Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального, очень важного, ответственного выбора для страны и общества стратегии развития.

Содержание

Введение 3
1.Основы всемирной торговой организации 5
1.1.Практические принципы работы ВТО 6
1.2.Аргументы в пользу открытой торговли 9
1.3.Роль ВТО в глобальной экономической политике 10
2.Всемирная торговая организация и Россия 11
2.1.Роль и место внешней торговли в экономике России 11
2.2.Возможные последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей Российской экономики 15
2.2.1.Оценка последствий изменения таможенных тарифов 15
2.2.2.Анализ возможных социальных последствий присоединения
России к ВТО 18
2.2.3.Последствия в области доступа на рынок услуг 18
2.2.4.Последдствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима 20
2.2.5.Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках 21
Заключение 23
Глоссарий 25

Работа состоит из  1 файл

Семенов В. КР макроэкономика 2011.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Электростальский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Макроэкономика

Тема

Экономические и социальные последствия вступления России в  ВТО

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

  

Содержание

Введение 3

1.Основы всемирной  торговой организации 5

1.1.Практические принципы  работы ВТО 6

1.2.Аргументы в пользу  открытой торговли 9

1.3.Роль ВТО в глобальной  экономической политике 10

2.Всемирная торговая  организация и Россия 11

2.1.Роль и место внешней  торговли в экономике России 11

2.2.Возможные последствия  присоединения к ВТО для отдельных  отраслей Российской экономики 15

2.2.1.Оценка последствий  изменения таможенных тарифов 15

2.2.2.Анализ возможных  социальных последствий присоединения  
России к ВТО 18

2.2.3.Последствия в области доступа  на рынок услуг 18

2.2.4.Последдствия принятия обязательств  в области регулирования торгового  режима 20

2.2.5.Влияние фактора ВТО на  участие в региональных интеграционных  группировках 21

Заключение 23

Глоссарий 25

Список использованных источников 29

Приложения 30

Введение

 

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.

Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального, очень важного, ответственного выбора для страны и общества стратегии развития.

Именно принципиальным, исторически значимым, для судеб России выбором объясняется острота политической борьбы вокруг процесса присоединения России к ВТО.

Противники присоединения России к ВТО всего лишь несколько лет назад устраивали митинги протеста, пугали и продолжают пугать общество астрономическими цифрами безработных и закрытых предприятий и прогнозами катастрофических последствий, интеграции в торговое сообщество.

Однако успех в развитии экономики определяется не правилами и нормами ВТО, а теми экономическими условиями, которые формирует Федеральный центр и субъекты Федерации для хозяйственной деятельности. Способностью собственников, руководителей предприятий эффективно выполнять свои функции.

Пугает перспектива вступления в ВТО отчасти из-за незнания конкретных последствий этого ответственного шага. Конечно же, трудно поверить в возможность почти сказочного «превращения» страны с несовершенной экономикой (ЕС до сих пор не признает Россию страной с рыночной экономикой) в главенствующую державу, но и окончательного разрушения и без того некрепких основ нашей экономической и социальной сферы не произойдет.

Сейчас движение против мирового течения замедлит развитие и совершенствование нашей страны, а ведь прогресс не стоит на месте. Только полноценное слияние с общемировыми экономическими процессами поможет достигнуть блестящих результатов, повысить репутацию нашей страны как стабильного рынка, и получить выгодные преимущества в долгосрочной перспективе.

Уже сегодня Российская экономика открыта для международной торговли. Большие неосвоенные пространства, и неискушенные потребители делают Россию привлекательной для инвесторов и деловых партнеров. Выгодное и удобное географическое расположение Российской Федерации предоставляет широту возможностей почти для всех видов бизнеса.

Москва стремится к сотрудничеству с Западом, стране нужны деньги и новые технологии. Присоединение России к ВТО, в целом, отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.

Но членство в ВТО  установит для России новые рамки. Наша огромная страна должна будет  сильнее, чем когда-либо, подчиняться  правилам, брать на себя обязательства, поступаться своим суверенитетом. Стоит ли нам опасаться всего этого и жить по старым правилам с медленным заторможенным развитием, или смело ступить на туманный путь перемен? Будет ли это способствовать развитию демократии и укреплению экономики? В любом случае цену членства в ВТО мы узнаем только после вступления.

Основная часть

  • 1. Основы всемирной торговой организации 

  •  

    Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

    ВТО начала действовать 1 января 1995 года. Правительства завершили Уругвайский раунд переговоров 15 декабря 1993г., а в апреле 1994г. министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире".

