Биржа как институт экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание

В данной работе на примерах крупнейших фондовых бирж мира будут рассмот­ренны теоретические и практические аспекты деятельности этих важнейших институтов фондового рынка, их структура, принципы функционирования, задачи,выполняемые бир­жами на современном этапе развития рынка ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
3
1. Фондовая биржа как институт экономической системы
4
1.1. История и сущность фондовых бирж ……………………………………………
4
1.2. Фондовые индексы ………………………………………………………………
12
1.3. Основные группы индикаторов………………………………………………….

2. Объекты сделок и основные виды операций на ФБ………………………………….
15
2.1. Ценные бумаги ……………………………………………………………………
16
2.2 Опционы, фьючерсные и форвардные контракты, хеджировани………………
17
3. Роль фондовых бирж в современной экономике …………………………………..
19
3.1. Страны с развитым рынком………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Работа состоит из  1 файл

Контра Эконеомика.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

в условиях глобальной нестабильности возможно как путем сохранения темпов

роста основных макроэкономических параметров на уровне выше среднемирового, так

и путем продолжения усилий правительства и бизнес-элиты по раскрутке брэнда

России среди потенциальных инвесторов. Если второй способ применяется в

последнее время достаточно активно и, судя по последним результатам, успешно,

то первый требует гораздо более глубокой и продуманной политики. Его результаты

будут иметь эффект в более долгосрочной перспективе. Благодаря уже достигнутым

результатам Россия и в 2002 г. останется одним из лидеров среди финансовых

рынков стран с развивающейся экономикой. В дальнейшем ситуация будет

существенным образом зависеть от результатов работы правительства в 2002 г. и

темпов роста мировой экономики.

     2. Производственная подсистема российской фондовой индустрии на

сегодняшний день отягощена значительными избыточными (по отношению к фактически

обслуживаемым объемам операций) мощностями, эффективность работы которых

достаточно низкая. Помимо большого количества профессиональных участников

вторичного рынка (брокеров, депозитариев и отчасти тортовых систем), существует

избыток фондовых инструментов, для которых проработана и отлажена

инфраструктура вторичного обращения, но отсутствует спрос со стороны эмитентов

и инвесторов. С другой стороны, количество участников и уровень развития

инфраструктуры первичного рынка ценных бумаг далеко отстают от показателей

вторичного рынка, находясь на уровне, примерно соответствующем общему уровню

развития производственного сектора.

Именно развитие первичного рынка должно сыграть решающую роль в

переориентации фондового рынка на обслуживание «инвестиционного цикла», и

именно на этом направлении должны быть сосредоточены основные усилия

участников, заинтересованных в устойчивости своих позиций на фондовом рынке в

среднесрочной перспективе. Основной тенденцией ближайших лет скорее всего

станет постепенное «освоение» первичным рынком уже имеющихся на вторичном

рынке инструментов.

Если в 2003 г. не произойдет поворота в сторону кризисного сценария, то уже в

2003—2005 гг. корпорации начнут активно привлекать средства сторонних

инвесторов сначала через выпуски конвертируемых бондов, а потом и акций

(вначале привилегированных, а затем и голосующих).

     В этих условиях наиболее динамично развивающимся сегментом фондового рынка

должен стать рынок инвестиционных банковских услуг. Организация привлечения

финансирования через выпуски ценных бумаг будет весьма интересна

перестраивающимся российским предприятиям, а конкуренция со стороны

международных инвестиционных банков в первое время будет переносимой. Это дает

российским банкам и крупнейшим брокерским компаниям, по-видимому, единственный

шанс занять сколько-нибудь заметное место на данном рынке. К сожалению,

готовность большинства из них «оседлать» ожидающийся бум вызывает серьезные

сомнения.

Реформа производственной инфраструктуры фондового рынка состоит в повышении

эффективности работы бирж и расчетно-клиринговых организаций.

Способов реформирования два: обеспечение достаточного уровня конкуренции

между торгово-расчетными холдингами по основным видам услуг или, при

невозможности или нецелесообразности поддерживать несколько торгово-расчетных

систем, обеспечение реального участия в управлении всех групп пользователей

услуг биржевого комплекса и регулирующих органов.

При этом важно не допустить дальнейшего перетекания торговли российскими

активами на международные площадки и по возможности инициировать обратный

процесс.

Еще одним видом инфраструктурных организаций, развитие которых будет

стимулироваться развитием первичного рынка, но пока находится лишь в начальной

стадии, являются рейтинговые агентства. По-видимому, в ближайшие годы на данном

сегменте рынка будут доминировать международные агентства (в первую очередь,

Standard & Poor's), уже предлагающие продукты, локализованные для

российского рынка.

     3. Инвестиционный процесс в секторе фондового рынка

достаточно хорошо налажен, причем его «настройка» у брокерских компаний

существенно более гибкая, чем у большинства банков. Инвестиционный процесс в

финансовом секторе, более чем в каком-либо другом, зависит от текущей

конъюнктуры рынков. Имеющая место проблема недофинансирования проектов развития

вызвана, с одной стороны, имевшей место стагнацией самого рынка, а с

другой — краткосрочностью управленческого целеполагания в условиях

привычной непредсказуемости ситуации в стране.

После кризиса 1998 г. финансирование развития происходит исключительно из

собственных средств владельцев компаний, что ограничивает возможности

концентрации ресурсов на ключевых направлениях. «Непрозрачность» финансовых

посредников практически блокирует возможность концентрации капитала через

слияния и поглощения. Но даже имеющиеся инвестиционные ресурсы далеко не

всегда расходуются эффективно.

     4. Инновационные процессы на российском рынке ценных бумаг в

основном сводятся к адаптации западного опыта к российским экономическим

реалиям и особенностям законодательства. Данный процесс иногда инициируется

регулирующими органами, но никакой системной политики по приближению стандартов

работы финансовых рынков к международным, к сожалению, не существует. Гораздо

более распространенным, но практически не регулируемым направлением инноваций

является разработка и внедрение так называемых «схем». При всей неоднозначности

«схемостроительства» с точки зрения государства необходимо признать, что это

наиболее востребованный, а также весьма эффективный по времени и затратам

ресурсов способ внедрения инноваций на финансовых рынках. Его главным

недостатком для потребителей является, как правило, недостаточная проработка

вопросов управления рисками, а для разработчиков — ограниченные возможности

тиражирования результатов.

     5. Важнейшим инфраструктурным механизмом для поддержания

функционирования и развития всех подсистем финансового сектора экономики

(«инфраструктурой в квадрате») можно считать органы регулирования и

саморегулирования. Их задачей на сегодняшнем этапе объективно является

выработка новых «правил игры», которые описывали бы функционирование

инфраструктуры рынка.

    

Заключение

 

Рассмотрев структурную и функциональную роли биржи в различных странах можно

утверждать, что современная рыночная экономика, в том числе и российская уже

не может существовать без ценных бумаг и фондовых бирж – они стали ее

неотъемлемой частью. Биржа играет конструктивную роль в развитии фондового

рынка и экономики в целом, она придает необходимый динамизм и гибкость

инвестиционному процессу. Она содействует аккумуляции временно свободных

денежных средств, обеспечивает максимальную надежность и высокую ликвидность

котируемых на ней ценных бумаг, способствует снижению рисков при

осуществлении сделок с ценными бумагами, гарантирует доступность всем

участникам рынка любой необходимой информацией о ситуации на рынке, а

современные технологии, используемые на биржах сводят трансакционные издержки

при заключении сделок к минимуму.

Однако есть и негативные стороны, в частности, спекулятивные операции, часто

приводящие к негативным последствиям, усугубленным широким использованием

современных компьютерных систем биржевой торговли.

В нашей стране уже несколько лет назад сложились все предпосылки для ее

нормального функционирования, а также сформировались и оформились правовые,

экономические и организационные основы для ее дальнейшего развития. Были

приняты федеральные законы, формирующие нормативную и правовую основу

фондового рынка, изданы указы президента РФ и постановления правительства,

способствующие совершенствованию российской нормативно-правовой базы рынка

ценных бумаг. Начал свою работу единый орган государственного регулирования

рынка – Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ России). За последние

несколько лет появилось значительное количество профессиональных участников

рынка, имеющих практический опыт работы на нем.

Однако следует также упомянуть и о проблемах, до сих пор не решенных нашим

государством. К ним относятся, в первую очередь, слабое развитие

инфраструктуры биржевой системы, главным образом с точки зрения комплекса

предоставляемых услуг, а также их качества. Наблюдается сильное отставание от

развитых стран Запада по уровню организации биржевой торговли, по степени

капитализации рынка. Важной проблемой является также слабое развитие правовой

базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, отсутствие

отлаженного механизма по привлечению к ответственности организаций и лиц,

нарушающих российское законодательство.

В заключении хочу сказать, что, хотя в результате кризиса российский фондовый

рынок и был отброшен в своем развитии на несколько лет назад, и сейчас

переживает не лучшие свои времена, в сложившейся ситуации все равно

необходимо продолжать дальнейшее проведение активной государственной

политики, направленной на развитие российского рынка ценных бумаг, и на

оказание всяческой поддержки российским фондовым биржам.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и

с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на

операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

à     небольшими объемами и неликвидностью;

à     неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной

и информационной инфраструктуры;

à     раздробленной системой государственного регулирования;

à     отсутствием государственной долгосрочной политики формирования

рынка ценных бумаг;

à     высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

à     значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой

учреждения нежизнеспособных компаний;

à     крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими

инвестиционными качествами ценных бумаг;

à     отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической

информации о состоянии фондового рынка;

à     инвестиционным кризисом;

à     отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших

общественное доверие инвестиционных институтов;

à     агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

à     высокой долей спекулятивного оборота;

à     расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса

государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные

бумаги.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый

рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной

приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро

расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за

Информация о работе Биржа как институт экономической системы