Экономическая безопасность Республики Беларусь в условиях соседства с Европейским союзом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:41, реферат

Описание

Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 6
1.1 Что конкретно предлагается в новой ЕПС? 6
1.2 «Восточное партнерство» и обновленная ЕПС 8
1.3 «More for more» 9
1.4 Среднесрочный прогноз развития отношений Беларуси и ЕС в контексте обновленной ЕПС 11
1.5 Что ЕС предлагает Беларуси? 13
Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию трансграничным угрозам безопасности 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 57.28 Кб (Скачать документ)

     У нас могли бы быть более глубокие торгово-экономические отношения и больше возможностей для ведения бизнеса:

    • Более широкий доступ беларуских товаров, при условии их соответствия нашим стандартам, к рынку ЕС, состоящему из 480 миллионов потребителей, что поможет увеличить объем торговли Беларуси и, таким образом, будет способствовать дальнейшему экономическому развитию страны;
    • Особенно, что касается белорусской текстильной отрасли, лучшие возможности вхождения текстильной продукции Беларуси на рынок ЕС;
    • Когда Беларусь станет членом Всемирной торговой организации, это увеличит рыночные возможности для белорусской продукции во всем мире, включая и ЕС.

     Для поддержки программ социально-экономического развития Беларуси мы могли бы значительно увеличить финансовую помощь ЕС, а также предложить наш ценный опыт в отношении реформ.

     До  сегодняшнего дня Беларусь получила намного меньше помощи, чем ее соседи. Однако, эта ситуация могла бы изменится, и Беларусь стала бы получать помощь в объеме, сравнимом с тем, который получают соседние с ней страны, если правительство Беларуси предпримет значительные шаги в направлении демократизации.

     Что может сделать  правительство Беларуси

     К сожалению, на этом этапе, политика, проводимая авторитарным режимом Президента Лукашенко, не дает нам возможности предложить Беларуси полное участие в нашей политике соседства. ЕС не может предложить углубление своих отношений с режимом, который препятствует реализации фундаментальных прав граждан своей страны. Народ Беларуси является первой жертвой изоляции, навязанной его органами власти, и будет первым, кто пожнет преимущества, которые предлагаются демократической Беларуси.

     ЕС  стремится разделить со своими соседями процветание, стабильность и безопасность, которыми пользуются его граждане. Это требует от партнеров ЕС политических, экономических и административных реформ. Для поддержки этих усилий ЕС предлагает политические, экономические и торговые возможности, а также финансовую помощь странам, которые уважают права человека, демократию и верховенство права. Это ценности, которые Беларусь уже выбрала, по своей собственной воле, как член Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и других организаций, но которые на практике не соблюдаются сегодняшним правительством Беларуси. Чтобы построить более глубокие отношения, которые нам хотелось бы иметь между ЕС и народом Беларуси, чтобы прекратить самоизоляцию, которую правительство Беларуси навязало своим гражданам, следует, чтобы власти Беларуси в первую очередь:

     · уважали право граждан Беларуси избирать своих лидеров демократическим путем – их право слышать все мнения и видеть всех кандидатов на выборах; право оппозиционных кандидатов и их приверженцев на предвыборную агитацию без притеснений, преследований и тюремных заключений; проведение независимого наблюдения за ходом выборов, включая белорусскими общественными организациями; свобода граждан в выражении своей воли и право на честный подсчет голосов;

     · уважали право граждан Беларуси на независимую информацию, а также на свободу слова, в частности позволив журналистам работать без притеснений или преследований, не закрывая газеты и не препятствуя их распространению;

     · уважали права общественных организаций, как жизненно важной части здоровой демократии – не препятствуя их законному существованию, не притесняя и не преследуя членов общественных организаций, а также позволив им получать международную помощь;

     · освободили всех политических заключенных – членов демократических оппозиционных партий и обычных граждан, арестованных во время мирных демонстраций и встреч;

     · надлежащим образом провели независимое расследование или пересмотрели случаи исчезновения граждан;

     · обеспечили право народа Беларуси на независимую и непредвзятую судебную систему, где судьи бы не попадали под политическое давление, не проводились бы произвольные и необоснованные уголовные преследования или не принимались бы политически мотивированные решения, такие как арест граждан, которые мирно выражают свои взгляды;

     · прекратили произвольные аресты, задержки и недостойное обращение с людьми;

     · соблюдали права граждан Беларуси, принадлежащих к национальным меньшинствам;

     · соблюдали трудовые права граждан Беларуси, в частности их право на членство в профсоюзах, и право профсоюзов действовать в защиту прав человека;

     · уважали права граждан Беларуси на предпринимательскую деятельность без чрезмерного вмешательства властей;

     · присоединились к другим народам  Европы и запретили смертную казнь;

     · использовали поддержку, которую предлагают Беларуси ОБСЕ, ЕС и другие организации, чтобы помочь ей соблюдать права человека.

