Государственное регулирование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 01:52, реферат

Описание

Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения объемов производства и инвестиций. В отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.

Содержание

Тенденции деградации научно – производственного капитала (введение)………………………3
Неиспользуемые возможности………………………………………………………………………7
Парадоксы денежной политики……………………………………………………………………...7
Бюджет полицейского государства…………………………………………………………………15
Стратегия экономического роста……………………………………………………………………19
Ключевые задачи политики экономического роста………………………………………………..19
Макроэкономические условия устойчивого экономического роста……………………………...21
Формирование российской инвестиционной системы…………………………………………….24
Обеспечение добросовестной конкуренции………………………………………………………..26
Следование национальным интересам в регулировании внешнеэкономической деятельности..28
Вывод………………………………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Стратегия экономического роста.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

  Государственная система банков развития призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала. Она должна состоять из Российского банка развития, реализующего задачу привлечения инвестиций в приоритетные направления экономического роста, и специализированных банков развития, обеспечение поддержания необходимого уровня инвестиционной активности в соответствующих секторах российской экономики. В частности, такие банки необходимы для кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инвестиционного и военно-технического сотрудничества за рубежом, малого бизнеса и жилищного строительства; привлечение инвестиций в сельское хозяйство.

  Формально некоторые из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк, Россельхозбанк – созданы, но ни один из них как  институт развития так и не заработал. Для этого они должны быть встроены в соответствующую систему организации финансовых потоков, включающую механизмы рефинансирования банков развития, процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития, гибкие технологии денежного предложения и надежный контроль над эффективностью использования предоставляемых кредитов.

  Необходима так же активизация инвестиционной политики правительства , включающая восстановление Бюджета развития и института государственных гарантий для привлечения кредитов на финансирование приоритетных инвестиционных проектов, возложение функций его исполнения на Банк развития.

  В общем виде предлагаемая система  будет функционировать следующим  образом. На макроуровне политика денежного  предложения ориентируется на обеспечение спроса на деньги со стороны производственной сферыпри желаемом уровне экономической активности, регулируемом посредством ставки рефинансирования. При этом организация денежного предложения осуществляется Центральным банком через каналы рефинансирования текущей производственной деятельности (с использованием технологий кредитования коммерческих банков под залог векселей производственных предприятий), инвестиций в основной капитал с целью модернизации и расширения производства (через банки развития), внешнеэкономической деятельности (через приобретение иностранной валюты). Для поддержания роста долгосрочных инвестиций денежные власти организуют два контура денежного предложения: Центральный банк – банки развития – производственные предприятия; сбережения населения – Сбербанк – банки развития – производственные предприятия. Таким образом, бóльшая часть накапливаемых и вновь создаваемых ресурсов трансформируется в кредитование производства и инвестиций, авансируя экономический рост.

  На  микроуровне за счет кредитования инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического развития и социально значимых видах деятельности обеспечивается расширение конкурентоспособных и перспективных производств. Задачей банков развития является не финансирование административно выбираемых инвестиционных проектов, а стимулирование инвестиционной активности в перспективных направлениях экономического роста. При грамотной организации этого процесса один рубль, вкладываемый в приоритетный проект через банки развития, может привлечь два-три рубля частных инвесторов. Естественными партнерами банков развития станут коммерческие банки, работающие с предприятиями реального сектора. Соучаствуя в финансировании инвестиционных проектов в приоритетных направлениях экономического роста, они будут расширять свою клиентскую базу, содействуя развитию предприятий.

  Обеспечение добросовестной конкуренции.

  Выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих  процессы роста производства, увеличения доходов населения, расширения конечного  спроса, накопления сбережений, и подъема инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции экономики это требует применения инструментов государственного регулирования для устранения диспаритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации конечного спроса.

  В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга цен на продукцию, производимую и поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование бюрократическим произволом. Его задача – исключить злоупотребления и установления какого-либо контроля над рынком в целях завышения цен, обеспечить максимальную свободу конкуренции.

  Нужно установить четкие правовые рамки и  процедуры регулирования цен  на федеральном и региональном уровнях, которые обеспечили бы прозрачность ценообразования и его соответствие принципам добросовестной конкуренции. Для этого надо принять федеральный закон о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующий функции и методы государственного регулирования цен, а также ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение дисциплины цен.

  В антимонопольной политике важнейшие  задачи – декриминализация оптовой  и розничной торговли, расчистка  товаропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий и др.

