Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена вопросам, связанным с такими категориями, как фирма и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния предпринимательства в мире и в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)

    Теории  специфической предпринимательской  функции и прибыли как остаточного  дохода нельзя назвать интегрированными в основное неоклассическое течение  экономической науки. Характерный  для этой теории неравновесный подход, подчёркивание неустранимой неопределённости и субъективных моментов, связанных с личностью типичного предпринимателя, противоречат неоклассической парадигме исследований. Однако на более конкретном уровне анализа экономическая теория предпринимателя продолжает существовать и изучаться.

 

    2.2      Трансакционная теория  фирмы

 

                 "Наиболее  важной формой  приспособления к  проблеме существования  трансакционных издержек  является возникновение  фирмы".

    Рональд Коуз 8

      В неоклассической теории понятие фирмы фактически сливалось с понятием производственной функции. Вследствие этого в ней даже не возникало вопросов о причинах существования фирм, особенностях их внутреннего устройства и т. д. Можно сказать, что она ставила знак равенства между фирмой и индивидуальным экономическим агентом.

    Трансакционная  теория фирмы представляет собой  попытку преодолеть такой упрощённый подход. Её развитие шло под знаком нескольких фундаментальных идей, связанных  с именами ряда выдающихся экономистов. В 1937 году Р. Коузу впервые удалось поставить и частично разрешить вопрос, который традиционной теорией даже не ставился: почему существует фирма, если есть рынок?

    Хотя  основоположником трансакционной теории по праву считается Коуз, хронологически ей предшествовала концепция Ф. Найта, изложенная в книге "Риск и неопределённость" (1921 г.).  Отличительным признаком фирмы он считал отношения найма и связывал её существование с тем, что она способствует лишнему распределению риска между рабочими (стремящимися избегать риск) и предпринимателями (нейтральными к риску). В обмен на стабильную оплату, застрахованную от случайных колебаний, рабочие соглашаются подчиняться контролю предпринимателя.

    Объяснение  Коуза было иным. По его мнению, соображения  экономии трансакционных издержек являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы. Именно стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке можно, согласно Коузу, объяснит существование фирмы, в которой распределение ресурсов происходит административным путём (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов). В пределах фирмы сокращаются затраты на ведение поиска, исчезает необходимость частого перезаключения контрактов, деловые связи приобретают устойчивость.

    Но  тогда возникает обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся экономика может быть организована наподобие единой фирмы (идеал К.Маркса и других социалистов)? На это Коуз отвечал, что административный механизм также не свободен от издержек, которые нарастают по мере увеличения размеров организации. Поэтому границы фирмы, по его мнению, будут проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рынка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической организации.

    Следующий шаг в развитии трансакционного подхода был сделан в работе А. Алчиана и Г. Демсеца "Производство, информационные издержки и экономическая организация" (1972 г.). Сущность фирмы они выводили из преимуществ кооперации, когда, совместно используя какой-либо ресурс в составе целой "команды", можно достигать лучших результатов, чем действуя по одиночке. Однако производство единой "командой" затрудняет оценку вклада каждого участника в общий результат, порождая стимулы к оппортунизму. Отсюда – потребность в контроле. Агент, берущий на себя по соглашению с другими участниками функции контролёра, становится собственником фирмы.

    Огромный  вклад в развитие трансакционной теории фирмы был внесён О.Уильямсоном. В своём труде "Экономические  институты капитализма" (1985г.) он пишет, что фирма обеспечивает более надёжную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Это – лейтмотив его концепции. Однако лучшая адаптация достигается ценой ослабления стимулов.

    Близка  к этим идеям концепция Д. Крепса (1990 г.), строящаяся вокруг понятия "организационной  культуры". Из-за неизбежной неполноты  контрактов критическое значение для  любой фирмы имеет вопрос об адаптации  к неожиданным изменениям. Но необходимую  свободу манёвра ей удаётся получить, только если её работники будут твёрдо уверены, что она не злоупотребит этой свободой во вред им. Организационная культура и связанная с ней репутация – довольно ценный ресурс.  

    Несмотря  на множественность подходов, трансакционная теория выделяет несколько сквозных характеристик, определяющих сущность фирмы. Это существование сложной сети контрактов, долговременный характер отношений, производство единой "командой", административный механизм координации посредством признаков, инвестирование в специфические активы. Во всех из них фирма выступает как орудие по экономии трансакционных издержек.

    Важнейшие выводы теоретиков трансакционной концепции  таковы: в экономике складывается рынок организационных форм, на котором  фирмы разного типа вступают между собой в конкуренцию. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяются в конечном счёте их способностью обеспечивать экономию трансакционных издержек. Не существует абсолютных преимуществ одного вида форм перед всеми остальными. Каждая форма собственности имеет свой набор трансакционных издержек, который при определённых условиях может превращать её в наиболее эффективную.

 

    2.3     Теория фирмы:  технологический  и институциональный  подходы

 

    В экономической теории существует два известных подхода к рассмотрению природы фирмы.

    Технологический подход сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчёркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объём выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной.

    В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы, является центральной. В этом поиске необходимо прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или по-другому эффекту возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью.

    Альтернативный  технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в  рамках институциональной экономической  теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берёт своё начало с классической статьи Р. Коуза "Природа фирмы" (1937 г.).

    В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей её дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.

    Фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее строение которого иерархично. Коуз в своём определении фирмы отмечал: "Фирма ... есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя". 9

    Более пяти десятилетий тому назад, когда  в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным  средством обеспечения хозяйственной координации, Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции: путём создания фирмы или посредством рыночного механизма.

    Современная неоинституциональная теория, одним из наиболее ярких представителей которой является О. Уильямсон, предлагает ещё более глубокое погружение в сущность экономической природы фирмы. В соответствии с этим подходом фирму можно определить как "сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределённости и оппортунистического поведения агентов". 10

    Институциональная теория фирмы изучает вопросы, связанные  не только с поиском оптимального размера фирмы, но и с причинами  её происхождения, а также механизмами внутренней координации её деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм – их организационные формы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III  ГЛАВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    3.1       Классификация предприятий по формам собственности на капитал

 

    В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как  юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

 
    
Классификация предприятий по форме  присвоения собственности
    1.   индивидуальные
  1.   коллективные
(кооперативы,  товарищества, акционерные общества, ассоциации и т.д.)
    1. государственные
(федеральные,  муниципальные)
 
 
Классификация предприятий по форме  права собственности
1.  частные 

(юридических  лиц)

2.  государственные 

(федеральные,  муниципальные)

3.  совместные

    Итак, рассмотрим важнейшие формы организации бизнеса.

    Частный предприниматель.

    Такого  рода фирму также называют бизнесом одного человека. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

    ПРЕИМУЩЕСТВА:

    1. Единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура 
оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не 
требует больших затрат.

    2. Владелец сам себе хозяин и  располагает значительной свободой 
действий. Для принятия решений о том, что и как производить, не надо 
ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

    3. Владелец может предоставлять  клиенту персональные услуги.

    4. Стимулы энергичной работы –  самые эффективные. Владелец получает 
все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.

    Однако  существуют и недостатки этой организационной  формы, и они весьма значительные.

    НЕДОСТАТКИ:

    1. За редким исключением, финансовые  ресурсы единоличного 
предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в 
крупное предприятие. При такой форме единоличных владений процент банкротства относительно высок, поэтому коммерческие банки не очень охотно предоставляют большие кредиты.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.