     ЕС  готов возобновить свои отношения  с Беларусью и ее народом, как  только правительство Беларуси проявит свое уважение к демократическим ценностям и основным правам граждан Беларуси.

     Тем временем ЕС будет продолжать предоставлять  финансирование Беларуси для оказания помощи регионам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы, а также для поддержки борьбы против торговли людьми, в частности женщинами, через европейские границы.

     ЕС  также продолжит работать над  тем, чтобы предоставлять гражданам  Беларуси доступ к независимой информации, чтобы дать им возможность услышать все стороны аргументов перед принятием собственных решений. ЕС будет продолжать поддерживать печатную прессу и вещание независимых теле- и радиопрограмм в Беларуси. Кроме того, ЕС и в дальнейшем будет приветствовать белорусских студентов, получающих образование в европейских университетах, и предоставлять им финансовую поддержку. 

 

Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию трансграничным угрозам безопасности

 

     Расширение  ЕС актуализировало проблематику невоенных  вызовов и рисков одновременно для  союза в целом, его новых членов и соседей. Не будет преувеличением утверждение, что благодаря расширению новые, особенно восточные, рубежи Евросоюза  превратилась в зону активной работы по их превращению в границы сотрудничества и добрососедства.

     К числу особо злободневных для  Беларуси транснациональных и трансграничных проблем относятся нелегальная  миграция, нелегальный оборот наркотиков, радиоактивных материалов, торговля людьми и тесно связанные с  ними организованная преступность и  терроризм. Правительство и Национальное собрание Республики Беларусь ведут  работу по присоединению государства  к соответствующим международным  соглашениям. Беларусь является участником соглашений в сфере правоохранительной деятельности и по сотрудничеству в  борьбе с терроризмом в рамках СНГ, международных конвенций по противодействию терроризму, конвенций, направленных на противодействие незаконному  обороту наркотических средств - Единой конвенции о наркотических  средствах, Конвенции о психотропных веществах и Конвенции ООН  о борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ и др.

     В 2003 г. были ратифицированы такие основополагающие международные документы, как Конвенция  ООН против транснациональной организованной преступности и два из трех дополняющие  ее Протоколов - о предупреждении и  пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и Протокол против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху. По состоянию  на конец апреля 2004 г. из 10 новых членов ЕС Конвенцию ООН против транснациональной  оргпреступности подписали Венгрия  и Чехия, а Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми подписали Эстония, Латвия и Словакия. В мае 2004 г. Конвенцию ратифицировали Европейская комиссия, Российская Федерация и Украина, что, в дополнение к Беларуси, Польше и Литве создает благоприятную основу для регионального сотрудничества по противодействию преступности.

     В апреле 2004 г. Беларусь ратифицировала протокол об утверждении положения  о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий  на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, а в июле 2004 г. - международную  конвенцию о борьбе с финансированием  терроризма.

     К немногочисленным инструментам субрегионального сотрудничества (в дополнение к Центральноевропейской  инициативе), в которых Беларусь участвовала на момент расширения ЕС, относится многосторонняя инициатива по трансграничному сотрудничеству получившая название «Седерчепингский процесс» (по имени города в Швеции, где состоялась первая встреча в 2001 г.). В настоящее время он охватывает 10 стран и служит форумом для обсуждения общих проблем, связанных с миграцией, предоставлением убежища и охраной границ. Данный процесс был инициирован Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Шведской миграционной службой и в настоящее время осуществляется в сотрудничестве с Международной организацией по миграции и Европейской комиссией.

     Вопреки опасениям в связи с расширением  Европейского союза, у Беларуси появляются новые возможности для более  активного участия в деятельности субрегиональных организаций. Так, в июле 2004 г. МИД Польши предложил  белорусской стороне активно  подключиться к деятельности, осуществляемой в рамках Совета государств Балтийского  моря (СГБМ), в частности, к мероприятиям, организуемым на территории Польши польским председательством СГБМ.

     О превращении ЕПС в универсальную  стратегию освоения Евросоюзом постсоветского пространства свидетельствует и  дальнейшее осторожное вовлечение Беларуси в политику соседства.

     Еще в 2006 г. эксперты ЕС обсуждали вариант  принятия   рабочего плана по сотрудничеству ЕС – Беларусь «в проектном и  одностороннем порядке», включив  в него  пожелания ЕС и ожидания белорусского общества.

     В 2007г. Беларусь и Евросоюз сделали  несколько небольших  «встречных шагов», состоялись важные совместные мероприятия. Подписано Соглашение об открытии Представительства (Делегации) Европейской комиссии в Минске (7 марта 2008 г., Брюссель). От Республики Беларусь документ подписал заместитель министра иностранных дел Валерий Воронецкий, от Еврокомиссии – комиссар ЕК  по внешним связям и европейской  политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Белорусская сторона рассматривает  открытие Представительства Еврокомиссии как инструмент содействия налаживанию  сотрудничества с ЕС в сферах общих  интересов. К ним, в частности, отнесены: энергетика, развитие трансъевропейских  транспортных коридоров, сотрудничество в области охраны совместных границ, развитие приграничной инфраструктуры, борьба с нелегальной миграцией, торговлей людьми, организованной преступностью, реализация трансграничных программ и  проектов в сфере охраны окружающей среды.

     Обе стороны осознают необходимость  поиска новых подходов в развитии двустороннего диалога. Нельзя не признать, что для вывода сотрудничества Беларуси и ЕС на качественно новый уровень  существуют серьезные  экономические  предпосылки. Экономика Беларуси чрезвычайно  открытая и динамично развивающаяся, ее основа – технологичные перерабатывающие отрасли. Важнейшее условие ее нормального  функционирования – обеспечение  растущих рынков сбыта для готовой  промышленной продукции, а также бесперебойных поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны.

     Вклад Беларуси в европейскую энергетическую безопасность оказывает положительное влияние. В поставках российского газа в Западную Европу  Беларусь выступает как «страна-транзитер №2»,  после Украины. Причем заменить белорусский маршрут в среднесрочной перспективе нереально, а в долгосрочной – нерентабельно. Наоборот, все предпосылки, включая создание на базе «Белтрансгаза» совместного с «Газпромом» газотранспортного предприятия, говорят в пользу того, чтобы объемы транзита газа в Европу через Беларусь росли. Что касается транзита российской нефти в Европу трубопроводным транспортом, то здесь Беларусь уже – «транзитер №1». Руководство РБ в последнее время не раз заявляло, что приложит все усилия, чтобы нефтепровод «Дружба» не просто продолжал функционировать, а расширял свои возможности и приобретал новое – балто-черноморское измерение.       Беларусь – автор ряда региональных транзитных инициатив, которые могут заинтересовать ЕС и получить в перспективе его финансовую поддержку.

     К более тесному сотрудничеству с  ЕС Беларусь подтолкнуло обострение отношений с РФ в энергетической сфере.  За последние два года, после «газовых споров» с Россией  зимой 2006 и 2007 гг.,  Беларусь провела  переговоры и консультации с Украиной,  а также начала  энергетический диалог с Европейским союзом. Между  Беларусью и Украиной создана  и активно функционирует рабочая  группа по сотрудничеству в энергетической сфере в рамках двусторонней  Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Продолжается переговорный процесс  по согласованию условий для поставок украинской электроэнергии в Беларусь. Решение данной проблемы откроет  путь для налаживания транзита электроэнергии от украинских производителей в страны Балтии и Польшу по электрическим  сетям Беларуси. Минск и Киев хотели бы повысить надежность и экономичность  функционирования энергосистем Беларуси и Украины в условиях их параллельной работы. Беларусь в принципе не возражает против  строительства нефтепроводного маршрута  Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск  в обход России.  И более того, Беларусь готова инвестировать в строительство перемычки от местечка Броды до белорусского  участка нефтепровода «Дружба», тем более что после того, как  украинский участок Броды – Одесса заработал в реверсном режиме (после 2004 г.), белорусская сторона потеряла часть своей прибыли от транзита российской нефти по территории РБ.

Информация о работе Экономическая безопасность Республики Беларусь в условиях соседства с Европейским союзом