Экономическая безопасность Республики Беларусь в условиях соседства с Европейским союзом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 02:41, реферат

Описание

Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 6
1.1 Что конкретно предлагается в новой ЕПС? 6
1.2 «Восточное партнерство» и обновленная ЕПС 8
1.3 «More for more» 9
1.4 Среднесрочный прогноз развития отношений Беларуси и ЕС в контексте обновленной ЕПС 11
1.5 Что ЕС предлагает Беларуси? 13
Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию трансграничным угрозам безопасности 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 57.28 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации 

Кафедра «Таможенное дело» 
 
 
 

                 Реферат

 

    по  дисциплине «Экономическая безопасность» 

Тема: «Экономическая безопасность Республики Беларусь в  условиях соседства с Европейским  союзом» 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                           Гайчук А.А.

          студентка гр. 108617 
 

Проверил:                                                                               доцент

                                                                                Бровка Г.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

               СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ  ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 6

1.1 Что конкретно  предлагается в  новой ЕПС? 6

1.2 «Восточное партнерство»  и обновленная  ЕПС 8

1.3 «More for more» 9

1.4 Среднесрочный прогноз  развития отношений  Беларуси и ЕС  в контексте обновленной  ЕПС 11

1.5 Что ЕС предлагает  Беларуси? 13

Глава 2 Беларусь и ЕС: проблемы сотрудничества по противодействию  трансграничным угрозам  безопасности 19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 25 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

     Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое  и политическое объединение 27 европейских  государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён  Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ.

     Взаимоотношения между Республикой Беларусь и  Европейским союзом были первоначально  созданы после признания Европейского Союза независимости Беларуси в 1991 году. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС, и по иным каналам. Развитию отношений между  Беларусью и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Беларуси, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Беларуси 1994 года, внесённые в 1996 г. В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Беларуси в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС.  Кроме того, Европейский Союз исключил Беларусь из своей Европейской политики соседства (ЕПС), которая была первоначально разработана, чтобы создать "кольцо друзей" в географической близости Союза. Брюссель утверждал, это исключение будет прямым ответом на создание авторитарного режима во главе с президентом Лукашенко. Беларусь является одним из немногих государств в Европе, которые не просили о вступлении в Европейский Союз. Кроме того, членство в Европейском Союзе не предложили и Минску. Беларусь стремится постоянно дистанционизироваться его экономических и политических связей с Россией, являясь одним из членов-учредителей Союзного государства (ранее "Союзного государства России и Беларуси).

     26 января 2006 г. на сессии Парламентской  ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была  принята резолюция, осуждающая  ситуацию в Белоруссии накануне  президентских выборов. Несмотря  на активную поддержку российской  делегации, Белоруссия вновь не  получила статус специально приглашённой  в Совет Европы (которого она  была лишена в 1997 году), поскольку  не выполнены четыре условия  СЕ - расширение полномочий парламента, введение института уполномоченного  по правам человека, пересмотр  Избирательного кодекса и закона  о печати.

     ПАСЕ  призвала ввести против Белоруссии режим  международной изоляции, заключающийся  в отказе предоставлять визы высокопоставленным белорусским государственным чиновникам и в то же время облегчить выдачу виз простым гражданам. Предложено также заморозить все банковские счета и другие финансовые активы президента Александра Лукашенко и  членов его окружения.

       В 2008 году взаимоотношения между  Республикой Беларусь и ЕС стали налаживаться.

     В 2009 г. Белоруссия стала членом проекта  ЕС «Восточное партнёрство», а ПАСЕ поддержала возвращение белорусскому парламенту статуса специально приглашённого  при условии введения моратория  на смертную казнь. В 2009 году был открыт Информационный пункт Совета Европы в Минске на базе Белгосуниверситета. Деятельность информационного пункта призвана содействовать развитию взаимодействия между Беларусью и СЕ, а также повышать информированность государственных органов, общественных организаций, СМИ, ВУЗов и граждан Беларуси об основополагающих ценностях, правовых инструментах, достижениях, политике и деятельности СЕ. В 2010 году ПАСЕ отозвала свою рекомендацию 2009 года и решила приостановить свои контакты высокого уровня с Белоруссией. А после фальсификации (по мнению ЕС) выборов 19 декабря 2010г. отношения Беларуси с ЕС практически заморозились.

     Развитие  политических и экономических отношений  между Европой и Беларусью  объективно соответствует общеевропейским  интересам, что неоднократно декларировалось  на самых различных уровнях как  со стороны Беларуси, так и со стороны ЕС, а также всех сопредельных с Беларусью государств. Особое значение при этом имеет географическое положение  Беларуси как транзитной страны и  все более очевидная значимость стратегического сотрудничества Беларуси с Россией. Надо признать, что, несмотря на полное расхождение взглядов на политическую ситуацию в Беларуси, официально Минск никогда не заявлял  о вторичности отношений

с ЕС. При  всей остроте политических расхождений, тем не менее, на протяжении многих лет белорусской стороной была разработана  и официально предложена система  подходов к развитию отношений с  Евросоюзом, известная как концепция  «ответственного соседства с  ЕС». 