  Для этого необходимы:

  - усиление защиты прав предпринимателей  в практической работе правоохранительной  системы, ее очищение от коррупции;

  - повышение эффективности работы судебной системы разрешения хозяйственных споров, ее защита от административного и криминального давления;

  - выведение антимонопольных органов  из структур исполнительной власти, обеспечение их самостоятельности  и ответственности за должное  выполнение своих функций;

  - устранение организационных монополий в торговле;

  - систематические оперативные меры  по расчистке товаропроводящей  сети от криминального контроля;

  - отделение естественных монополий  от органов исполнительной власти, обеспечение открытости процедур  ценообразования на их продукцию при участии потребителей и под контролем антимонопольных органов;

  - упрощение налогообложения малого  бизнеса и снижение налогового  бремени на него, создание специальных  институтов кредитования малого  предпринимательства.

  Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования инвестиций и закупок в государственном секторе, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения общественных нужд; повышение эффективности государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях, контролируемых государством (включая естественные монополии), для размещения заказов среди производителей отечественного оборудования; прекращение использования средств государственного бюджета всех уровней на цели импорта, за исключением ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране.

  Следование  национальным интересам  в регулировании  внешнеэкономической деятельности.

  В регулировании внешнеэкономической  деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг; защита внутреннего  рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа; создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства; ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.

   Для решения этих задач должны быть осуществлены следующие меры в сфере регулирования внешней торговли:

  - введена защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифных мер, предусмотренных российским законодательством и правилами ВТО;

  - скорректирован импортный тариф  на готовые изделия с учетом  возможностей импортозамещения  в целях повышения загрузки  простаивающих производственных  мощностей и создания благоприятных  условий освоения производств современного и нового технологических укладов;

  - проведено снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие, не производимые в России и вместе с тем критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;

  - прекращена практика предоставления  правительством льгот по уплате  импортных пошлин, в том числе  с ввозимых летательных аппаратов,  других видов производимой в  России техники, а также для  отдельных предприятий и проектов;

  - организовано стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, включая резкое расширение практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

  - ужесточен контроль над качеством  импортируемых товаров, устранена  практика делегирования функций государственного контроля качества иностранными организациями;

  - установлены ограничения на импорт  услуг, затрагивающих интересы  отечественных товаропроизводителей  и чувствительных к требованиям  безопасности потребителей;

  - обеспечено полноценное функционирование Таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.

  Присоединение России к ВТО не должно ограничит  возможности социально – экономического развития страны. Необходимые для  этого меры государственной промышленной, научно – технической, инвестиционной политики надо заблаговременно привести в соответствие с планируемыми условиями присоединения. В частности, в случае признания применяемых сегодня мер по субсидированию процентных ставок, государственной поддержке лизинга оборудования, финансированию целевых программ, проведению госзакупок и других противоречащими требованиям ВТО, они должны быть своевременно заменены другими, адекватными им и не менее эффективными. Например, государственные субсидии могут быть замещены долгосрочными низкопроцентными кредитами, предоставляемыми государственными банками развития. Нормы ВТО не ограничивают также меры налогового стимулирования инновационной и инвестиционной активности, способы рефинансирования экономической деятельности Центральным банком, допускают возможность субсидирования НИОКР, гибкие формы контроля над ценообразованием и другие меры неизбирательного (общего) характера.

  В сфере валютного регулирования  необходимо обеспечить возможности  наращивания инвестиций в развитие российской экономики при защите ее от внешних угроз дестабилизации валютно – финансовой системы. Ключевой задачей является расширение использования рублей в международных расчетах и придание российской валюте статуса международной. Решение этой задачи позволит многократно увеличить возможности финансирования социально – экономического развития России.

  Для этого надо повысить привлекательность  рублевых операций по сравнению с  валютными, что предполагает:

  - восстановление ограничений на  вывоз капитала в иностранной валюте при либерализации капитальных операций в рублях;

  - поддержание более высоких резервных  требований по валютным счетам  по сравнению с рублевыми;

  - перевод экспорта нефти и газа  на расчеты в рублях;

  - расширение практики использования  рубля в международных расчетах, создание условий для его использования в качестве резервной валюты в странах СНГ, а также в ЕС и других странах – крупных внешнеторговых партнерах России;

  - введение жестких санкций за  нарушение запрета на расчеты  в иностранной валюте по внутренним операциям;

Информация о работе Государственное регулирование уровня жизни населения