Цели и методы антимонопольного регулирования. Измерения его эффективности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении показана актуальность, определены цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте изучены методы антимонопольного регулирования.
Во второй главе представлен сравнительный анализ Российской и зару-бежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования.
В заключении сделаны выводы по курсовой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНТИМОНОПОЛЬНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ Курсовая Антимоноп.docx

— 114.70 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине «Микроэкономика» 

     тема:

     ЦЕЛИ  И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

     РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИЗМЕРЕНИЯ ЕГО  ЭФФЕКТИВНОСТИ 

     В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 
 

     Выполнил:

     студент группы __________,  

     __________________________

     Руководитель:  
 
 
 

     Ростов-на-Дону  2011  

     СОДЕРЖАНИЕ

c.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНТИМОНОПОЛЬНОМУ  РЕГУЛИРОВАНИЮ 6
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в следующем: монополия является единственным производителем на рынке и завышает цены, в результате чего возникают социальные издержки. В связи с этим государство проводит антимонопольную политику с целью создания препятствий для возникновения монопольной власти.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     Изучение  монопольных рынков актуально для  принятия экономических решений  по разным вопросам.

     Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

     Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

     Данный  вопрос изучался следующими отечественными и зарубежными экономистами: Нуриев Р.М., Авдашева С.Б., Шаститко А., Розанова Н., Качалин В., Балацкий Е., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Мэнкью Н.Г., Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Вэриан Х.Р.

     Целью данной работы является исследование основных методов антимонопольного регулирования, выявление преимуществ и недостатков такого регулирования, рассмотреть необходимость привлечения к работе над совершенствованием механизма антимонопольного регулирования общественных и политических организаций, определить эффективность проводимой государством политики, связанной с антимонопольным регулированием.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

     Рассмотреть монополию.

     Изучить цели и методы антимонопольного регулирования.

     Рассмотреть эффективность мер 

     Работа  состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

     Во  введении показана актуальность, определены цель и задачи.

     В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте  изучены методы антимонопольного регулирования.

     Во  второй главе представлен сравнительный  анализ Российской и зарубежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования.

     В заключении сделаны выводы по курсовой работе.

 

     1 СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

     Антитрестовское (антимонопольное) регулирование (от англ. antitrust adjustment) — деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства. Представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

     Антимонопольное регулирование  включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.

     Антимонопольное законодательство — комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

     Антимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при образовании различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров по продаже товаров и услуг, а также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законоположений. Основные задачи антимонопольного законодательства:

     1) обеспечение благоприятных условий  и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

     2) снятие всех преград на пути  активизации конкуренции на правовой  основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

     3) определение правового режима  регулирования ответственности  за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

     4) защита интересов малого и  среднего предпринимательства от  произвола крупного бизнеса;

     5) создание условий для развития  национальной экономики.

     Во  многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации  конкретного рынка товаров и  услуг. Указанные критерии не являются абсолютными — концентрация или централизация капитала могут в отдельных случаях приводить к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Антимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.

     В ходе реализации антимонопольных мер  преследуются следующие основные цели:

     1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории Российской  Федерации

     2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

     4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

     5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. [15, с. 495]

     Достижение  поставленных целей реализуется  посредством применения сложившихся  в мировой практике методов, основными  из которых являются следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

     1. Ограничительные меры: они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

     Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

     Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Информация о работе Цели и методы антимонопольного регулирования. Измерения его эффективности в рыночных условиях