Статистика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Содержание

Введение 2
Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики. 3
1.1 Основные составляющие показателя уровня жизни населения. 3
1.2 Социальные нормативы и потребности как составляющие уровня жизни населения. 6
1.3 Основные задачи изучения уровня жизни населения. 10
1.4 Основные показатели, используемые для определения уровня жизни. 11
Глава II. Анализ статистики уровня жизни населения на территории РФ на конец ноября 2011 года. 22
Заключение. 33
Список использованной литературы. 34

Работа состоит из  1 файл

статистика уровня жизни населения.docx

— 139.05 Кб (Скачать документ)

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой  степенью условности разделить на три  вида:

- первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

- второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

- третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления  в значительной степени детерминируются  теми ресурсами, которые находятся  в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому  наряду с показателями собственно потребления  в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.

Необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Система эта включает следующие разделы:10

1) обобщающие  показатели (ВНП, фонд потребления,  индекс стоимости жизни и т.п.);

2) доходы  населения;

3) потребление  и расходы населения;

4) денежные  сбережения населения;

5) накопленное  имущество и жилище;

6) социальная  дифференциация населения;

7) малообеспеченные  слои населения. 

Однако с методической точки  зрения и данная система показателей  не выглядит завершенной. Так, в нее  включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный  потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум –  это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский  бюджет – это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму». Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3–4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени». Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза).

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых  главным образом и зависит  степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов  населения являются: 
- заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);

- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

- выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;

- доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);

- доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Возможны и другие источники  дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и  т.д.).

С юридической точки зрения доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном  порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны  государства.

Для измерения уровня и структуры  доходов населения используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД - НП.

Доля этой части в общем объеме доходов составит

Во-вторых, между номинальными и  реальными величинами доходов могут  быть существенные расхождения в  связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (Iп.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей  строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

Отсюда следует, что скорость изменения  реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных  доходов, изменения ставок налоговых  платежей и изменения покупательной  способности денег.

Для расчета индекса цен и  тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную  регистрацию цен на продовольственные  и непродовольственные товары-представители  и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых  по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен  покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет  прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно  дифференцируются в зависимости  от его социально-демографических  характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум  рассчитывают не только в среднем  на душу населения или семью, но и  отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный  минимум конкретной семьи может  быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Для разработки и решения текущих  и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамике и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.

В перечень интегральных индикаторов  уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости  и от реализации продукции личного  подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам  населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов  из различных источников.

Реальные  доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежных доходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).

Др=

 

При этом различаются реальные доходы населения без учета и с  учетом услуг. Первая разновидность  этих доходов – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются  для всего населения, а также  в разрезе социальных групп и  субъектов РФ. Для обеспечения  сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения  цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

Реальная  заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также  индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить  происходящие социальные изменения, уровень  социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой  следует придерживаться правительству  данной страны.

Индикаторами дифференциации доходов  и заработной платы являются:

- распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

- распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;

- децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

- коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;

- коэффициент дифференциации заработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов  относятся также коэффициент  концентрации доходов (индекс Джини) и  кривая Лоренца (см. рис.1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

Прямая ОА называется линией абсолютного  равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей  имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое  распределение доходов по группам  семей в действительности. Усиление неравенства в распределении  доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии  абсолютного равенства.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

 

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения  доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного  равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать  от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем  выше значение показателя, тем более  неравномерно распределены доходы в  обществе.

Для определения общего направления  изменений в распределении доходов  используется коэффициент направленности процесса стратификации населения  – соотношение численности населения  с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует  нарастание или снижение поляризации  общества.

В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а  на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии  – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран  это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике  – 4% к 58%.

Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в  Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

Информация о работе Статистика уровня жизни населения