    Всемирная торговая организация (ВТО) – крупнейшая международная  экономическая организация, определяющая правила  международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности и осуществляющая контроль над их исполнением.  В ВТО сейчас входят 153 страны.

    На данный момент из стран  СНГ только Россия, Казахстан, Белоруссия не являются членами ВТО, но ведут активные переговоры по присоединению к этой организации.

    На долю членов ВТО  приходится более 95 процентов мировой  торговли товарами и услугами. Особое значение ВТО играет для стран, которые  активно вовлечены в международное  сотрудничество.

    1.1.Практические принципы работы ВТО

     

    В основе деятельности ВТО  лежат три международных соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных  отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

    Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

    Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

     

    Основные функции  ВТО:

    • – контроль над выполнением требований базовых соглашений ВТО;
    • – создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
    • – урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
    • – контроль над политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
    • – оказание помощи развивающимся странам;
    • – сотрудничество с другими международными организациями.

     

    Главная задача ВТО –  содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

    В настоящее время  считают, что мировая торговая система  должна соответствовать следующим  пяти принципам.

    1) Отсутствие дискриминации  в торговле.

    На протяжении почти  пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо другой страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы ни было торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры.

    Принцип «национального режима» подразумевает, что в  отношении импортных товаров  на внутреннем рынке страны должен применяться режим, который будет  не менее благоприятным, чем тот, который действует в  отношении национальных товаров. Так гласит статья III ГАТТ. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и отечественной.

    2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

    Торговыми барьерами  называют факторы, снижающие возможность  проникновения зарубежных товаров  на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты. На международную торговлю влияют также  административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

    3) Стабильность и предсказуемость  условий торговли.

    Иностранные компании, инвесторы и  правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и  нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно. Тарифы считаются законным средством по правилам ВТО и достаточно широко используются правительствами для защиты внутренних производителей и увеличения бюджетных доходов. Использование тарифов регулируется правилами и в основном должны быть "связанными". Связанность ставок таможенных пошлин означает, что уровень пошлины в отношении конкретного товара рассматривается как обязательство, которое берет на себя член ВТО. В этом случае ставку пошлины нельзя повысить в одностороннем порядке без проведения переговоров с основным поставщиком данного товара.

    4) Стимулирование конкуренции  в международной торговле.

    Для равноправной конкуренции  фирм разных стран надо пресекать  «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых цен для захвата новых рынков сбыта.

    5) Льготы в международной  торговле для менее развитых  государств.

    Этот принцип отчасти  противоречит предыдущим, но он необходим  для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

    В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства, борясь за устранение протекционистских барьеров.

     

    1.2.Аргументы в пользу открытой торговли

     

    Философия, лежащая в основе ВТО в пользу открытой системы торговли, базирующаяся на международных согласованных правилах, достаточно проста, а в её основе лежит главным образом коммерческий здравый смысл.

    Все страны обладают ресурсами - людскими, промышленными, природными, финансовыми, которые они могут использовать для выпуска товаров и услуг для потребления на внутреннем рынке или выхода с ними на международные рынки, вступая в конкуренцию с другими поставщиками. Термин "сравнительное преимущество" означает, что процветание стран зависит от того, как они воспользуются своими ресурсами для концентрации усилий на производстве тех товаров или услуг, которые они могут производить лучше других. Такая ситуация возникает естественным образом для фирм, действующих на внутреннем рынке, но это лишь часть общей картины. Есть еще и мировой рынок. Большинство фирм признают, что, чем обширней рынок, тем больше их потенциал с точки зрения достижения наиболее эффективных масштабов производства и получения доступа к наибольшему числу клиентов. Другими словами, меры по либерализации торговли, которые обеспечивают беспрепятственные потоки товаров, услуг, а также факторов производства приумножают те выгоды, которые они получают от выпуска продукции наивысшего качества, наилучшей конструкции и по наилучшим ценам.

    Опыт показывает, что фирмы, утратившие конкурентоспособность части своих товаров, могут восстановить её в других областях. Компании стараются найти новую «нишу» или расширить производство. Мировой рынок дает такие возможности.

    Защита от импорта или предоставление правительственных субсидий, ведет к тому, что неэффективные и громоздкие компании заваливают потребителя устаревшими и непривлекательными изделиями. В конечном итоге заводы закрываются, а работники теряют свои рабочие места, несмотря на протекционизм и субсидии. Если правительства стремятся осуществлять такую же политику в своей внешней торговле, происходит сжатие рынка, а мировая экономическая активность сокращается. Одна из целей ВТО как раз и заключается в том, чтобы предотвратить такой бесперспективный и разрушительный дрейф в сторону протекционизма.

    Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО