  мировое хозяйство слаборазвитых  стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать  с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

   В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Основные  функции ВТО:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам;
  • сотрудничество с другими международными организациями.

Раздел  Ι − Россия и ВТО

 

     В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

     В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

     Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

     На  сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО.

     7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия − ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулировке российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

     Согласно последним данным:

     Россия  рассчитывает начать процедуру вступления в ВТО летом 2011 года. Об этом заявил 15 апреля 2011 года в ходе встреч на весенней сессии Всемирного банка и Международного валютного фонда вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, на решение технических моментов России и ее партнерам необходимо всего лишь «несколько месяцев». «Мы бы хотели, чтобы эта работа завершилась летом и уже началась процедура вступления», − отметил он. Сославшись на оценки Всемирного банка, Кудрин также сообщил, что «суммарный эффект от участия России в ВТО в долгосрочной перспективе составит более 14% [роста экономики в год]».

     Кудрин  подтвердил приверженность России планам по либерализации экономики, в том  числе в связи со вступлением  в торговую организацию. «Международный банк считает, что Россия не много выиграет от расширения участия на международном рынке − наше участие в среднесрочной перспективе будет составлять менее 1%, но зато более 11% составит рост инвестиций», − отметил российский вице-премьер.

     Обращаясь к техническим моментам процедуры вступления, он еще раз подчеркнул, что Россия полностью готова начать реализацию тех договоренностей, которые были достигнуты с США и Европой, как только будут соблюдены все формальности. «Нам не нужна сейчас для этого никакая дополнительная работа», − подтвердил Кудрин. 

     От  рассуждений к  критике:

     Согласно  основным принципам ВТО, каждый участник может рассчитывать на устранение дискриминации  торговых партнёров, обеспечение либерализации  торговли, последовательность и предсказуемость  действий, поддержку развивающихся стран. При этом в ВТО в качестве генеральной цели декларируется обеспечение условий для конкуренции в международной торговле.

     Однако  российским предпринимателям и просто гражданам страны необходимо понимать, что глобализация, ужесточение конкуренции и взаимозависимость между субъектами мировой экономики (странами, народами и ТНК), а также нарушение состояния экономической безопасности стран второго эшелона изменили условия хозяйствования. В частности, механизм конкуренции из средства оздоровления слабых хозяйств переродился в инструмент их уничтожения.

Влияние вступления России в  ВТО на состояние  экономики страны

      Сделав  вступление России в ВТО одним из неформальных приоритетов, высшее руководство страны всё же признаёт негативные последствия данного намерения для российских предпринимателей и экономики в целом. Вступление России в ВТО серьёзным образом повлияет на состояние экономики страны, негативно отразится на обеспечение экономической безопасности предприятий и государства, на возможность развития отдельных отраслей и осуществление предпринимательской деятельности. Для вступления в ВТО Россия снизила уровень таможенного режима. Сейчас в России прямой средний таможенный тариф находится на уровне 8,3%, в то время как в Китае – 8,7%, Бразилии – 12,1%, Индии – 14%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам – до 7,6%, в дальнейшем – до уровня 5%.

Выигрыши  от вступления в ВТО:

  • получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счёт включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО;
  • участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
  • получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;
  • улучшение имиджа России как полноценного участника международной торговли, улучшение инвестиционного климата России.

Потери  и угрозы для национальной экономики:

  • усиление  импортной экспансии и вызванное этим разорение неконкурентоспособных отраслей и предприятий;
  • уменьшение поступлений в бюджет и необходимость повышения налогов в результате отмены экспортных пошлин;
  • усиление давления на Россию с целью повышения тарифов на энергию до мирового уровня, что приведёт к утрате ценовых конкурентных преимуществ во всех отраслях национальной экономики;
  • переориентация зарубежных производителей от ввоза готовой продукции к перемещению в Россию новых производств и завоеванию её внутреннего рынка в связи с либерализацией импорта;
  • масштабные социальные издержки (закрытие предприятий, уменьшение числа рабочих мест, миграция и т.п.) в связи с либерализацией доступа на российский рынок и вытеснения с него отечественных производителей.

     Анализ  приведённых выигрышей и угроз  позволяет определить наличие или  отсутствие объективных предпосылок  интеграции страны в мировую экономическую  систему, а также выявить проблемы, связанные с интеграцией. Эти проблемы достаточно серьёзны. Назовём некоторые из них:

  1. Необходимо ответить на главный вопрос – нужно ли России вступать в ВТО? Интеграция России в мировую экономику неизбежна, но нельзя потерять производства, способные в будущем обеспечить конкурентные преимущества страны.
  2. Россия должна определить национальные конкурентные преимущества, не утратятся ли они со вступлением в ВТО?
  3. Российские компании должны составить глобальные стратегии, в которых ответить на вопросы: как не потерять внутренний рынок в конкуренции с импортом? Как укрепить позиции на внешнем рынке?
  4. Общество призвано оценить проблемы, связанные с интеграцией в международное разделение труда. Допустимо ли для страны потерять целые отрасли хозяйства? Какой будет уровень безработицы? Чем это грозит обществу?
  5. Государство должно разработать экономическую стратегию. Как поддерживать перспективные отечественные компании? Как отстаивать их интересы на рынках? На каких условиях и когда вступать в ВТО?

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО