Социально – экономическая статистика уровня жизни населения и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определить уровень жизни населения и степень развития социальной сферы в современной Российской экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать основные показатели, характеризующие уровень жизни населения и социальную сферу и применить их к конкретным статистическим данным для анализа состояния исследуемого вопроса;
 обозначить проблемы повышения уровня жизни населения в современной России;
 предложить способы повышения уровня жизни населения и совершенствования социальной сферы в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………...……………………………………...2
I. Теоретические основы статистики уровня жизни населения и социальной сферы….……………………………………………………………3
1.1 Понятие уровня жизни населения…………………….. …………….............3
1.2 Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения..6
1.3 Статистика пенсионного обеспечения………………………..……………6
II. Статистический анализ уровня жизни населения и социальной сферы……………………………………………………………………………...9
2.1 Индикаторы уровня жизни населения и социальной сферы………….…....9
2.2 Анализ показателей уровня жизни и социальной сферы …..…………..…16
III. Предложения по улучшению уровня жизни населения и развития социальной сферы…………………………………………..………………….24
Заключение………………………………………...……………………………27
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 374.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………...……………………………………...2

I. Теоретические основы  статистики уровня  жизни населения  и социальной сферы….……………………………………………………………3

1.1 Понятие уровня жизни населения…………………….. …………….............3

1.2 Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения..6

1.3 Статистика пенсионного  обеспечения………………………..……………6

II. Статистический анализ  уровня жизни населения и социальной сферы……………………………………………………………………………...9

2.1 Индикаторы уровня жизни населения и социальной сферы………….…....9

2.2 Анализ показателей уровня жизни и социальной сферы …..…………..…16

III. Предложения по  улучшению уровня  жизни населения  и развития социальной сферы…………………………………………..………………….24

Заключение………………………………………...……………………………27

Список  литературы……………………………………………………....…….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Целью курсовой работы является определить уровень жизни населения и степень развития социальной сферы в современной Российской экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать основные показатели, характеризующие уровень жизни населения и социальную сферу и применить их к конкретным статистическим данным для анализа состояния исследуемого вопроса;
  • обозначить проблемы повышения уровня жизни населения в современной России;
  • предложить способы повышения уровня жизни населения и совершенствования социальной сферы в Российской Федерации.

   Объектом  исследования является уровень жизни  населения и социальная сфера в России за период с 2000 по 2009 год.

   Актуальность  данной темы заключается в том, что одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения и развитие социальной сферы. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население. Это и понятно, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения. 
 

I. Теоретические основы  статистики уровня  жизни населения  и социальной сферы.

  1.1 Понятие уровня  жизни населения

  Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется, прежде всего, тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом.

  «В задачи статистики уровня жизни входит изучение процессов, явлений и факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность людей, их материальные условия, выявление ключевых проблем социально-экономического развития, подлежащих приоритетному решению. Хорошо отлаженная система показателей уровня жизни имеет большое значение для эффективной разработки социальной политики, принятия обоснованных решений по оказанию помощи малоимущему населению, оценки социально-экономических последствий проводимых в стране реформ, осуществления контроля за ходом реализации важнейших федеральных и региональных социальных программ.

  Статистические  характеристики уровня жизни основываются на достаточно широкой системе взаимосвязанных  показателей, обеспечивающих его комплексную  оценку. Система включает в себя блок интегральных и дифференцированных показателей, характеризующих доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень обеспеченности, т.е. экономические ресурсы, которыми располагает население в целом и его отдельные социально-экономические группы для реализации своих потребностей.

  Другой  блок показателей, который занимает ведущее место при анализе  уровня жизни, содержит агрегированные и дезагрегированные данные о личном потреблении, и прежде всего об удовлетворении основных физиологических потребностей, т.е. отражает реальные потребительские возможности населения. Демографические показатели, содержащиеся в системе, предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения.

  Приведенная система показателей уровня жизни  соответствует мировым стандартам. Так, по итогам всемирной встречи  на высшем уровне в интересах социального  развития (Копенгаген, 1995 г.) в 1997 г. 29-й  Статистической Комиссией ООН был утвержден минимальный набор социальных индикаторов, рекомендованных странам для статистического наблюдения. В их числе демографические показатели, такие, как численность населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой и материнской смертности, уровень образования населения, макроэкономические показатели материального благосостояния (реальные располагаемые доходы и расходы на конечное потребление домашних хозяйств, среднемесячная заработная плата, другие виды доходов), показатели экономической активности населения и материальной обеспеченности домашних хозяйств, уровень и структура личного потребления, жилищные условия населения, уровень преступности.»1

  Эти показатели характеризуют человеческий и трудовой потенциал, которым располагает страна; объемы и источники формирования личных доходов, а также роль каждого из них; распределение доходов между отдельными группами населения; использование доходов для личного потребления; объемы и структуру потребления материальных благ и услуг.

