Ценовая дискриминация: теория и практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Целью деятельности фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность ценовой дискриминации………………………………………….4
Ценообразование при рыночной власти…………………………………4
Понятие и условия возникновения ценовой дискриминации…………..6
Степени ценовой дискриминации и ее последствия……………………10
2. Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация …………21
1.1 Особенности тарифной системы железнодорожного транспорта
России ……………………………………………………………………..21
1.2 Цены на билеты и ценовая дискриминация……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….….29
Список литературы и источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Л.Л..doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

     компенсируются  за счет доходов от грузовых перевозок.

     Регулирование тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании осуществляется Минэкономики и Минфином России по представлению Министерства путей сообщения. При индексации пассажирских тарифов принимается во внимание рост реальных доходов населения. Повышение пассажирских тарифов отставало от роста тарифов на грузовые перевозки. Право регулирования тарифов на перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения предоставлено субъектам Российской Федерации при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, из соответствующих бюджетов. Однако на практике пригородные тарифы, как правило, не покрывают затраты, и убытки компенсируются за счет доходов от грузовых перевозок. 
 

2.2. Цены на билеты  и ценовая дискриминация

     Более конкретно ценовая дискриминация  может быть рассмотрена на примере установления цен на билеты пассажирам железнодорожного транспорта.

     Существует  цена билета для  пассажира  единая для всех, но вместе с тем установлены  льготы для определенных групп населения.

     К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг относятся:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период:

            - лица, награжденные знаком "Жителю  блокадного Ленинграда";

            - инвалиды;

            - дети-инвалиды;

            - бывшие несовершеннолетние узники  фашизма;

             - лица, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС, вследствие  ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне и приравненные к  ним категории граждан[6].

     Вводятся  льготы для школьников и студентов :

     - в пригородных поездах и поездах дальнего следования (общих и плацкартных вагонах) обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной форме обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (т.е. школьникам) предоставляется 50% скидка на проезд [6]. 

     - в пригородных поездах обучающимся (студентам) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального, среднего и высшего профессионального образования предоставляется 50% скидка на проезд [6].

     Тем самым производитель разбивает  покупателей на разные группы, предоставляя им один товар по разной цене, т.е. осуществляет  ценовую дискриминацию третьего рода.

     Цена  меняется и в зависимости от вида вагона. Существуют такие вагоны как: 

  • плацкартные вагоны;
  • общие вагоны;
  • купейные  вагоны;
  • вагоны  СВ.

     Происходит  снижение стоимости проезда в  купейных вагонах и вагонах СВ поездов 400-й и 500-й нумерации (дополнительные поезда с более низким уровнем комфорта) ,которое позволит сбалансировать для пассажира соотношение «цена – качество» поездки.

     Ценовая дискриминация осуществляется также  через систему скидок.

     Установлены различные скидки в зависимости  от:

     - даты приобретения билетов (скидки действуют при заранее купленных билетах);

     - направления поездки (скидки действуют в направлении "туда и обратно" для некоторых стран);

     - времени года (сезонные скидки);

     - пункта назначения;

     - количества пассажиров (При проезде большой группы пассажиров предоставляются скидки).

     Гражданам предоставляется возможность приобретения двух видов билетов:

     - разовых (для разовой поездки  "туда" или "туда и обратно");

     - абонементных (сроком действия на один месяц)

     ОАО "РЖД" стремится сделать цену абонементов максимально доступной  для пассажиров. При определении  стоимости абонементных билетов  ОАО "РЖД" применяет систему скидок. Величина скидки зависит от пассажиропотока, спроса населения на абонементы, дальности поездки и сравнима с размером скидок, предоставляемых другими видами общественного транспорта. Это пример ценовой дискриминации второго рода, которая заключается в  назначении разных цен за различные количества одних и тех же товаров или услуг.

     Таким образом, практика установления цен  на билеты поездов является ярким  примером ценовой дискриминации. Цены различаются не в соответствии с  затратами, а в зависимости от качества услуги, объема потребления, времени покупки, платежеспособности покупателя и др. В результате производители создают  условия для увеличения  спроса на билеты, путем привлечения потребителей с разным уровнем платежеспособности. (Потребитель с низким уровнем дохода имеет возможность приобрести товар низкого качества за более низкую цену). В результате повышения спроса увеличивается объем производимой продукции. Но с увеличением  объема производимой продукции издержки потребителя будут расти, скорее всего, быстрее чем доходы от дополнительной единицы продукции. Следовательно, производитель в этом случае будет нести убытки, которые будут компенсироваться за счет грузовых перевозок.

 

Заключение

     В ходе работы рассмотрены теоретические  основы ценовой дискриминации, а  именно понятие и сущность ценовой дискриминации, три типа ценовой дискриминации, последствия ценовой дискриминации, а также дискриминации цен на примере ценообразования в отрасли железнодорожного транспорта.

     В результате анализа проделанной  работы можно сделать вывод, что  ценовая дискриминация является одним из важных инструментов максимизации доходов предприятия, особенно в условиях естественномонопольного рынка. Ценовая дискриминация – это один из главных способов ценообразования, имеющий широкую сферу применения.

     Помимо  рассмотренных в данной работе примеров использования механизма ценовой дискриминации, эти механизмы широко используются и в сфере деятельности естественных монополий, оказывающих всевозможные услуги, и, прежде всего, в таких отраслях ТЭК, как газовая и электроэнергетика.

     Ценовая дискриминация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительно то, что подобная ценовая стратегия позволяет расширить границы объемов продаж за пределы, обычно контролируемые монополией. Без ценовой дискриминации некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться. С ее помощью, отчасти, сглаживаются различия, существующие в реальных доходах отдельных групп потребителей.

     Вместе  с тем ценовая дискриминация  может вызывать и такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов. Поэтому, чтобы устранить и смягчить разрушительное действие рыночных сил, ценовая дискриминация должна находиться под действенным контролем государства. 
 

 

Список  литературы и источников 

1. 50 лекций  по микроэкономике : в 2 т. / Автономов В.С. [и др.] – СПб. : Экономическая школа. 2000. – 1400 с.

2. Грязнова  А.Г. Микроэкономика: практический  подход (Managerial Economics). 4-е издание,  стереотипное и дополненное / А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. –  М. : Кнорус, 2008. – 704 с.

3. Москаленко Л. Маркетинг на цыпочках [Текст] / Л. Москаленко // Эксперт. – 2009. - № 39. – С. 28-32.

4. Никитин О. От дирекции к пассажирской компании [Текст] / О. Никитин // Железнодорожный транспорт. – 2009. - № 6. – С. 10-14.

5. Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М. : Норма, 2006. – 560 с.

6. Официальный  сайт ОАО «РЖД». – Режим  доступа: http://www.rzd.ru/

7. Официальный  сайт ФСТ России. – Режим доступа: http://www.fstrf.ru/

8. Пиндайк  Р.С. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк,  Д.Л. Рубинфельд. – М. : Дело, 2000. – 808 с.

9. Станковская И.К. Экономическая теория / И.К. Станковскя, И.А. Стрелец. – М. Эксмо. 2007. – 448 с.

10. Тарасевич  Л.С. Микроэкономика / Л.С. Тарасевич,  П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М. : Юрайт, 2006. – 374 с.

11. Шевчук Д.А. Ценообразование /  Д.А Шевчук. – М. : ГроссМедиа, 2008. - 240 с.

12. Якунин  В. Десять шагов к эффективности  [Текст] / В. Якунин // Эксперт. – 2009. - № 33. – С. 36-42.

Информация о работе Ценовая дискриминация: теория и практика использования