Ценовая дискриминация: теория и практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Целью деятельности фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность ценовой дискриминации………………………………………….4
Ценообразование при рыночной власти…………………………………4
Понятие и условия возникновения ценовой дискриминации…………..6
Степени ценовой дискриминации и ее последствия……………………10
2. Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация …………21
1.1 Особенности тарифной системы железнодорожного транспорта
России ……………………………………………………………………..21
1.2 Цены на билеты и ценовая дискриминация……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….….29
Список литературы и источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Л.Л..doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Ценовая дискриминация: теория и практика использования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность ценовой дискриминации………………………………………….4
    1. Ценообразование при рыночной власти…………………………………4
    2. Понятие и условия возникновения ценовой дискриминации…………..6
    3. Степени ценовой дискриминации и ее последствия……………………10

2. Тарифы на  железнодорожный проезд и ценовая  дискриминация …………21

    1.1 Особенности тарифной системы железнодорожного транспорта

           России ……………………………………………………………………..21

    1.2 Цены на билеты и ценовая дискриминация……………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….….29

Список литературы и источников……………………………………………….30                                                

 

Введение

     Целью деятельности  фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

     В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной  фирмы-продавца, либо о поведении  отдельного покупателя, если он сам  в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся.

     Проблема  применения ценовой дискриминации является актуальной в наше время, так как ценовая дискриминация окружает нас практически везде, будь то поход в кино, проезд в автобусе или ином транспорте, покупка товаров или плата за коммунальные услуги.

     Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.

     Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: определение  понятия и сущности ценовой дискриминации, рассмотрение типов ценовой дискриминации, последствий ценовой дискриминации, практики использования ценовой дискриминации.

     Работа  состоит из двух глав, первая из которых  содержит три параграфа, а вторая два. Первая глава  построена на описании теоретических основ ценовой дискриминации. Для написания  главы использованы в основном учебные пособия. Вторая глава рассматривает применение ценовой дискриминации на практике. Для ее написания использованы материалы статей из журналов и информация с сайтов.

 

      1. Сущность ценовой  дискриминации 

     1.1. Ценообразование при рыночной власти

                Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения,  уровень  цен,  конкуренция)  и  на  другие фирмы.  В  зависимости  от  этого  существуют  несколько видов рынка, но самая его крайняя форма - монополия. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс  ценообразования  и  объема  выпуска  продукции, которые являются основными рыночными характеристиками.

     Рыночная  власть — явление довольно распространенное. Во многих отраслях действуют лишь несколько фирм, и поэтому каждый производитель обладает некоторой монопольной властью. А многие фирмы, покупающие сырье, трудовые ресурсы или товары специального производственного назначения, обладают некоторой монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Проблема, которая стоит перед руководителями таких фирм, заключается в том, как использовать свою рыночную власть наиболее эффективным образом. Они должны решить, какие установить цены, выбрать количество используемых факторов производства, определить объем выпуска продукции в краткосрочном и долгосрочном периодах, чтобы максимизировать прибыль фирмы.

     Руководить  фирмой, имеющей рыночную власть, труднее, чем управлять совершенно конкурентной фирмой. Фирма, продающая свой товар в условиях совершенной конкуренции, неспособна оказывать влияние на рыночную цену. В итоге руководителям приходится беспокоиться только о затратах фирмы, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. Руководителям же фирмы с монопольной властью надо также думать о характеристиках спроса. Даже если они устанавливают единую цену на всю выпускаемую фирмой продукцию, они должны знать, по крайней мере, приблизительную величину эластичности спроса, чтобы определить, какой должна быть эта цена (и соответствующий объем производства). Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена - важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие.

     Все стратегии ценообразования имеют  одну общую черту — они являются различными способами присвоения излишка потребителя и его перераспределения в пользу производителя. Излишек потребителя - это разница между тем максимумом, который потребитель готов заплатить за товар, и рыночной ценой этого товара.

       Предположим, фирма продает весь  объем произведенной продукции по единой цене. Чтобы максимизировать прибыль, она выбирает цену Р* и соответствующий ей объем выпуска продукции Q* на пересечении кривых предельных издержек МС и предельного дохода МR, что показано на рис.1.1. В этом случае фирма уже имеет прибыль, но ее руководители могут задуматься над тем, как сделать фирму еще более прибыльной.

                Они знают, что некоторые покупатели (на отрезке А кривой спроса) заплатили бы больше, чем Р*. Повышение цены, однако, означало бы потерю ряда покупателей, уменьшение объема реализации и снижение прибыли. Аналогично, некоторые потенциальные покупатели не покупают продукцию фирмы, потому что они не могут заплатить такую высокую цену, как Р*. Однако многих из них устраивает цена, меньшая, чем Р*, но все же превышающая предельные издержки фирмы. (Эти покупатели находятся на участке В кривой спроса) Снизив цену, фирма смогла бы продать товар покупателям группы В, но получила бы меньший доход от других своих клиентов, а значит, и меньшую прибыль.

     Присвоить излишек потребителя (или, по крайней  мере, его часть) покупателей группы А, а также получить прибыль от реализации продукции потенциальным покупателям группы В, фирма может путем назначения различной цены для разных групп покупателей, в соответствии с их расположением на кривой спроса. . Например, для ряда покупателей группы А будет назначена более высокая цена Р1, для некоторых покупателей из группы В будет назначена более низкая цена Р2, а для покупателей между группами А и В — цена Р*(см. рис.1.1.).

            

Рисунок 1.1. Присвоение излишка потребителя

     Установление  различных цен для разных групп  потребителей - основа ценовой дискриминации. 
 

1.2. Понятие и условия  возникновения ценовой  дискриминации

     Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Фирма продает одинаковые товары по разным ценам различным покупателям, в зависимости от их платежеспособности.

     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу  товара. Это значит, что дискриминации  может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

     Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами  не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

     Все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки  для ценовой дискриминации.

     Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.

     Предпосылки возникновения ценовой дискриминации:

     1. Если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством 
и ценами.  Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

     2. Если можно сегментировать рынок  — разбить покупателей 
на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса 
по цене. Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить). Факторами сегментации покупателей могут выступать:

     - пространственные (продажа в городе и деревне, в разных районах города и т.п.);

     - временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона);

     - доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т.п. для разных социальных групп);

     - объем потребляемого блага (минимальная партия и т.п.);

     -социальный  статус потребителей (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.п.).

     3. Если тот, кто покупает товар  дешевле, не может затем перепродать его дороже. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.

Информация о работе Ценовая дискриминация: теория и практика использования