Проблемы экономического развития Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:48, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования данной дипломной работы - обусловлена огромной значимостью, поскольку на данном (современном) этапе рассматриваемая проблема экономического развития Республики Беларусь больше чем когда-либо нуждаются в эффективном решении.

Содержание

Глава 1. Анализ и оценка (статистическое исследование) экономического развития Республики Беларусь 7
1.1. Республика Беларусь как макроэкономическая система 7
1.2. Анализ макроэкономических показателей (программа экономического развития) Республики Беларусь 10
1.3. Анализ внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21
Глава 2. Основные проблемы и перспективы экономического развития Республики Беларусь 37
2.1. Проблемы экономического развития Республики Беларусь 37
2.2. Эффективность государственных программ (разработка стабилизационной программы) экономического развития Республики Беларусь 42
2.3. Перспективы экономического развития (современные тенденции в социально-экономическом развитии) Республики Беларусь 58
Заключение 65
Список литературы 67

Работа состоит из  1 файл

моя дипломная работа.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

3. Подготовить проект  и принять Инновационный кодекс  Республики Беларусь, в котором  закрепить принципы и механизм  государственно-частного партнерства  в области реализации инновационной и научно-технологической политики Республики Беларусь;

4. Обеспечить государственную  поддержку создания и развития  Ассоциации субъектов инновационной  инфраструктуры Беларуси;

5. Стимулировать создание  и развертывание сети малых  инновационных предприятий при университетах и учреждениях НАН Беларуси, в том числе и на партнерских условиях с предприятиями госсектора и субъектами частного бизнеса;

6. В процессе разработки  государственных целевых комплексных  и научно-технических программ  привлекать в качестве соразработчиков (соавторов) общественные объединения профессиональной направленности и бизнес-ассоциации, а также наиболее авторитетные консалтинговые компании Беларуси (на конкурсной основе);

7. Для организации  НИОКР за счет бюджетных средств, и последующей коммерциализации их результатов, использовать преимущественно проектный подход, при этом подбирать исполнителей проекта на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частного бизнеса;

8. Для повышения профессиональной  компетентности субъектов национальной экономики (в том числе и частного бизнеса) в области инновационного менеджмента, принять и обеспечить реализацию Государственной программы перспективной подготовки кадров для экономики знаний. При этом, исполнители программы должны подбираться на конкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельных преподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовки кадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовке инновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем, по мере накопления опыта и наличия компетентных тренеров-преподавателей, развертывание сети учебно-инновационных центров в регионах;

9. В целях концентрации  на приоритетных направлениях развития национальной экономики Беларуси наиболее опытных и компетентных специалистов, сформировать Национальный банк интеллектуальных ресурсов, включающий категории специалистов:

-руководители проектов (организаторы инновационных производств);

-компетентные специалисты в области стратегического управления, маркетинга, финансов, коммерциализации и трансфера технологий;

-бизнес-тренеры, осуществляющие  трансфер знаний;

10. В целях развития  национального рынка научно-технологической  продукции и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов интеллектуальной собственности, создать специализированную государственную организацию по коммерциализации и продвижению результатов интеллектуальной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Определить перечень уполномоченных государством организаций, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности на внешнем рынке;

11. В целях создания  в Беларуси задела производств,  основанных на технологиях 6-го  технологического уклада, целесообразно инициация и последующая реализация государством 2-3-х крупномасштабных проектов по созданию в Беларуси индустрии биотехнологий и наноматериалов с ориентацией на потребности отечественных фармацевтики, машиностроения и стройиндустрии.

Системная и последовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечить качественный прорыв на пути формирования в Беларуси экономики инновационного типа, что приведет к росту национальной конкурентоспособности и будет способствовать разрешению важнейших экономических проблем (вроде: перманентно отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, чрезмерно высокого уровня материало- и энергоемкости отечественного производства, зависимости от российских углеводородов, и т.д. и т.п.)

Важное - значение имеет расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь с Россией, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Особое внимание следует уделить формированию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества (совместных научных центров, технопарков, центров трансфера технологий и др.), созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций для проведения научных исследований и разработок с целью последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

2.3. Перспективы экономического развития (современные тенденции в социально-экономическом развитии) Республики Беларусь

 

 

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через  реализацию следующих приоритетных направлений: 

развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и  увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых  наукоемких и высокотехнологичных  производств;  

стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы;  

рост экспорта товаров  и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;  

развитие импортозамещающих  производств;  

устойчивое развитие регионов;  

строительство качественного  и доступного жилья;  

повышение эффективности  агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования  экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут  созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и  среднего предпринимательства, обеспечение  их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным  ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит  сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами  по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования  производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.

Организация социально-экономического прогнозирования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. № 1321 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Республики Беларусь – деятельность государственных  органов (обеспечивается Советом Министров  Республики Беларусь) по разработке государственных  прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогноз социально-экономического развития – это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах  социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся  социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по отраслям и секторам экономики, по административно-территориальным единицам.

Система государственных  прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: 
1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу: Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (далее – национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития), разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода и определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу.

В национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

2. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу) разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетие.

В программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу отражаются:

Информация о работе Проблемы экономического развития Республики Беларусь