Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена вопросам, связанным с такими категориями, как фирма и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния предпринимательства в мире и в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)
 

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ:

    Владельцами кооперативов этого типа являются собственно потребители – 
те люди, которые покупают товары, а не производят их. Первое общество розничных торговцев было создано в г. Рочдель в 1844г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин. Основные принципы кооперативных обществ следующие:

    1. Открытое членство: предела численности  в кооперативном обществе нет,  каждый может войти в кооператив  и выйти из него в любой  момент.

    2. Распределение прибыли: многие  годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.

    3. Выплата процента на акционерный  капитал: члены кооперативов получают  фиксированный процент на свой  акционерный капитал.

    Государственные предприятия (публичные  корпорации).

    Государство – крупнейший работодатель, поэтому  его доходы и расходы 
намного превышают доходы крупнейших компаний с ограниченной 
ответственностью.

    Многие  предприятия общественной собственности, как и частные фирмы, 
продают то, что они производят. Наиболее известные примеры такого рода – 
это национализированные отрасли, например: добыча угля, производство 
электроэнергии и железнодорожный транспорт. Этими предприятиями 
управляют публичные корпорации.

    Государственное предприятие является формой организации бизнеса. Эта форма применяется для управления национализированными отраслями. Подобно компаниям с ограниченной ответственностью, они представляют 
собой юридические лица, однако в отличие от них не являются владельцами 
акций. Государственные предприятия принадлежат государству. В действительности они принадлежат всем гражданам страны.

    Так как в государственных предприятиях нет акционеров, то такая организация не может собрать капитал путем выпуска акций. В некоторых странах они получают долгосрочные займы непосредственно от правительства, а краткосрочные – из банков. Некоторые государственные предприятия получают займы из-за рубежа. Государство компенсирует все расходы, в том числе и убытки публичных корпораций.

    Государственные предприятия обязаны ежегодно предоставлять отчеты о 
деятельности и баланс доходов и расходов. Эти документы рассматриваются 
правительством.

    Если  основной задачей деятельности компаний с ограниченной 
ответственностью является получение прибыли, то цели государственных предприятий совсем другие. Предполагается, что работая в 
национализированных отраслях, они будут, по крайней мере, самоокупаемыми 
предприятиями, то есть не будут нести постоянных убытков. Их основная 
задача – работать для общего блага. Это означает, что управляющие должны 
вести дело так, чтобы оно было максимально эффективно в интересах всего 
общества, всей страны.

    Государственные предприятия должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:

    Местные органы власти также участвуют в  управлении предприятиями. 
Наиболее известным примером в этой области могут служить городские 
автобусные перевозки, за которые отвечают местные власти в относительно 
крупных городах.

    Такие виды городских услуг, как плавательные бассейны, площадки для игр и другие, предлагаются и реализуются за деньги местными 
властями. Некоторые подобные виды услуг финансируются из бюджета, поскольку цены на них не компенсируют реальных затрат.

    Совместные  предприятия.

    Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в 
предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами 
на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие 
иностранным инвесторам.

    Совместное  предприятие может быть создано либо путем его учреждения, 
либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, 
акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или 
приобретения такого предприятия полностью.

    Вклады  в уставной фонд оцениваются участниками на основе цен мирового рынка. При отсутствии таких цен стоимость вкладов определяется по 
договоренности участников.

    Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право 
арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные 
бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на 
условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут 
участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий 
на территории РФ.

 

    Итак, каждая из перечисленных выше организационно-правовых форм бизнеса имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе формы предпринимательской деятельности.

 
 

    3.2   Классификация предприятий  по степени концентрации  производства

 

    Наиболее распространённый подход к классификации фирм по степени концентрации производства – разделение их на малые, средние и крупные. Следует выделить два основных метода классификации – количественный и качественный.

    Согласно  наиболее известному методу – количественному, – предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер её активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

    Варианты  качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники  финансирования деятельности. Такой  подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, присущие компаниям того или иного размера.

    Малый бизнес.

