Статистика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Содержание

Введение 2
Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики. 3
1.1 Основные составляющие показателя уровня жизни населения. 3
1.2 Социальные нормативы и потребности как составляющие уровня жизни населения. 6
1.3 Основные задачи изучения уровня жизни населения. 10
1.4 Основные показатели, используемые для определения уровня жизни. 11
Глава II. Анализ статистики уровня жизни населения на территории РФ на конец ноября 2011 года. 22
Заключение. 33
Список использованной литературы. 34

Работа состоит из  1 файл

статистика уровня жизни населения.docx

— 139.05 Кб (Скачать документ)

 

Введение

2

Глава I. Уровень жизни населения  как один из факторов социально-демографической  статистики.

3

1.1 Основные составляющие показателя  уровня жизни населения.

3

1.2 Социальные нормативы и потребности  как составляющие уровня жизни  населения.

6

1.3 Основные задачи изучения  уровня  жизни населения.

10

1.4 Основные показатели, используемые  для определения уровня жизни.

11

Глава II. Анализ статистики уровня жизни  населения на территории РФ на конец  ноября 2011 года.

22

Заключение.

33

Список использованной литературы.

34


 

 

 

 

Введение.

Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее  направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают  рост ВВП и совершенствование  механизма его распределения  на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня жизни – это  не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально  новые техника и технологии, так  и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального  капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее  структура материальных, духовных и  социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной  энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

В разработке политики доходов и  заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения  по регионам, сельской и городской  местности – с использованием для измерения соответствующих  показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных  и стоимостных).

В современной России наиболее актуальными  проблемами повышения уровня жизни  являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

 

Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики.

1.1 Основные составляющие показателя уровня жизни населения.

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая  характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны.1 Наряду с материальными существуют (и являются не менее важными) потребности духовные и социальные. Потребность – это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Можно выделить четыре уровня жизни  населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности  как низшей границы воспроизводства  рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор  благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения  качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и  услуг, а выступает обобщающей характеристикой  социально-экономических результатов  развития общества и включает среднюю  продолжительность жизни, уровень  заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение  прав человека, и т.д. В рыночной экономике  важнейшими составляющими уровня жизни  становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные  отношения.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление  им материальных благ и услуг, условия  жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено  разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические  условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных  мастерских, прокатных пунктов и  т.д.), состояние торговли и общественного  питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия  досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное  время – часть внерабочего  времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему  населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной  величиной дохода.2

Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социальные нормативы и потребности как составляющие

уровня жизни населения.

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры  направленности социальных процессов  в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения  и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета  и др.3 Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные  трудовые и социальные пенсии для  пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный  набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный  минимум, и с ним должны увязываться  все остальные социальные стандарты  и гарантии.4

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную  необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические  потребности являются определяющими  – первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа; в их составе  насущными, первичными, выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются  после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  же для их удовлетворения характеризуются  бюджетом времени населения. По величинам  рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность  рабочего времени и возможности  удовлетворения интеллектуальных и  социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям  о потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся  количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании).5 Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления  населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности  населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные  необходимостью обеспечения условий  его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные задачи изучения

 уровня жизни населения.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения.6 Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств.7 Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.8

К задачам изучения уровня жизни  относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения  его показателей; дифференциация различных  групп населения по доходам и  потреблению и анализ влияния  различных социально-экономических  факторов на изменение уровня. Большое  значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами  их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения  поставленных задач выступают: текущий  учет и отчетность предприятий, организаций  и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости  населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей  населения, разного рода социологических  и других обследований социальных условий  жизни и деятельности людей.

 

1.4 Основные показатели, используемые для определения

уровня жизни.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между  собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной  характеристики требуется использование  соответствующей системы специфических  показателей.9 Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

Информация о работе Статистика уровня жизни населения