Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание

Даная проблема стала темой моей курсовой работы целью которой раскрыть сущность понятия экономической безопасности, определить ее критерии и показатели, задачи, установить влияние внутренних и внешних угроз на экономическую безопасность, дать оценку экономической безопасности Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая безопасность и факторы ее определяющие. 4
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности. 4
1.2. Элементы экономической безопасности. 6
1.3. Критерии и показатели экономической безопасности. 7
1.4. Проблемы экономической безопасности и пути их решения. 11
2. Модель экономической безопасности 14
2.1. Составляющие модели экономической безопасности 14
2.2. Угрозы экономической безопасности 17
3. Экономическая безопасность Республики Беларусь 21
3.1. Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь 21
3.2. Показатели экономической безопасности Республики Беларусь 22
3.3. Механизм обеспечения экономической безопасности: формы и методы обеспечения. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованных источников 32
Приложения…………….……………………………………………………………3

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность страны сущность, проблемы - курсовая.doc

— 228.75 Кб (Скачать документ)
  • производственная безопасность (включая материальную базу социальной сферы);
  • продовольственная;
  • финансовая;
  • инфраструктурная внешнеэкономическая.

    Для более полной и углубленной характеристики экономической безопасности страны этот перечень следует дополнить такими важными компонентами как:

  • энергетическая безопасность;
  • научно-техническая и инновационная;
  • демографическая;
  • экологическая.[2]

    Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.

    Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом, так и ее составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность и др.

    Объекты экономической безопасности могут рассматриваться на:

  1. макроэкономическом уровне - экономика страны в целом;
  2. мезоуровне (региональном или отраслевом) - экономика регионов, областей, отраслей;
  3. микроэкономическом уровне - экономика агентов рынка: фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков и т.д.;
  4. уровне семьи и личности - экономическая безопасность гражданина страны.

    Субъектами экономической безопасности выступают: государственные институты (министерства, ведомства), законодательные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.

    Кроме того выделяют угрозы экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

    Показатели экономической безопасности: наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показателями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг.[11]

    Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

    Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и  интернациональных проблем хозяйствования, свободный выбор и  осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Важную роль в решении этой проблемы играют партнерские соглашения о свободном движении капиталов, товаров и услуг, учет взаимных экономических интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения с менее развитыми в экономическом отношении странами.

    Экономическую безопасность страны характеризует система показателей, включающая способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, рациональную структуру внешней торговли, поддержание на требуемом уровне научного потенциала, сохранение единого экономического пространства, создание экономических и правовых условий.

    Под экономической безопасностью предприятия понимается такое состояние, при котором обеспечивается эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы.

    Под экономической безопасностью личности понимается такое состояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюдение конституционных прав и обязанностей. Экономическая безопасность во многом определяется состоянием экономики страны.[4]

    Модель экономической безопасности должна опираться на высшие долговременные национально-государственные интересы и формироваться в ходе поиска эффективной системной модели национальной экономики рыночного типа. Модель и стратегия экономической безопасности включает:

  1. характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
  2. определение критериев и параметров состояния и функционирования экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности, обеспечивающим защиту жизненно важных интересов страны;
  3. механизм обеспечения экономической безопасности страны, защита ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических, административных и других мер воздействия.
 

    2.2. Угрозы экономической безопасности 

    Современное состояние РБ характеризуется рядом факторов и специфических аспектов, связанных как с изменением ее положения в международной системе хозяйственных связей, так и с особенностями реформирования народного хозяйства.

    Интеграционные процессы обусловливают необходимость вхождения государства в международное разделение труда, определения места национальной экономики в системе мирохозяйственных связей. Этот процесс в стране идет очень сложно, поскольку механизм реализации международных хозяйственных связей, в рамках которого она развивалась и функционировала долгие годы юридически, почти разрушен. Попытки суверенной Беларуси прочно вписаться в интеграционные процессы в других регионах наталкиваются на существенное противодействие со стороны зарубежных государств, где в рамках их объединений и союзов уже сложилось стабильное разделение труда.

    Помимо этого, реформирование народного хозяйства республики привело к дифференциации социальной структуры нашего общества, к возникновению противоречий в отношениях различных социальных групп, субъектов хозяйствования друг с другом и с государством. В условиях изменения форм собственности, отсутствия отлаженных экономических механизмов, эффективной системы нормативно-правового регулирования экономических процессов привели к использованию таких форм и методов хозяйственной деятельности, которые дестабилизируют экономические отношения и часто имеют противоправный, антиобщественный характер.

    Иными словами, внешние и внутренние процессы и факторы со всей остротой ставят вопросы обеспечения экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.[5]

    Практические шаги по обеспечению экономической безопасности  предполагают четкое определение современных экономических угроз, которые создают непосредственную опасность внутренними и  внешними интересами республиками. В самом общем виде они могут быть классифицированы на внутренние и внешние угрозы.

    Отрицательные процессы, которые сохраняются в экономике республики, в современной ситуации представляются наиболее опасными внутренними угрозами, так как даже достижение эффективного уровня управляемости экономикой не позволяет их моментально преодолеть.

    К внутренним угрозам относятся:

  1. отсутствие системной правовой базы регулирования экономических отношений и механизма реализации законов;
  2. непоследовательность проводимых преобразований и сохранение за государственными органами управления большого числа прямых регуляторов  без соответствующего механизма ответственности и контроля по их применению;
  3. экономическая преступность, сопровождающаяся ростом криминализации экономики, корррупции, а также массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
  4. низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы абсолютного большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
  5. падение инвестиционной активности;
  6. ухудшение состояния научно-технического потенциала и «утечка умов», лишающие республику основы возрождения и экономического роста ;
  7. старение производственного аппарата в результате замедления его обновления и преимущественного осуществления его обновления и преимущественного осуществления  агентами рынка текущих расходов в ущерб капитальным вложениям;
  8. неразвитость инфраструктуры, изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
  9. неэффективность приватизации, недостаточная степень свободы предпринимательства и др.

    К внутренним угрозам экономики республики следует отнести такие, которые  в настоящее время не так остро воздействуют на социально-экономичекую ситуацию в стране, но их следует учитывать. Это истощение природных ресурсов, снижение плодородия земли, обострение экологической ситуации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Опасность этих процессов заключается в том, что их предотвращение потребует значительных затрат материальных и финансовых ресурсов.

    Среди внешних угроз выделяют:

  1. острая потребность страны в поставках минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
  2. потеря значительной части традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;
  3. дискриминационные меры со стороны зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях , что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта и «ноу-хау»;
  4. установление жестких барьеров и условий по ввозу в республику сырья и товаров из стран экспортеров;
  5. вытеснение отечественных производителей товаров и услуг с внутреннего рынка;
  6. нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
  7. резкое изменение конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющее на экономику республики;
  8. рост внешней задолженности;
  9. утечка финансовых активов за рубеж, вызывающая снижение инвестиционной активности внутри страны.

    С учетом экономических интересов и потенциальных угроз необходимо в процессе построения модели экономической безопасности иметь целостное, комплексное, качественное и количественное представление о состоянии экономической безопасности в стране по совокупности параметров и индикаторов в сопоставлении  их текущих и критических значений, обозначающих предельный уровень. Задача состоит  в недопущении и первоочередном устранении максимальных отклонений. Если существенные отклонения имеют место по нескольким или многим параметрам, а ресурсы, как правило, в стране ограничены, то необходим выбор приоритетных направлений, по которым в первую очередь следует нормализовать ситуацию.

    Повышение экономической безопасности страны предполагает решение таких сложных теоретических проблем, как определение качественных и количественных критериев и показателей экономической безопасности, обеспечивающих возможность отслеживать и анализировать ее состояние, изменение, давать прогноз на будущее. Показатели выполняют функции управления, контроля  и регулирования экономической безопасности.

    При определении пороговых значений важнейших показателей и критериев экономической безопасности используются   общепринятые в мировой практике расчетные и нормативные значения индикаторов, показатели зарубежных государств, расчетные показатели развития республики на прогнозный период, экспертные оценки и другие. [2]

 

    

3. Экономическая безопасность Республики Беларусь 

    3.1. Состояние экономической безопасности В Республике Беларусь 

    Становление и развитие государственного суверенитета РБ определило крайнюю актуальность мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.

    Республика Беларусь переживает в настоящее время сложный исторический период: идет процесс становления ее государственного  суверенитета и формирование нового государственного строя, кардинально меняются социально-экономические отношения. Наряду с определенными положительными тенденциями в проведении экономических  и политических реформ основные проблемы внутри республики, которые накопились за минувшие годы, еще не преодолены. Сохраняются затратные методы хозяйствования, низкая инвестиционная деятельность, катастрофическое старение и износ основных фондов, неплатежи, рост числа убыточных предприятий, инфляция и падение курса национальной валюты.

Информация о работе Экономическая безопасность страны: сущность, проблемы, основные задачи