    ХАРАКТЕРИСТИКА:

  • многочисленность (например, в США большинство из ежегодно создающихся фирм около 700 тыс. – малые компании); 11
  • гибкость, способность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;
  • быстрота и оперативность обновления (количество ежегодно ликвидируемых мелких фирм примерно равно количеству рождающихся, однако при этом полностью разоряется всего 7% таких фирм). 12
 

    РОЛЬ  В ЭКОНОМИКЕ:

  • фундамент рыночной экономики, связывающий воедино все её звенья;
  • постоянная поддержка конкуренции благодаря:

- гибкости

- многочисленности

- невысоким  ценам

- низким  издержкам производства из-за  отсутствия расходов на управление, рекламу и т. д.

    В условиях несовершенной конкуренции, когда крупные компании стремятся  монополизировать производство, установить контроль над рынком, "живучесть" малых фирм кажется почти парадоксом. Между тем это факт.

 

    ПРИЧИНЫ ВЫЖИВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА:

  1. Крупным корпорациям зачастую просто невыгодно разорять малый бизнес, если он не представляет прямой опасности для их деятельности. Включение мелкой фирмы в свою структуру оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество с ней и даже помощь, ведь от деятельности малой фирмы-поставщика зависит качество продукции всей корпорации.
  2. Малые фирмы действуют там, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они часто имеют свою сферу деятельности.
  3. Даже в условиях жёсткого давления мелкое предпринимательство всё равно возрождается, так как обладает особой привлекательностью для человека – по данным социологических опросов большинство мелких предпринимателей в своей деятельности ценят независимость и удовольствие от работы.
  4. Большую роль играет поддержка малого бизнеса со стороны государства.

    Средний бизнес.

    В развитых странах в отличие от малого бизнеса средний не отличается многочисленностью, причём в настоящее время наблюдается тенденция к его сокращению. Поэтому средние фирмы иногда называют "вымирающим классом".

    ХАРАКТЕРИСТИКА:

  • средние фирмы не обладают такой гибкостью, как мелкие фирмы, и не имеют такой мощи, как крупные (занимают промежуточное положение);
  • средние фирмы могут выжить лишь придерживаясь нишевой специализации, т.е. захватывая отдельные сегменты рынка и устанавливая там мини-монополию.

    Вместе  с тем средний бизнес более  устойчив, чем мелкий, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

    РОЛЬ  В ЭКОНОМИКЕ:

  • значительная конкурентная сила для крупного бизнеса;
  • имеется тенденция к монополизации (яркий пример тому – шведский концерн "Электролюкс", захвативший за 10 лет более 400 фирм); 13
  • постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений).

    Крупный бизнес.

    В рыночной экономике крупная фирма  находится в двойственном положении: с одной стороны, она всеми  силами стремится монополизировать свою сферу деятельности, а с другой – постоянно действует в условиях конкуренции, что мешает ей завышать цены и заставляет заботиться о качестве продукции. Следует подчеркнуть, что именно такая конкурентная угроза является источником прогресса и самой крупной фирмы, и всего общественного производства.

    ХАРАКТЕРИСТИКА:

  • только крупным фирмам доступно массовое производство (в США, например, 34% мелких фирм производят всего лишь 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств – 32%); 14
  • крупные фирмы являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность освоения новых отраслей и проведении крупных научно-исследовательских работ;
  • устойчивость и прочность положения, что способствует повышению стабильности в экономике;
  • исключительная доступность крупным фирмам значительной экономии общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирования, а также обеспечения занятости в крупных масштабах.

      Выдающийся австрийский экономист  Йозеф Шумпетер ещё в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив учёных и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытесняют более слабых конкурентов, причём доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоёмких и капиталоёмких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследований, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

    Что же касается малого бизнеса, который, обладая  большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, способен не только удовлетворять постоянно имеющиеся запросы потребителей, но и даёт уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика, легче идут на риск нововведений,  что получило отражение в названии таких фирм – "венчурные" (от англ. venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.

         Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так средних и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства.