Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание

Цель исследования – изучить государственное антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть государственное антимонопольное регулирование и его роль в предпринимательстве .
2. Раскрыть основы антимонопольного законодательства.
3. Изучить специфику антимонопольных органов и антимонопольного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Роль антимонопольного регулирования в предпринимательстве 5
1.2 Антимонопольное законодательство Российской Федерации 8
1.3 Антимонопольные органы 10
1.4 Антимонопольный контроль 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольное регулирование .doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 



Содержание

 

  
Введение

Актуальность выбранной  темы обусловлена  следующим.

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.1

Антимонопольное   регулирование ,  являясь   необходимым   элементом   конкурентной   политики ,  основанным   на   комплексе   экономических , административных и законодательных мер, осуществляемых государством, направлено на обеспечение условий для развития конкуренции.

Объектом исследования является организация предпринимательской деятельности.

Предметом исследования является государственное антимонопольное регулирование.

Цель исследования –  изучить государственное антимонопольное  регулирование.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть государственное  антимонопольное регулирование  и его роль в предпринимательстве  .

2. Раскрыть основы  антимонопольного законодательства.

3. Изучить специфику  антимонопольных органов и антимонопольного  контроля.

Теоретической базой  при написании работы послужили  учебные материалы отечественных  авторов в области изучения экономики  и предпринимательской деятельности, таких как Журавлева Г. П., Белых В. С., Салихов Б. В. и  др.

 

1   государственное антимонопольное регулирование

1.1 Роль антимонопольного регулирования в предпринимательстве

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.2

Конкуренция является экономической  категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками  рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.

Различные виды монополий  постоянно возникают в условиях экономики любого типа. Это означает, что противомонопольная профилактика должна входить в круг важнейших  обязанностей государства. Поскольку появление монополий в экономике является объективным процессом, то и антимонопольная деятельность должна представлять собой не программу, рассчитанную на определенный срок, а долговременную и многоцелевую политику. Смысл этой политики состоит в непрерывной работе соответствующих органов государственного управления как по демонополизации экономики, так и по регулированию монополий.3

Антимонопольное регулирование  экономики в общем виде предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по созданию условий для эффективного функционирования конкурентного рынка, недопущения его чрезмерной монополизации. Государственное антимонопольное регулирование, или ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках, — непременный атрибут рыночной экономики, обязательный элемент нормального развития системы хозяйствования.

Применительно к российской экономике опыт антимонопольного регулирования  в его традиционном, классическом понимании практически отсутствует.

Уровень социально-экономического развития и степень зрелости рыночных отношений в Российской Федерации  значительно отличаются от сложившихся  в странах с эффективной рыночной экономикой и более чем столетней  практикой антимонопольного регулирования.

Монополизм в экономике  означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного  товара, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам. Технологическая и техническая основа монополизма — это прежде всего специализация и связанная с ней концентрация производства. Монопольно высокая прибыль на товарном рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции.

Монополии получают более  выгодные условия реализации продукции  на товарном рынке, возможность закупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах.4

Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных  органов можно свести к трем группам мер.

Первая группа мер  — административно-правовое воздействие  в виде запрета монополии в  какой-либо отрасли хозяйства; роспуска существующих монополистических объединений; расчленения монополий на ряд  самостоятельных производств.

Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:   преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);  преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы; запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер  — экономическое воздействие, проводимое государством: использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов, т.е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства; расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.5

1.2 Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Антимонопольное регулирование  является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве  развитых стран. В России антимонопольное  регулирование — это составная  часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство может  пониматься в узком и широком  смысле слова. В первом случае оно  направлено против чистых монополий  и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а  также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.6

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции»), иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 «Закона о защите конкуренции».

Правовое регулирование конкуренции  и ограничения монополистической  деятельности осуществляется также  с помощью подзаконных нормативных  правовых актов.

В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.7

«Закон о защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 «Закона о защите конкуренции»).

«Закон о защите конкуренции» направлен  на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, поддержку конкуренции, свободы  экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

1.3 Антимонопольные органы

В настоящее время функции антимонопольного органа осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Статус ФАС России основывается на ст. 10, 77 Конституции РФ, ст. 22—26 Закона о защите конкуренции, определяется Положением о федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг,  деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). Руководство деятельностью ФАС России осуществляет Правительство РФ.

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами. Таким образом, федеральная система  антимонопольных органов России состоит из ФАС и территориальных органов (управлений). Территориальные органы создаются федеральным антимонопольным органом в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, актами федерального законодательства, на основе Положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службе, утвержденного приказом ФАС России от 13 октября 2004 г. № 135.

ФАС России и ее территориальные  органы являются юридическими лицами со всеми необходимыми признаками и  атрибутикой. Основными функциями ФАС России являются: а) организационная; б) контрольная; в) репрессивная. Статья 22 Закона о защите конкуренции содержит развернутый перечень основных функций антимонопольного органа в контексте предмета и целей настоящего Закона.8

 «Закон о защите  конкуренции» в ст. 23 определяет  достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

  • возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • выдает хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Например, хозяйствующему субъекту может быть выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а органу исполнительной власти — об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство;
  • привлекает в случаях и порядке, установленных законодательством, к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения антимонопольного законодательства;
  • обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  • участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
  • устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  • ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.

Информация о работе Антимонопольное регулирование