Ценовая дискриминация: теория и практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Целью деятельности фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность ценовой дискриминации………………………………………….4
Ценообразование при рыночной власти…………………………………4
Понятие и условия возникновения ценовой дискриминации…………..6
Степени ценовой дискриминации и ее последствия……………………10
2. Тарифы на железнодорожный проезд и ценовая дискриминация …………21
1.1 Особенности тарифной системы железнодорожного транспорта
России ……………………………………………………………………..21
1.2 Цены на билеты и ценовая дискриминация……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….….29
Список литературы и источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Л.Л..doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

     Цены  могут различаться в зависимости  от:

  • качества товара или услуги;
  • объема потребления (скидки оптовым покупателям);
  • дохода покупателя, если он известен продавцу;
  • времени покупки (дневное или ночное время, будни или 
    выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

     На  первый взгляд, фирма, практикующая ценовую  дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.

     Ценовую дискриминацию можно рассмотреть  на примере билетов в музей.

     Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы — российских граждан и иностранцев; российские граждане делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим, дети платят РЕ, студенты — Р1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3, это отражено на рис.1.2. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ.

                     

     Рисунок 1.2 Пример ценовой дискриминации 
 

1.3. Степени ценовой  дискриминации и  ее последствия

     Дискриминация цен может принимать три формы, которые называют ценовой дискриминацией первого, второго и третьего рода.

     1. Ценовая дискриминация первого  рода.

     В идеале фирма хотела бы назначить  разную цену для каждого из своих  покупателей. Если бы она могла, она назначила бы для каждого покупателя максимальную цену, которую покупатель готов заплатить за каждую приобретаемую единицу товара. Эта максимальная цена называется субъективной ценой покупателя. Практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, называется ценовой дискриминацией первого рода.

     Для того чтобы определить, как это влияет на прибыль фирмы, нужно определить, какую прибыль получает фирма при назначении единой цены P*.

     Чтобы выяснить это, можно сложить прибыль  от каждой дополнительной произведенной и проданной единицы, вплоть до объема Q*. Эта дополнительная прибыль от каждой единицы продукции равна разности предельного дохода и предельных издержек. С каждой дополнительной единицей предельный доход снижается, а предельные издержки возрастают, и потому совокупный объем производства фирмы составляет Q*,  при котором предельный доход равен предельным издержкам. Совокупная переменная прибыль равна сумме прибылей от каждой дополнительной единицы продукции и, следовательно, представлена площадью между кривыми предельного дохода и предельных издержек. Излишек потребителя представлен площадью выделенного треугольника между кривой среднего дохода и ценой P*, которую платят покупатели.

     А что произойдет, если фирма будет  использовать совершенную ценовую  дискриминацию (дискриминацию первого  рода)? Так как в этом случае каждому покупателю назначается именно та цена, которую он готов заплатить, кривая предельного дохода перестает играть какую бы то ни было роль в выборе фирмой объема производства. Теперь прирост дохода от каждой дополнительно проданной единицы продукции просто равен цене, уплаченной за эту единицу товара. Следовательно, он определяется кривой спроса.

     Ценовая дискриминация, однако, не влияет на структуру  издержек фирмы, и издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции, как и прежде, представлены кривой предельных издержек фирмы. Следовательно, в этом случае прибыль от производства и сбыта каждой дополнительной единицы продукции равна разнице между ее ценой, определяемой по кривой спроса и предельными издержками. До тех пор, пока цена превышает предельные издержки, фирма имеет возможность увеличивать прибыль, расширяя производство. Фирма так и будет поступать до тех пор, пока не достигнет объема производства Q**. При Q** цена равна предельным издержкам, и дальнейшее увеличение производства приведет к падению прибыли.

     Совокупная  прибыль, соответствующая теперь площади между кривыми спроса и предельных издержек, отражена на рис.1.3. Совокупная прибыль стала значительно больше. (Дополнительная прибыль от дискриминации цен соответствует более темной затененной площади). Так как для каждого покупателя назначена максимальная цена, которую он готов заплатить, весь излишек потребителя оказался присвоенным фирмой.

                        

Рисунок 1.3. Дополнительная прибыль от дискриминации первого рода 

     На  практике совершенная ценовая дискриминация  первого рода почти неосуществима. Во-первых, как правило, невозможно назначить для каждого отдельного покупателя свою цену. Во-вторых, фирма обычно не знает субъективной цены каждого покупателя. Даже если бы фирма проводила опросы, сколько каждый покупатель готов заплатить за товар, она вряд ли получила бы честные ответы. Ведь в интересах покупателя заявить, что он заплатит очень недорого (потому что тогда ему назначат низкую цену).

     Однако иногда фирмы могут осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию, назначая несколько различных цен на свой товар (с учетом оценок субъективных цен своих покупателей). Это происходит тогда, когда фирмы представлены такими специалистами, как врачи, юристы, бухгалтеры или архитекторы, хорошо знающие своих клиентов. В этом случае готовность клиента заплатить за услуги поддается оценке и размеры оплаты устанавливаются в соответствии с этой оценкой. Например, врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, готовность которого заплатить невелика или здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом или дорогостоящей страховкой.

