Групповые методы работы ИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание

Групповые методы имеют значительные преимущества перед массовыми методами. Главное их преимущество и привлекательность состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися товаропроизводителями. Это дает возможность избежать не совсем правильных толкований и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями и консультантами, которые улучаются при использовании массовых методов для реализации обучающих Программ ИКС. Помимо этого при групповых методах в значительной мере устанавливаются деловые рабочие контакты работника ИКС с обучающимися, «развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.

Содержание

1. Групповые методы работы ИКС
1.1. Цель
1.2. Размер группы
1.3. Состав группы
1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями
2. Лекционная работа
2.1. Планирование лекции
2.2. Подготовка лекции
2.3. Чтение лекции
3. Групповая дискуссия
4. Организация полевых дней (экскурсия в поле)
4.1. Планирование полевого дня
4.2. Маршрут
4.3. Количество участников
5. Индивидуальные методы в консультационной службе
6. Посещение ферм
7. Записи и прогнозы
8. Недостатки
Литература

Работа состоит из  1 файл

ИКС.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


14

 

Содержание

 

1. Групповые методы работы ИКС

1.1. Цель

1.2. Размер группы

1.3. Состав группы

1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями

 

2. Лекционная работа

2.1. Планирование лекции

2.2. Подготовка лекции

2.3. Чтение лекции

 

3. Групповая дискуссия

 

4. Организация полевых дней (экскурсия в поле)

4.1. Планирование полевого дня

4.2. Маршрут

4.3. Количество участников

 

5. Индивидуальные методы в консультационной службе

 

6. Посещение ферм

 

7. Записи и прогнозы

 

8. Недостатки

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Групповые методы работы ИКС

Групповые методы имеют значительные преимущества перед массовыми методами. Главное их преимущество и привлекательность состоит в обратной связи работника ИКС с обучающимися товаропроизводителями. Это дает возможность избежать не совсем правильных толкований и недоразумений в отношениях между товаропроизводителями и консультантами, которые улучаются при использовании массовых методов для реализации обучающих Программ ИКС. Помимо этого при групповых методах в значительной мере устанавливаются деловые рабочие контакты работника ИКС с обучающимися, «развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.

Опыт показывает, что товаропроизводители являются более восприимчивыми к групповым методам, т.к. они имеют возможность слушать, принимать участие в обсуждении тех или иных проблем, обмениваться полезным опытом, принимать совместные решения относительно своей деятельности в информационно-консультационной службе. Наряду с этим, групповой метод помогает индивидуальному товаропроизводителю принимать самостоятельные решения относительно совершенствования своей производственной деятельности, опираясь на опыт своих более преуспевающих коллег. Принятию самостоятельного решения индивидуальному Товаропроизводителю способствует и то, что в группе создается атмосфера взаимопомощи благодаря чему он начинает больше верить в свои силы, ощущать потребность и тягу к инновациям в интересах своего дела.

Конечно же групповой метод более дорогостоящий с учетом затрат на одного обучающегося по сравнению с массовыми методами. И несмотря на это, он является более предпочтительным для ИКС, т.к. обеспечивает прямую и непосредственную связь с первичными товаропроизводителями, оказывает положительное влияние на их производственную деятельность, что в конечном итоге обеспечивает его высокую экономическую эффективность.

Для успешного использования группового метода в реализации обучающих программ ИКС необходимо обратить внимание на ряд наиболее важных его аспектов, которые будут полезными для специалистов ИКС.

1.1. Цель. Работник ИКС должен четко представлять, что основной целью группового метода является непосредственная работа с товаропроизводителями. Поэтому в их задачу входит формирование целевых групп товаропроизводителей, развитие этих групп и совершенствование их деятельности, организация групповых встреч на постоянной основе. Он должен также вносить для группы новые идеи, предавать знания и информацию по различным аспектам эффективного хозяйствования, чтобы первичные товаропроизводители могли использовать накопленный опыт в своей деятельности. Очень важно, чтобы работник ИКС знал начальный опыт группы (уровень образования, профессионализм, приверженность новым идеям и т.д.), что необходимо для деятельности информационно-консультационной службы в целом.

1.2. Размер группы: считается наиболее целесообразным, чтобы размер группы при групповом методе обучения не превышал 20-40 человек. В отдельных случаях ее размер может снижаться до 10-12 человек, например, при проведении групповой дискуссии. Если группа слишком велика, она становится разобщенной, теряет чувство коллективизма, а первичные товаропроизводители в этом случае начинают чувствовать себя неуютно. В небольших по численности группах появляются возможности установления тесных контактов между ее участниками, что способствует установлению дружеских отношений, развитию взаимопомощи и благоприятной деловой атмосферы в коллективе. С точки зрения географического положения - все члены группы должны жить в одной местности, ибо даже с точки зрения почвенно-экологических условий отдельные территории одного и того же района в значительной мере отличаются друг от друга.

1.3. Состав группы. Групповой метод является более эффективным если он предусматривает работу с товаропроизводителями, имеющими схожие проблемы. Часто эти проблемы требуют согласованного действия, например, по защите почв от водной или ветровой эрозии на отдельных территориях района, подверженных этим процессам. Преодолеть данную проблему значительно проще и легче сообща, чем отдельно взятому товаропроизводителю в его хозяйстве. Немаловажно и то, чтобы состав группы имел примерно одинаковый уровень образования и профессиональных навыков, а также уровень хозяйствования. В противном случае более образованные и квалифицированные члены группы будут подавлять остальных ее участников. Поэтому так необходимо формировать различные целевые группы в пределах одной и той же географической местности. В этом случае ИКС может формировать разные обучающие программы для различных целевых групп с учетом их интересов и запросов.

1.4. Взаимоотношения работников ИКС с товаропроизводителями. Работник ИКС должен иметь четкое представление о своих взаимоотношениях с товаропроизводителями, независимо от того к какой целевой группе они принадлежат. В идеале он прежде всего уделяет внимание формированию коллектива товаропроизводителей-единомышленников и его сплочению. Но работник ИКС не должен быть лидером группы и оставаться лишь ее добрым помощником, советником и консультантом. Его стремления должны быть направлены на то, чтобы вносить элементы независимости в деятельность группы, стимулировать группу на развитие инициативы в консультационной службе, самостоятельного принятия решения о том какая помощь этой службы необходима группе. При этом, главная цель работника ИКС должна состоять в том, чтобы как можно большее количество первичных товаропроизводителей было связаны с новыми идеями эффективного хозяйствования, благодаря деятельности групп.

Групповые методы заключают в себе большое разнообразие типов и приемов обучения взрослого населения. Это собрания групп, общие собрания местных жителей, лекции, выступления, деловые дискуссии, демонстрации, полевые демонстрационные дни и т.д. Ниже мы остановимся на главных из них, знание и понимание которых работниками ИКС будут способствовать повышению эффективности работы службы.

 

2. Лекционная работа

 

Лекционная работа (чтение лекций) представляет собой способ устного общения, при помощи которого один человек передает информацию группе слушателей. Подобно большинству других средств общения она имеет свои преимущества и недостатки. К главным преимуществам лекционной работы относятся:

- возможность передачи большого объема информации в сравнительно небольшой промежуток времени;

- возможность обращения к большему числу людей;

- удобство представления абстрактных идей (понятий) и незнакомых тем (предметов) разговора. Среди недостатков лекционной работы следует отметить следующие три:

- предмет обсуждения (содержание лекции) обычно запоминается недостаточно хорошо;

- аудитория (слушатели) обычно остается пассивной;

- лекция (лекционная работа) не подходит (не годится) для обучения

навыкам.

Таким образом, лекционная работа представляет собой весьма полезное средство общения, если, во-первых, она адресована большой группе слушателей, во-вторых, имеется временное ограничение (мало времени) и, в-третьих, когда предмет обсуждения является абстрактным, либо полностью (совершенно) новым для слушателей. Следовательно, она может быть весьма подходящим для предоставления других методов и средств консультационно-информационной службы. Однако, не говорилось, эффективность лекции должна оцениваться не тем, что говорит лектор, а тем, что запоминают слушатели.

2.1. Планирование лекции. При планировании любой консультационно-информационной работы следует принимать во внимание следующие четыре фактора:

1) Цель лекции;

2) Аудитория (слушатели);

3) Предмет обсуждения;

4) Ситуация (время и место).

