Цели и методы антимонопольного регулирования. Измерения его эффективности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении показана актуальность, определены цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте изучены методы антимонопольного регулирования.
Во второй главе представлен сравнительный анализ Российской и зару-бежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования.
В заключении сделаны выводы по курсовой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНТИМОНОПОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ Курсовая Антимоноп.docx

— 114.70 Кб (Скачать документ)

     Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

     1) естественные монополии;

     2) разрешенные монополии;

     3) временные монополии.

     Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

     а) они производят продукцию или  услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

     б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

     Реально в эту категорию попали такие  отрасли, как электроэнергетика  и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п.

     Разрешенными  монополиями будут считаться  отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

     В эту категорию попадают отрасли  оборонной промышленности, а также  фирмы, производящие ликероводочные и  табачные изделия (акцизные товары, требующие  лицензирования) и лекарства.

     Временными  монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

     Именно  временные и естественные монополии  и будут теперь предметом особого  внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

     Что касается естественных монополий, то для  регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

     — перечень потребителей, которых они  обязаны обслуживать;

     — уровень и структуру цены;

     — план инвестирования в расширение производства.

     Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление. (См. 12; 231-234)

     Именно  на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

     По  отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

     — запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

     — запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение  на местных товарных рынках отдельных  регионов страны;

     — поощрять импорт взаимозаменяемых товаров  из соседних регионов, а также стран  ближнего и дальнего зарубежья, чтобы  ослабить доминирование монополиста  на рынке;

     — проводить принудительное разукрупнение  фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;

     — поощрять новое строительство, а  также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени  монополизации рынка.

     При этом реально наиболее действенным  методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

     Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

     В 1999 году в России было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (МАП). В него вошли  также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

     Основными задачами Министерства являются:

     1) предупреждение, ограничение и пресечение  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

     2) содействие формированию рыночных  отношений на основе развития  конкуренции и предпринимательства;

     3) осуществление государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

     4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства,  в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению  предпринимательского сектора экономики  Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

     5) государственное регулирование  и контроль деятельности субъектов  естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).

     В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

  • обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
  • дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
  • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
  • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
  • осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.

     Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое  поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства. [2; c.65-67]

 

     2.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 

     Обзор макроэкономических показателей, характеризующих  состояние конкурентной среды в  российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции  в экономике позволяют сделать  выводы, что участники рынков в  Российской Федерации реально ощущают  конкуренцию; причем оценка конкуренции  как значимого фактора для  деятельности предприятий со временем увеличивается.

     В 2010 году в Российской Федерации появились такие инструменты борьбы с картелями как оборотные штрафы и программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

     Анализ  работы ФАС России за 2010 г. свидетельствует о том, что нарушения антимонопольного законодательства органами власти не сокращаются и составляют значительную долю (52,8 %) в общем объеме выявленных нарушений, что свидетельствует о многочисленных фактах ограничения конкуренции на определенных товарных рынках. В целях пресечения выявленных нарушений с каждым годом возбуждается все большее количество антимонопольных дел.

     В 2010 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти, что на 34 % превышает соответствующий показатель 2009г.

     Наиболее  распространенными видами повторяющихся  нарушений со стороны органов власти являются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов и (или) наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Повторяющиеся нарушения антимонопольного законодательства являются опасной тенденцией, которая представляет постоянную угрозу конкуренции и свидетельствует о наличии устойчивых  административных барьеров входа на товарные рынки.

Информация о работе Цели и методы антимонопольного регулирования. Измерения его эффективности в рыночных условиях