     Еще один пример касается порядка взимания платы за обучение в колледжах и университетах. Колледжи не делают различий между студентами в оплате обучения по одной и той же программе. Вместо этого они предоставляют финансовую поддержку в виде стипендии или льготного кредита, что ведет к уменьшению чистой платы за обучение. Так как для получения финансовой помощи от колледжа студент обязан представить информацию о доходе и уровне благосостояния своей семьи, то колледж получает возможность поставить объем финансовой поддержки того или иного студента в зависимость от его готовности заплатить за обучение. Таким образом, более обеспеченные студенты платят за обучение больше, а менее обеспеченные — меньше.

     Рис.1.4. иллюстрирует подобную несовершенную ценовую дискриминацию первого рода. В этом примере, если бы цена на товар была единой для всех, то она была бы установлена на уровне Р4 . Вместо этого назначены шесть различных цен, самая меньшая из которых Р6 .находится чуть выше точки, где кривая предельных издержек пересекает кривую спроса. Отметим, что в данной ситуации те покупатели, которые не способны заплатить цену Р4 и выше, выигрывают: теперь они имеют возможность приобрести товар и получают, по крайней мере, хоть небольшой излишек потребителя. Действительно, если дискриминация цен обеспечит доступ на рынок достаточному числу новых покупателей, совокупное благосостояние потребителей может возрасти и, таким образом, как производитель, так и потребитель выиграют.

                     

Рисунок 1.4. Применение на практике ценовой дискриминации первого рода 

     2. Ценовая дискриминация второго  рода.

     Для некоторых рынков характерна следующая  ситуация: каждый потребитель покупает несколько единиц товара в течение  определенного времени, и его  субъективная цена снижается по мере увеличения потребляемого количества. К товарам относятся, например, вода, топливо для обогревания зданий и электроэнергия. Каждый из потребителей может заплатить за несколько сот киловатт-часов электроэнергии в месяц, но его готовность платить снижается с ростом потребления. (Первая сотня киловатт-часов может быть особенно ценной для потребителя, обеспечивая работу холодильника и минимальное освещение. Экономия становится возможной при увеличении потребления и целесообразной, если цена высока.) В этой ситуации фирма имеет возможность осуществлять дискриминацию цен в зависимости от потребляемого количества. Такой вид дискриминации называется ценовой дискриминацией второго рода. Она заключается в назначении разных цен за различные количества одних и тех же товаров или услуг.

     Примером данного вида дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению, когда цены различаются в зависимости от объемов потребления электроэнергии. Если существует экономия от масштаба, а значит, средние и предельные издержки снижаются при увеличении объемов производства, государственное ведомство, контролирующее цены компании, может поощрять такую практику ценообразования. Расширение производства при значительной экономии от масштаба приводит к росту потребительского благосостояния одновременно с увеличением прибыли компании. Причина заключается в общем снижении цен при одновременном уменьшении издержек на производство единицы продукции. Последнее дает возможность электрическим компаниям получить прибыль, несмотря на снижение цен.

     Рис.1.5. иллюстрирует ценовую дискриминацию второго рода в случае, когда фирма имеет снижающиеся средние и предельные издержки. Если бы устанавливалась единая цена, она была бы равна Р0 при объеме производства Q0. Вместо этого назначены три различные цены в зависимости от объемов потребления. Для первого блока объемов потребления назначена цена P1, для второго — Р2 и для третьего — Р3.

                            

Рисунок 1.5. Ценовая дискриминация второго  рода 

     3. Ценовая дискриминация третьего рода.

     Данная  форма ценовой дискриминации  разделяет потребителей на две или  большее число групп, для каждой из которых характерна своя кривая спроса. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации, ее примеры многочисленны: обычные  тарифы на авиабилеты и "специальные" тарифы,  первосортные спиртные напитки и алкогольная продукция других сортов, консервированные продукты и мороженые овощи, скидки для студентов и пенсионеров и т.д.

     В каждом отдельном случае при выделении  категорий потребителей используются различные критерии. Например, студенты и пожилые люди за многие товары способны заплатить в среднем меньше, чем остальные группы (потому что их доходы ниже), и их легко выделить среди других (по студенческим билетам или водительским правам). Точно так же разделяя пассажиров на туристов и лиц, отправляющихся в служебные командировки (авиакомпании в которых работают потенциальные пассажиры, как правило, готовы заплатить за авиабилеты намного больше, чем частные лица), авиакомпании могут ограничить продажу дешевых билетов, пуская их лишь в предварительную продажу. В случае со спиртными напитками или в случае с продажей продуктов питания высшего качества этикетки и торговые марки, стоящие на продуктах, сами распределяют потребителей на соответствующие категории. Многие потребители готовы платить больше за фирменную продукцию, даже если она не отличается или почти не отличается от обычной (и зачастую производится той же самой компанией).   

     Каким образом фирма устанавливает  цену для каждой категории потребителей, осуществляя ценовую дискриминацию  третьего рода? Разделим процесс ценообразования  на два этапа. Во-первых, независимо от объема производства общее количество выпускаемой продукции надо распределить между группами покупателей так, чтобы предельные доходы для всех групп были одинаковы. Иначе фирма не получит максимальной прибыли. Например, если предельный доход от продажи продукции потребителям первой группы MR1 превышает предельный доход от продажи продукции потребителям второй группы MR2 , то фирме целесообразно увеличить объем реализации потребителям первой группы и снизить объем реализации товаров потребителям второй группы. Этого можно достичь, снижая цену для потребителей первой группы и поднимая цену на товары, продаваемые потребителям второй группы. В любом случае цены должны быть такими, чтобы предельные доходы от продажи товара разным группам потребителей были одинаковы.

Информация о работе Ценовая дискриминация: теория и практика использования