Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена вопросам, связанным с такими категориями, как фирма и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния предпринимательства в мире и в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)
 

    3.3   Особенности предпринимательской деятельности в России

 

    Возрождение предпринимательской деятельности в России – это уникальное социальное, политическое и экономическое явление  в истории человечества. Уникальность его состоит в том, что   предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путём, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, перелома жёстко централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с рядом трудностей и противоречий.

    Во-первых, медленно и зачастую бессистемно  формируется законодательная база предпринимательства, призванная обеспечить и закрепить право собственности  на средства производства и конечный продукт деятельности. Во-вторых, принцип частной автономии ограничен, так как свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии. В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднён несовершенством финансово-кредитных отношений и высокими темпами инфляции.

    Таким образом, в нашей стране необходимые условия развития предпринимательской деятельности имеются лишь частично, что, безусловно, накладывает отпечаток на формы и стиль бизнеса. В целом, общая картина предпринимательской деятельности в современной России имеет следующие ОСОБЕННОСТИ:

  • Продолжается внутренний процесс дележа собственности, который в основном идёт негласно и представляет собой хорошую почву для различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур;
  • Значительный сектор экономики всё ещё составляют государственные предприятия, большинство которых полностью или частично бездействуют, поскольку исходная нерентабельность или огромная капиталоёмкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности.
  • Определённая часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит как временное средство накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределённость и недоверие в сфере бизнес-деятельности.

    И всё же, несмотря на трудности роста, предпринимательство в России развивается. По мере накопления капиталов появляются устойчивые фирмы, пытающиеся строить бизнес цивилизованным путём. Постепенно из сферы торговли и обслуживания капиталы перемещаются в производство и особенно в строительство.

    Из  организационных форм предпринимательской  деятельности в современной России самой популярной и действенной  оказалась акционерная фирма. История  акционерных обществ в России началась в 1757 г. учреждением "Российской в Константинополе торгующей  компании". Но  акционерные общества так и не стали основной формой организации предпринимательской деятельности в нашей стране. Их число к октябрю 1917 г. было около 600, затем они были почти полностью ликвидированы. Их возрождение началось с 1921 г. с введением нэпа. В 1925 г. было уже 161 акционерное общество с общим уставным капиталом 340 млн. руб. В дальнейшем число их постепенно сокращалось вместе с укреплением административной системы хозяйства. К началу 30-х годов последние общества были преобразованы в государственные объединения. Новая история акционерных обществ началась с 1988 г., когда на режим работы государственного акционерного предприятия перешли несколько фирм. Постепенно акционерные общества охватили значительную часть экономики и при этом вышли из-под жёсткого государственного контроля. 15

    Будучи  крупными компаниями, акционерные общества не свободны от стремления к монополизации  своей деятельности. Эта тенденция  вдвойне опасна для России, стремящейся  задействовать рыночный механизм, а  значит и конкуренцию. Как известно, фундаментом и своеобразным гарантом рыночной системы являются малые предприятия.

    Малый бизнес в России пока весьма немногочислен. Различными формами негосударственной  предпринимательской деятельности занято сейчас несколько десятков тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как наша, начнёт нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее трёх млн. фирм.

    Основная  трудность организации и функционирования малого бизнеса в России заключается в проблеме его финансирования. Другой проблемой как для малого бизнеса, так и для всей российской предпринимательской деятельности являются высокие налоги. Наконец, специфическим вопросом малого бизнеса является его правовая незащищённость. Подобные и другие проблемы требуют государственного вмешательства в форме его экономической и юридической поддержки. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование и налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, даже образование специального министерства по делам малых предприятий. В России в этот список можно добавить меры борьбы с экономическим вымогательством и бюрократизмом, а также пропаганду престижности малого бизнеса.

    Подводя итог необходимо заметить, что показатель эффективности организаций в экономике нашей страны в последнее время имеет тенденцию к росту, о чём свидетельствуют статистические данные, приведённые ниже в таблицах.

    Например, в январе-сентябре 2007 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил +3479,9 млрд. руб., или +135,0 млрд. долл. США (65,7 тыс. организаций получили прибыль в размере 3796,3 млрд. руб., 24,0 тыс. организаций имели убыток на сумму 316,4 млрд. руб.). Доля убыточных организаций в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. снизилась на 5,9 процентного пункта и составила 26,7 %. 16

    Таблица 1.

Распределение предприятий и  организаций по формам собственности  17

Формы собственности тыс.
1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число предприятий и организаций (всего) 2250 3346 3594 3845 4150 4417 4767 4507
государственные 322 151 155 157 161 159 160 149
муниципальные 198 217 231 239 246 248 252 264
частные 1426 2510 2726 2957 3238 3499 3838 3639
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 95 223 237 244 252 253 253 239
прочие  формы собственности 181 209 240 234 247 245 265 215
 

Таблица 2.

      Число прибыльных организаций  и сумма их прибыли  в РФ за период с 2003 г. по 2005 г.  18
Год Число прибыльных организаций Сумма прибыли,

млн. руб.

2003 72788 1815751
2004 72402 2778552
2005 68958 3673611
 
Таблица 3.

Удельный  вес прибыльных организаций  в РФ за период с 2003 г. по 2005 г.  19

Год Удельный  вес прибыльных организаций

(в  % от общего числа  организаций)

2003 57,0
2004 61,9
2005 63,6
 
Таблица 4.

      Число убыточных организаций  и сумма их убытка в РФ за период с 2003 г. по 2005 г.   20

Год Число убыточных организаций Сумма убытка,

млн. руб.

2003 54839 359580
2004 44602 293113
2005 39406 447695
 
 
Таблица 5.

      Удельный  вес убыточных  организаций в  РФ за период с 2003 г. по 2005 г.   21

Год Удельный  вес убыточных организаций

(в  % от общего числа  организаций)

2003 43,0
2004 38,1
2005 36,4
 

    Таким образом, развитие предпринимательской  деятельности в России – сложный  и противоречивый процесс, имеющий  ряд специфических особенностей. Пока он проходит путём проб и ошибок, иногда перенимая зарубежный опыт. Но такие попытки бывают успешными только с учётом специфики нашей страны. Между тем самый эффективный путь решения любой проблемы – её чёткое определение на основе системы ценностей и конкретной концепции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В западную экономическую науку понятие "предприниматель" ввёл в XVIII веке первый теоретик бизнеса Р. Кантильон. Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность бизнесмена, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками, как самостоятельность, инициатива, ответственность, новаторство, комбинация факторов, мобильность, динамичность.

    В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

    Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так  средних и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими  в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить  к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

    Многообразие  существующих форм организации бизнеса, основные из которых были рассмотрены  в данной работе, порождает широкий  спектр возможностей  для реализации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Если человек, открывший новую фирму, уверен в себе, стремится к четко намеченной цели, то у него есть все шансы победить и  преуспеть в своём начинании.

    Личные  свойства предпринимателя отмечали многие теоретики, но только Й. Шумпетер попытался их систематизировать. Это специфическая мотивация, требующая не удовлетворение потребностей, а активной деятельности ради создания фирмы, победы над соперниками и радости творчества. Это своеобразный интеллект, сильная воля и развитая интуиция.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.