Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена вопросам, связанным с такими категориями, как фирма и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния предпринимательства в мире и в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

    Религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность. Основные мировые религии — христианство, буддизм и ислам — имеют несколько разновидностей (например, католицизм и протестантство). Своеобразный взгляд на мир и истинные ценности, как и отправление религиозных обрядов, может стимулировать или препятствовать стремлениям к переменам, применению новых методов в предпринимательстве. Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо учитывать развитость и роль религии в каждой стране, где планируется организация бизнеса.

    Язык  является основой, средством всех коммуникаций. В предпринимательской деятельности, — как на национальных, так и на международных рынках — требуется знание нескольких языков. Английский язык является доминирующим, более половины деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Есть страны, где стремятся пользоваться только своим языком, например во Франции. Это следует учитывать при организации бизнес-коммуникаций предпринимателям, бизнесменам, деловым людям.

    Правоведение  — знание законов своей страны, которые отражают нормы и правила отношений к ценностям, к собственности, защите личности, не должны восприниматься предпринимателями как второстепенный элемент культуры. Сравнение и знание различных систем законодательства могут способствовать пониманию традиций бизнеса в различных странах. Это может помочь избежать конфликтов, а в случае необходимости обратиться к органам правовой защиты.

    Социальный  статус населения, социальные особенности организации общества и первой его ячейки — семьи в предпринимательстве имеют такое же значение, как и другие факторы культурной среды. Предприниматель в этом контексте должен знать, представляют ли его деловые партнеры семейные фирмы или же он будет иметь дело с профессиональными партнерами. Не менее важным является исследование социальной стратификации населения, чтобы установить, существует ли заметная разница между высшими, средними и низшими классами и каково их отношение к предпринимательству. Исследование и знание социальных особенностей общественных организаций позволяют установить, будут ли они содействовать или противостоять успеху в деятельности предпринимателя в конкретных социальных условиях.

    Культура, согласно выражению Г. Хофстеда, может  рассматриваться как "коллективное программирование мышления".2  В этом смысле особое значение приобретает уровень организационной культуры, которая представляет собой способность фирмы (личности) эффективно соединять, интегрировать элементы всего комплекса взаимосвязанных факторов и процессов в системе предпринимательства.

 

    Организационная культура это комплексная характеристика развитости той или иной социально-экономической структуры, присущих ей типа и формы организации жизни и деятельности людей, уровня их организационных знаний (ценностей), навыков (традиций), умений, мышления и сознания.

    Культура  предпринимательской деятельности зависит от культуры каждого сотрудника фирмы и в первую очередь от организационной культуры руководителя фирмы. Культурный предприниматель должен уметь моделировать, видеть горизонты предпринимательской деятельности своей фирмы, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. Для этого предприниматель должен быть наделен оригинальным воображением и хорошим умением сводить сложное к простому, чтобы выделить главное, определить будущее предприятия на несколько лет вперед.

    Важнейшим фактором культуры предпринимателя  является его квалификация как специалиста, которая предполагает знание им философии  всей технологии, экономики и инструментария предпринимательства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

 
 
 
 
 
 
 
 

    II  ГЛАВА

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 
    1.    Теории предпринимательской  функции и прибыли
 

    Предпринимательство как несение бремени  риска или неопределённости: Р. Кантильон, И. Тюнен, Ф. Найт

    Ричард  Кантильон был одним из самых  значительных предшественников классической школы, который посвятил предпринимательству  небольшой фрагмент своей единственной книги "Эссе (очерк) о природе торговли вообще" (1755 г.). Он впервые ввёл термин "предприниматель" в экономическую теорию, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной, и, следовательно, несущего риск. Кантильон подчёркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Так что предпринимательская функция у Кантильона чётко отличается от функций капиталиста и управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) он придавал первостепенное значение в экономике.

    Следующий этап развития идеи о том, что сутью  предпринимательской функции является несение бремени риска, связан с  именем И. Тюнена. Во втором томе своей  работы по названием "Изолированное  государство" (1850 г.) он определяет прибыль  предпринимателя как остаточный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Таким образом, доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться.

    Попытку примирить основанную на неисчислимом риске теорию предпринимательства  с маржиналистским подходом предпринял Фрэнк Найт. В своей книге "Риск, неопределённость и прибыль" (1935 г.) он развивает различие между исчисляемым и неисчисляемым риском. Первый он называет собственно риском, а второй – неопределённостью. Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. Другое дело – ситуация "подлинной неопределённости",3 в которой ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределённость не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы. Итак, предпринимателем, согласно Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределённости и избавляющий от него своих "поставщиков". Он несёт полную ответственность за то, что собственники ресурсов получают их рыночную цену. Для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция.

    Предпринимательство как координация  факторов производства:

Ж.-Б. Сэй

    Важный  вклад в развитие теорий предпринимательства  внёс Ж.-Б. Сэй, изложивший теорию производства и распределения, отводящую важную роль предпринимателю, в своих трудах  "Трактат политической экономии" (1803 г.) и "Полный курс практической политической экономии" (1828 г.). Главную функцию предпринимателя он видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса. Выполнение этих функций связано с известной долей риска, хотя Сэй не подчёркивает её значение. Величина факторных доходов, согласно Сэю, определяется законами спроса и предложения. В доход предпринимателя кроме заработной платы входят также процент на принадлежащий ему капитал (если этот капитал участвует в деле) и премия за риск.

    Таким образом, в трактовке Сэя предпринимательство имеет сходство с другими факторами производства. Однако доход предпринимателя, в том числе и заработную плату, Сэй считает остаточным. Предприниматель олицетворяет спрос на рынке факторов производства и, следовательно, выплачивает каждому из них свою долю. В целом, предприниматель у Сэя ближе к менеджеру (причём в широком понимании, с учётом творческих аспектов его деятельности) и четко отличается от капиталиста.

    Предпринимательство как новаторство: Й. Шумпетер

    Йозеф Шумпетер относится к самым оригинальным мыслителям первой половины XX века. Историю политэкономии он рассматривал как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследования экономических явлений. Известен концепцией экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Шумпетер выдвинул теорию «эффективной конкуренции», которая изображает рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях и придающих особый динамизм экономическому развитию. Ему принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции, движущая сила процветания – массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определённых новшеств. Кризисы, согласно логике Шумпетера, не являются неизбежными. Они возникают как следствие панической реакции на закономерное прекращение бума. Важнейшая роль в теории циклов отводится кредиту, который создает возможность вовлечения в экономический оборот дополнительных экономических ресурсов и тем самым реализации нововведений. Марксистской теории социалистической революции Шумпетер пытался противопоставить вывод о неизбежности постепенной трансформации частнопредпринимательского капитализма в экономическую систему, развитие которой будет регулироваться и направляться государством.

    Из  книг Шумпетера всемирную известность  получили три: "Теория экономического развития" (1912 г.), глубокий экономико-социологический трактат "Капитализм, социализм и демократия" (1942 г.) и "История экономического анализа" (1954 г.). Он был убеждённым сторонником и энергичным проповедником маржинализма.

    Шумпетер  описывает гипотетическое стационарное состояние "кругооборота", которое  характеризуется неизменным набором, количеством, а также способами  употребления всех производимых благ. В этих условиях полной информации о настоящем и будущем продукт  без остатка распределяется между владельцами производительных благ, так что не возникает не только остаточный доход, но и процент.

    Для того чтобы экономика сошла со своей привычной траектории и "резко  изменила свои собственные показатели", 4  должны быть осуществлены так называемые "новые комбинации", основными видами которых являются:

  • производство новых благ;
  • применение новых способов производства и коммерческого использования существующих благ;
  • освоение новых рынков сбыта;
  • освоение новых источников сырья;
  • изменение отраслевой структуры (создание или подрыв монополии) 5

    Всем  этим экономическим новаторством занимаются люди, которых Шумпетер назвал предпринимателями. Он указывает два способа извлечения производительных благ из старых и  привлечения в новые, потенциально более производительные: командная власть и кредит – создаваемые банками деньги (для рыночной экономики).

    Личные  свойства предпринимателя отмечали многие теоретики, но только Шумпетер попытался их систематизировать. Это  специфическая мотивация, требующая не удовлетворение потребностей, а активной деятельности ради создания "империи", победы над соперниками и радости творчества. Это своеобразный интеллект, сильная воля и развитая интуиция.

    Говоря  о предпринимательском доходе, Шумпетер раскрывал его сущность. Так, предприниматель, изымающий ресурсы из старых комбинаций, должен предложить за них больше, чем было принято раньше, поэтому издержки его ещё больше возрастут. Но затем они будут покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход – прибыль. Источником этого дохода Шумпетер считает временное монопольное положение, которое приобретает добившийся успеха предприниматель. Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций. Первый связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек (внедрение новой технологии, использование нового источника сырья, укрепление фирмы). 6 Второй связан с открытием новых рынков: производство совершенно нового блага или нахождение новых рынков сбыта для блага уже существующего. 7

    Итак, из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит не только прибыль, но и процент и даже экономический цикл.

    Влияние концепции Шумпетера на теорию предпринимательства  было подавляющим, однако главное направление  экономической теории продолжало её игнорировать, поскольку она не укладывалась в рамки статического равновесного анализа.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.