Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:46, курс лекций

Описание

Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.

Содержание

Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Экономические законы и категории
Основные экономические понятия: потребности, материальные блага и услуги, экономические ресурсы и их ограниченность
Методы научного познания экономики

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций по Экономической теории.doc

— 773.50 Кб (Скачать документ)

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека, экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

С развитием частной  собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.

Объекты частной собственности  многообразны. Они создаются и  приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие цепные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться па коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:

- наличие независимых  товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;

- свободные рыночные  цены, уравновешивающие спрос и предложение;

- конкуренция товаропроизводителей;

- свободный перелив  капиталов между отраслями и  регионами;

- образование финансового  рынка, включающего рынок кредитных  ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

- открытость экономики  мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

2. Сущность и функции рынка. 

В современной экономической  литературе встречается несколько определений рынка:

- рынок - это совокупность  экономических отношений производства  и обмена товаров при помощи  денег;

- рынок - система отношений  по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

- рынок - это механизм  взаимодействия покупателей и  продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;

- рынок - это сфера  обмена внутри страны и между  странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юридические лица.

Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношения  купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

    1. Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к сокращению.
    2. Стимулирующая функция стимулирует внедрение в производство достижения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции, повышает ее качество.
    3. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
    4. Посредническая функция - потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
    5. Санирующая функция очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.

 

  1. Виды  и  инфраструктура рынка

Различают следующие виды рынков:

    1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.
    2. рынок рабочей силы - предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
    3. рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
    4. на рынке ценных бумаг проводится купля-продажа акций, облигации, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
    5. нормальное функционирование рынка денег и валюты потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за тенге по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.
    6. рынок инноваций, то есть, нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
    7. рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. 
    8. рынок лицензии – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков. Это торговля технологией.

Инфраструктура- это совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. Инфраструктура- это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку  инфраструктура- это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Термин «инфраструктура» в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и социальную сферу народного  хозяйства.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: биржи, аукционы, ярмарки; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения и центры государственного  и негосударственного содействия занятости; информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования; торговые палаты; таможенная система; профсоюзы, работающие по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании;  консультативные компании.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в  Республике Казахстан период становления  и развития.

Функции инфраструктуры рынка:

        1. облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
        2. повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
        3. организационное оформление рыночных отношений;
        4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

4. Конкуренция  и монополия. 

Конкуренция (от лат. «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество  между отдельными субъектами рыночного  хозяйства за наиболее выгодные условия  производства и реализации (купли-продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества  равноправных рыночных субъектов;

- полная экономическая  обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство со  всеми другими рыночными субъектами  за удовлетворение покупательского  спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и  вживание – экономический закон  рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товар подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.  Конкуренция – двигатель экономического прогресса.

Сущность конкуренции  проявляется в ее следующих функциях:

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей;
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий;
  • стимулирование снижения цен и повышение качество жизни.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости –  это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей, что свидетельствует о центростремительной тенденций к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке и т.д.

Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

В разных странах и  в различные исторические периоды  в экономике возникают следующие виды монополий:

- естественная монополия,  которой обладают собственники  и хозяйствующие субъекты, имеющие  в своем распоряжении редкие  и свободно не воспроизводимые  элементы производства;

- искусственная монополия,  означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) масштабам  развития, б) характеру, в) методам соперничества

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

1. С учетом степени  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических  организаций.

В масштабе определенной отрасли – чистая монополия. В  этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных  конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального  хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства  или его хозяйственных органов.

Монопсония (чистая и  абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров.

2.  В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов.

Легальные монополии  образуются на законном основании. К  ним относятся следующие формы  монополистической организации: патентная  система, авторские права, торговые знаки.

Искусственные монополии  – объединения предприятий, создаваемые  ради получения монополистических  выгод. [kgl]

 

 

6. [gl] Тема Основы теории спроса и предложения[:]

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
  2. Эластичность спроса по цене и доходу.
  3. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
  4. Эластичность предложения.
  5. Рыночное равновесие, его виды.
  6. Кардиналистская и ординалистская трактовки полезности потребителем.

 

ПЛАН СЕМИНАРА:

  1. Экономическая природа спроса и предложения.. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие
  2. Понятие эластичности.
  3. Теория потребительского выбора.

 

    1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос".

Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей.

Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.

Обратную связь между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при  высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

Информация о работе Экономическая теория