 

ГЛАВА 1 ОБНОВЛЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА

     Ревизия Европейской политики соседства (ЕПС) была плановым мероприятием, направленным на оптимизацию отношений Евросоюза со странами-соседями. Она началась еще летом 2010 г. Однако неожиданным

катализатором процесса пересмотра ЕПС стали события  в странах северной

Африки  и Ближнего Востока. В результате озабоченность ЕС по поводу этих

событий наложила основной отпечаток на содержание документа и перспективы его практической реализации. Это обстоятельство обусловливает еще большее снижение приоритетности «Восточного партнерства» для ЕПС. Для отношений Беларуси и Евросоюза обновленная

ЕПС будет  иметь лишь минимальное значение.

     25 мая 2011 г. было обнародовано  совместное сообщение Европейской  комиссии и Офиса Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности «Новый ответ на изменения в странах-соседях». В документе отмечается, что «последние события и итоги пересмотра (Европейской политики соседства – Е.П) продемонстрировали, что усилия ЕС по поддержке политических реформ в соседних странах имеют ограниченные результаты». Поэтому, по мнению авторов сообщения, Союзу «необходим новый подход для усиления партнерства между ЕС и соседними

странами  и обществами». Целями этого партнерства  должно быть: «строительство и консолидация здоровых демократий, стремление к устойчивому экономическому росту и укрепление межграничных связей». При этом подчеркивается, что ЕС «не стремится навязать соседям модель или готовый рецепт политических реформ» и что «инициатива должна исходить от партнеров».

1.1 Что конкретно предлагается в новой ЕПС?

     Как видно из центрального принципа пересмотренной ЕПС, новая стратегия предусматривает существенно большую диверсификацию отношений ЕС со странами-соседями. Уровень отношений должен определяться более жесткими требованиями. То есть вводится более жесткий принцип обусловленности во взаимодействиях с правительствами соседних стран, многие из которых не могут похвастаться хорошими показателями в области демократии, прав человека и законности. В тех случаях, когда правительства не будут предпринимать достаточно усилий для исправления ситуаций в своих странах или будут еще более их ухудшать, Евросоюз будет снижать уровень отношений с государственными структурами и больше внимания уделять гражданским обществам этих стран. Для этих целей в документе предусмотрено создание новых инструментов: Европейский фонд в поддержку демократии (European Endowment for Democracy) и Инструмент

гражданского  общества (Civil Society Facility). Также дальнейшее развитие получат т.н. «диалоги по правам человека», которые «позволят проводить мониторинг выполнения обязательств в этой области, включая случаи нарушения прав человека». Особая роль здесь отводится межпарламентскому сотрудничеству, в том числе в формате ЕВРОНЕСТ (для «Восточного партнерства»).

     Для обеспечения функциональности обновленной  ЕПС «Новый ответ на изменения  в странах-соседях» предусматривает увеличение финансирования политики соседства.

     К уже имевшимся в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства 5,7 млрд евро на период 2011-2013 гг. добавляется еще 1,242 млрд евро. Для поддержки больших инфраструктурных проектов, которые могут помочь развитию связей между ЕС и соседями, решению проблем в сфере энергетики, окружающей среды и транспорта будут открыты дополнительные инвестиционно-кредитыне линии Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития (примерно на 1 млрд евро каждым). Очевидно, что большая часть этих

средств пойдет в средиземноморском направлении.

     Отдельный «пакет» мер и предложений  предусмотрен для стран «Восточного партнерства». Документ в очередной раз подчеркивает стремление ЕС заключить в будущем с восточноевропейской «шестеркой» Соглашения об ассоциации. Экономической составляющей этих соглашений будут глубокие и всеобъемлющие зоны свободной торговли, которые являются более «продвинутыми» формами экономической интеграции с соседями. При этом отмечается, что для сокращения долгого и сложного процесса заключения Соглашений об ассоциации инструменты «Восточного партнерства» должны в большей степени соответствовать специфике ситуаций в каждой отдельно взятой стране-соседке. Таким образом, ЕС все более диверсифицирует и переводит на двустороннюю основу подходы к отдельным странам в рамках первоначально многостороннего «Восточного партнерства». Для того, чтобы помочь участникам «Восточного партнерства» развить административный потенциал для проведения внутренних реформ, предусмотрена Программа всестороннего институционального развития. А снижению экономических, социальных и региональных дисбалансов должна способствовать Пилотная программа регионального развития. Дальнейшую поддержку получат хорошо зарекомендовавшие себя флагманские инициативы в области управления границей, развития малого и среднего бизнеса, энергетического сотрудничества, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также охраны окружающей среды.

Информация о работе Экономическая безопасность Республики Беларусь в условиях соседства с Европейским союзом