Так как чтение лекций представляет собой один из возможных методов в консультационно-информационной работе, мы рассмотрим отдельно каждый из вышеперечисленных пунктов.

Цель лекции должна заключаться в описании результата, который, как хочет лектор, показали бы слушатели после прослушивания его лекции. Единственным способом, по которому лектор может проверить эффективность. Или неэффективность своей лекции, является сравнение фактических результатов с запланированной целью лекции. Например, целью лекции может быть то, что слушатели должны быть в состоянии (в результате прослушанной лекции) правильно описать различные операции, применяемые при возделывании моркови, если в конце своей лекции он попросит своих -Слушателей обобщить эти операции, он получит представление о том, как воспринималась его лекция. Другими словами, лекция является успешной, если были достигнуты ее цели. Аудитория (слушатели), для которой предназначена данная лекция, должна рассматриваться по меньшей мере с двух точек зрения. Во-первых, это ее размер. Чем больше группа, тем меньше будет личного контакта с каждым слушателем в аудитории. Лектор всегда должен пытаться вызывать как можно большего участия аудитории. По этой причине размер группы часто будет ограничивать объем материала, который он может представить. Размером группы определяется также манера его речи. При Небольших группах можно быть неофициальным и позволить себе использовать сравнительно много времени на вопросы и комментарии, в то время как большие группы требуют более официального взаимодействия с учащимися.

Кроме того, лектору необходимо знать что-либо об уровне образования и Эрудиции своей аудитории и соответственно приспосабливать к этому материал лекции и стиль его изложения. Если излагаемый материал ниже уровня образования и эрудиции слушателей, то речь лектора, может стать для них скучной или даже оскорбительной, а если он говорит на уровне выше их головы, они просто не будут его понимать. В обоих случаях лектор не достигает своей цели.

При планировании темы, для лекции определяется отправная точка обсуждения исходя из того, что уже известно слушателям. Различие между тем знанием и тем, что определено как цель лекции, указывает тот материал, который должен быть представлен на лекции. Если разрыв между имеющимся у слушателей уровнем знаний и запланированной целью лекции большой, то, возможно, не удастся представить весь материал за одно занятие. В таком случае цель и материал лекции следует разделить на несколько более мелкие части и представить в логическом порядке.

Ситуация, в которой лектор должен прочитать лекцию, имеет как физические, так и социальные изменения. К физическим измерениям прежде всего относятся время и место. В какое время дня должна быть прочитана лекция? Какие виды работ (какие мероприятия) должны предшествовать лекции, а какие виды работ должны последовать за ней? Будет она проводиться в помещении или на открытом воздухе, в большом зале, классной комнате или в частном доме?

Более трудно четко определить социальные размеры ситуации, но они имеют не меньшее значение. Как хорошо известен лектор своим слушателям? Какого они мнения о нем, о его профессиональных и прочих качествах? Будут ли они рассматривать его как "своим партнером, своим человеком", либо превосходящим или стоящим ниже их в социальном отношении. Все эти факторы имеют непосредственное отношение к запланированной лекции.

Таким образом, при планировании лекции необходимо использовать значительно больше информации, чем требуется для представления предмета обсуждения. Лектор должен хорошо знать свою цель, аудиторию (слушателей), предмет обсуждения и ситуацию, в которой он будет читать лекцию. Чем лучше обо всем этом он информирован, тем лучше может он планировать свою лекцию и тем больше шанса, что его лекция будет эффективная. В этом деле лектору могут и должны оказать помощь работники ИКС районного уровня.

2.2. Подготовка лекции. В принципе существует всего три источника материала для лекции:

собственный опыт лектора, опыт других, например, опубликованный в печати Материал, а также передовой опыт наиболее преуспевающих товаропроизводителей или то, что лектор увидел сам в передовых хозяйствах. Обычно мы используем сочетание всех этих источников. Опыт других обычно это то, что появляется в печати, причем выбор и разнообразие материала здесь почти неограниченны по любому предмету обсуждения. Нижеследующий метод, как было найдено, является полезным для сбора и отбора материала к лекции.

Информация о работе Групповые методы работы ИКС