Проблемы экономического развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:48, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования данной дипломной работы - обусловлена огромной значимостью, поскольку на данном (современном) этапе рассматриваемая проблема экономического развития Республики Беларусь больше чем когда-либо нуждаются в эффективном решении.

Содержание

Глава 1. Анализ и оценка (статистическое исследование) экономического развития Республики Беларусь 7
1.1. Республика Беларусь как макроэкономическая система 7
1.2. Анализ макроэкономических показателей (программа экономического развития) Республики Беларусь 10
1.3. Анализ внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21
Глава 2. Основные проблемы и перспективы экономического развития Республики Беларусь 37
2.1. Проблемы экономического развития Республики Беларусь 37
2.2. Эффективность государственных программ (разработка стабилизационной программы) экономического развития Республики Беларусь 42
2.3. Перспективы экономического развития (современные тенденции в социально-экономическом развитии) Республики Беларусь 58
Заключение 65
Список литературы 67

Работа состоит из  1 файл

моя дипломная работа.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования данной дипломной работы - обусловлена огромной значимостью, поскольку на данном (современном) этапе рассматриваемая проблема экономического развития Республики Беларусь больше чем когда-либо нуждаются в эффективном решении.

С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Анализ эффективности  функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос  в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

Беларусь завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Предметом исследования данной дипломной работы - являются проблемы экономического развития Республики Беларусь.

Объектом исследования данной дипломной работы - является экономика Республики Беларусь, а также эффективные пути по её управлению на современном этапе.

Целью данной дипломной работы является комплексный анализ темы - «Проблемы экономического развития Республики Беларусь».

В соответствии с поставленной целью данной дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:

1) провести комплексный, статистический анализ (исследование) и дать оценку социально-экономического развития Республики Беларусь;

2) выявить основные проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь,

3) сделать выводы и дать рекомендации по проведенному исследованию данной дипломной работы.

При проведении исследования данной дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

1) анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

2) обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения);

3) моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Теоретической и методической базой  исследования данной дипломной работы являются мировая и отечественная теория и практика, методологические и инструктивные материалы в данной предметной области.

Данная дипломная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ и оценка (статистическое исследование) экономического развития Республики Беларусь

1.1. Республика Беларусь как макроэкономическая система

 

В первой главе данной дипломной работы проведем комплексный, статистический анализ и оценку (статистическое исследование) социально-экономического развития Республики Беларусь.

Для наиболее детального, развернутого анализа исследуемого вопроса в первом параграфе, первой главы, выпускной квалификационной работы рассмотрим Республику Беларусь как макроэкономическую систему.

Особенностью социально-экономической  системы Республики Беларусь являются ее многоукладность, сохранение элементов административно-командной системы, которая характеризуется доминированием административных методов, ведомственностью, усложнением и расширением государственных функций, огосударствлением всех сфер общественной жизни, а так же развитие рыночных отношений. При этом недостаток материальных стимулов компенсируется административным вмешательством, при этом происходит отчуждение работников от труда, управления и средств производства.

Необходимо отметить, что утверждение экономики рыночного  типа предполагает наличие многочисленных конкурирующих субъектов, формирование отношений предприимчивости и предпринимательства.

Для экономической системы  Республики Беларусь особую значимость будут иметь проблемы социальной защиты населения, которая должна строиться на базе социальных нормативов, и социальных прав человека.

Государство должно поддерживать отечественное предпринимательство, оказывать соответствующую консультационную помощь, обеспечивать целевое государственное финансирование, проводить льготную налоговую политику, предоставлять кредиты. Развитие предпринимательства в свою очередь будет предполагать развитие различных форм собственности и хозяйствования.

Необходимо отметить, что иностранное инвестирование позволило  некоторым новым индустриальным странам - Сингапуру, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу и другим, на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития промышленности. Таким образомпрямые частные инвестиции могут способствовать развитию производства, приобщат к зарубежному научно-техническому, организационному и управленческому опыту.

В экономических процессах  задействованы: правительство и государственные органы; предприниматели предприятия и частные хозяйства, то есть производители продукции, товаров, услуг; потребители конечного продукта. Между перечисленными участниками экономической системы возникают хозяйственные связи: производителей с потребителями (заработная плата, товары и услуги) и с государством (товары, услуги, налоги и платежи); потребителей с производителями (платежи, товары) и государством (трудовые ресурсы, налоги, платежи); государство связано с производителями (государственные услуги, социальные выплаты и платежи). Происходит движение товаров, услуг, денежных средств. Разные государственные органы взаимосвязаны между собой, производителями и потребителями

В рамках каждой экономической  системы существуют свои национальные модели организации хозяйства. Выделяют американскую модель, которая построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Существует японская модель, характеризующаяся определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от роста производительности труда. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Необходимо отметить социальное рыночное хозяйство ФРГ, при котором особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

В формировании модели рыночной экономики Республики Беларусь предусматривается:

1) создание правового обеспечения всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

2) преобразование системы распределительных отношений,

3) создание системы сильной социальной защиты;

4) осуществление единого равного подхода ко всем формам собственности;

5) создание конкурентной среды, прекращение недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

6) содействие рациональному международному разделению труда,

7) формирование сильной финансовой кредитно-денежной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ макроэкономических показателей (программа экономического развития) Республики Беларусь

 

На экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 году мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие. Так как экономика страны тесно взаимодействует с международными торгово-экономические связи.

Сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Повлекло за собой общее падение деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Так, снижение реального ВВП Российской Федерации в 2009 году по отношению к 2008 году составило 7,9 процента, Европейского союза – 4,1 процента.

Произошло ухудшение платежного баланса и значимое увеличение внешнего долга страны, прежде всего государственным сектором в условиях развития негативных внешнеэкономических тенденций при сохранении опережающего роста внутреннего спроса (в целях поддержки деловой активности) относительно роста дохода и недостаточной гибкости белорусской экономики. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2009 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов.

За счет денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, привлечения дополнительного финансирования первичное воздействие внешнего шока для экономики в определенной мере было компенсировано.

Важным фактором для  стабилизации ситуации и адаптации  к новым внешним условиям выступала проводимая макроэкономическая политика, разрабатываемая и реализуемая при содействии Международного валютного фонда. Это способствовало разработке и реализации более сбалансированной макроэкономической политики, препятствующей увеличению потенциального размера внешнего дисбаланса.

Полученные от МВФ  средства позволили закрыть сложившийся  в 2009 году разрыв финансирования и расширить  временной горизонт для принятия необходимых мер, которые не смогли в полной мере обеспечить необходимую макроэкономическую корректировку, что привело к возникновению угрозы макроэкономической и финансовой стабильности.

Проводимые структурных реформы остались недостаточными, так повысились уязвимость экономики и вероятность материализации имеющихся рисков в нефинансовом и банковском секторах; снизилась возможность по дальнейшей безболезненной адаптации экономики к внешним шокам.

Реальные темпы роста  ВВП сократились со 110,2 процента в 2008 году до 100,2 процента в 2009 году, инвестиций в основной капитал – со 123,5 до 108,6 процента, денежных доходов населения – со 111,8 до 102,9 процента.

Характеризуя современную динамику производства валового внутреннего продукта, необходимо отметить: объем ВВП в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111901,4 млрд. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г, тогда он составил 106495,4 млрд. рублей. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 был предусмотрен рост ВВП на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства – 8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественного питания – 10,2%. [9]

Информация о работе Проблемы экономического развития Республики Беларусь