  «Состав приведенных выше показателей и степень их агрегации может меняться в зависимости от того, какие стороны уровня жизни населения подлежат анализу, и от приоритетности решаемых проблем. Например, одной из задач статистического изучения уровня жизни населения может быть разработка и реализация мер по социальной защите малообеспеченных групп населения. Так, принятый в июле 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание помощи малоимущим семьям в виде безвозмездных социальных пособий, целевых денежных или натуральных субсидий или компенсаций расходов по перечню, установленному законодательством РФ. Для исполнения данного закона необходима статистическая информация о доходах и принадлежащем на правах собственности имуществе отдельных социально-экономических групп населения, прожиточном минимуме, исчисленном для соответствующего субъекта РФ.

  Самостоятельным объектом статистического измерения  может быть и такая характеристика уровня жизни населения, как бедность. Кроме сведений об уровне и дифференциации доходов, прожиточном минимуме необходимы и другие дезагрегированные данные, позволяющие оценить масштабы, причины, конкретные проявления и последствия бедности, а также демографические характеристики малоимущего населения.»2

  Важнейшей характеристикой уровня жизни является удовлетворение потребностей населения  в услугах социальной сферы: жилищно-коммунального  хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха и туризма  и др. В настоящее время происходит адаптация социальной сферы к рыночным условиям функционирования экономики. Наряду с бесплатными образованием, медицинской помощью населению, отдельными видами бесплатных социальных услуг активно развиваются рынки платных услуг, оказываемых населению. 
 
 

  1.2 Статистика социального обеспечения и социальной защиты населения

  Социальное  обеспечение — это система  учреждений и услуг по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; при  ограничении либо потере трудоспособности; в ситуациях, требующих внешней помощи; а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

  «Социальная защищенность населения — это совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей трудоспособности из-за старости или инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейся молодежи и др.

  При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и  из реальных ресурсов, которыми располагает  государство для этих целей на данном этапе экономического развития страны. Нормы социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.

  Исходя  из задач и направлений деятельности органов и учреждений социального  обеспечения, в задачи статистического  наблюдения входит сбор следующих сведений:

  - размеры социальных выплат и их источники;

  - численность лиц, охватываемых социальным обеспечением по его видам;

  - средние размеры социальных пособий, приходящихся на их получателя.»3 

1.3 Статистика пенсионного обеспечения

  «Эта область социального обеспечения является наиболее распространенной. На начало 1999 г. пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.

  Пенсионное  обеспечение является одним из видов  обязательного (государственного) социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

  Функционирование  пенсионной системы обеспечивается в основном за счет средств федерального Пенсионного фонда, который относится к внебюджетным кредитно-финансовым системам.

  В настоящее время завершаются  разработки новой концепции пенсионного  обеспечения с учетом международных  стандартов, сформировавшихся в условиях рыночной экономики. Создается трехуровневая  пенсионная система: два первых уровня государственных пенсий — базовые пенсии по старости или нетрудоспособности и трудовые (страховые) пенсии. Третий уровень — негосударственные пенсии (профессиональные или добровольные), выплачиваемые за счет взносов работодателей и работников. Вводится персонифицированный учет страховых взносов. При этом основным принципом функционирования пенсионной системы остается соразмерность условий и норм пенсионного обеспечения с экономическими возможностями государства и численностью экономически активного населения.

  Основными индикаторами фактических возможностей государства в сфере социального  обеспечения служат такие показатели, как уровень и доля расходов на выплату пособий и социальную помощь в валовом внутреннем продукте, доля пособий на детей в ВВП и в общем объеме денежных доходов населения.

  Главный источник дохода пожилых граждан  России — это пенсия. Действующим  законодательством установлены  два основных вида назначаемых пенсий — трудовые и социальные. Соответственно и система статистических показателей разделяется на два блока: первый блок содержит сведения о трудовых пенсиях, второй блок — данные о социальных пенсиях.

  Трудовые  пенсии назначаются с учетом трудового  стажа, устанавливая таким образом  зависимость норм пенсионного обеспечения от трудового вклада.

  Трудовые  пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца.

  Трудовая  пенсия по возрасту (по старости) назначается  при достижении верхней границы  трудоспособного возраста, которая составляет в настоящее время в России 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и наличие трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин.»4

  «В соответствии с действующим законодательством верхняя граница трудоспособного возраста снижена для отдельных категорий трудящихся: в связи с особыми условиями труда; в связи со льготами пенсионного обеспечения лиц, подвергшихся воздействию Чернобыльской аварии; для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и др.

  Особым  видом трудовых пенсий является пенсия за выслугу лет. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем лицам, чья профессиональная деятельность в течение длительного времени связана с риском преждевременного профессионального старения. Круг работников, которым начисляется пенсия данного вида, достаточно широк и потому является объектом статистического наблюдения.

  Выделение перечисленных выше категорий пенсионеров  из общего числа получающих пенсию по возрасту обусловлено особенностями  их пенсионного обеспечения, которые заключаются в дополнительных льготах или иных условиях начисления пенсий, чем для всего остального населения.

  Среднемесячный  размер пенсии определяется как отношение  общей суммы назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности.»5 

Информация о работе Социально – экономическая статистика уровня жизни населения и социальной сферы