Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание

С начала 90-х годов эта проблема остро стала и перед Республикой Беларусь: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы монополизации 5
1.1 Сущность монопольной власти и её показатели 5
1.2 Монополистические объединения 10
1.3 Источники монопольной власти 12
1.4 Экономические последствия монопольной власти 13
2 Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика 18
2.1 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах 18
2.2 Государственная политика антимонопольного регулирования 21
3 Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь 23
3.1 Нормативно-правовая база и антимонопольные органы 23
3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 24
3.3 Особенности проявления монополистической власти в экономике РБ 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Курсач - чистовик.docx

— 278.87 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории и истории экономических  учений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 32 с., 4 рис., 16 источников.

 

монополия, монопольная власть, показатели монопольной власти, антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство

 

Объект исследования – монополия, антимонопольное регулирование.

Предмет исследования - основные понятия и закономерности монополии и антимонопольного регулирования в различных странах.

Целью работы является исследование основных понятий монополии и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и за рубежом.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию монополии и антимонопольного регулирования выделены их основные факторы и закономерности.

Область возможного практического  применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

(подпись  студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 4

1 Теоретические основы монополизации 5

1.1 Сущность монопольной власти и её показатели 5

1.2 Монополистические объединения 10

1.3 Источники монопольной власти 12

1.4 Экономические последствия монопольной власти 13

2 Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика 18

2.1 Антимонопольное законодательство в зарубежных странах 18

2.2 Государственная политика антимонопольного регулирования 21

3 Антимонопольное регулирование и законодательство в Республике Беларусь 23

3.1 Нормативно-правовая база и антимонопольные органы 23

3.2 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 24

3.3 Особенности проявления монополистической власти в экономике РБ 26

Заключение 31

Список использованных источников 32

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшнее  время конкуренция на товарных рынках, проблемы монополизации хозяйственной  жизни привлекают все более пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

С начала 90-х годов эта проблема остро  стала и перед Республикой  Беларусь: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных  мер, осуществляемых государством и  направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции  и не допустить чрезмерной монополизации  рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное  регулирование включает регулирование  уровня концентрации и монополизации  производства, стратегии и тактики  предприятий, внешнеэкономической  деятельности, ценовое и налоговое  регулирование. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы монополизации

1.1 Сущность монопольной власти и её показатели

 

Когда говорят о монополии (от греческого monos - один, poleo - продаю), то это понятие обычно ассоциируется у нас с крупными предприятиями. Однако в действительности не размер отражает сущность монополии. Для определения характера функционирования рынка важно распределение между участниками конкурентной силы, величина которой определяется наличием альтернатив у каждого из участников рыночного взаимодействия. Поэтому сущностной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирмы, который не имеет полноценных заменителей, вследствие чего потребитель лишается возможности альтернативного выбора. Именно отсутствие заменителей обусловливает то особое положение производителя на рынке, при котором он становится единственным продавцом данного продукта. Монополия — это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца.

Традиционно концепция монополии подразумевала представление о продавце, регулирующем предложение и защищенном от возможности того, что на рынок выйдут другие. Под влиянием теорий несовершенной и монополистической конкуренции и вызванного этим внимания к полярному случаю совершенной конкуренции, некоторые экономисты стали видеть определенную степень монополии во всех ситуациях, где кривая спроса, с которой сталкивается продавец, не является полностью эластичной. Другие авторы стремились, формулируя точное понятие монополии, подчеркивать независимость монопольного продавца от любых последствий изменений цен со стороны других продавцов. [5]

Монополия является антиподом совершенной  конкуренции. Она возникает тогда, когда в силу разных причин на рынке находится один производитель, который способен удовлетворить спрос всей массы покупателей данной продукции. Удельные затраты на производство у него невелики, а масштаб производства, наоборот, огромный. Поэтому себестоимость его продукции низкая, цена бросовая, вследствие чего монополист быстро захватывает весь рынок.

Механизм взаимодействия между монополистом и покупателями совершенно иной - здесь покупатель лишается былой независимости и права выбора как в условиях совершенной или монополистической конкуренции. Наоборот, он целиком зависит от воли производителя-монополиста и становится его заложником в полном смысле этого слова. Покупатель вынужден приобретать то, что ему назовет или предложит монополист: и сам товар, и его цену, и качество товара, и сервис, и дизайн и т.д. Выбора у покупателя в данной рыночной ситуации просто нет. [11]

Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма в той или иной степени контролирует рыночную цену. Тем не менее, анализ модели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным в аспекте исследования поведения фирм, обладающих рыночной властью, а также уяснения причин и целей государственного вмешательства в рыночный механизм.

Поскольку для монополиста  возможность реализации своего особого  положения — результат отсутствия конкурентов, то наличие у него монопольной власти обусловлено существованием отраслевых барьеров, препятствующих проникновению на рынок других продавцов. В случае абсолютной монополии такие барьеры являются непреодолимыми, т.е. блокирующими вход на отраслевой рынок других фирм. Учитывая, что отраслевые барьеры формируются под влиянием различного рода факторов, то сами эти факторы выступают источниками монопольной власти. [6]

Характерные черты  монополии:

1. Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист - есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуг.

2. Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

То, что не существует близких  заменителей монополизированного продукт, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она соглашается с ценой. Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

4. Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления в отрасль. [7]

Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что  высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок  потенциальных производителей данного товара. Барьеры есть не что иное, как факторы монополизации. К ним относятся:

1. Эффект масштаба. В некоторых отраслях (производство стали,  алюминия, автомобилестроение и др.) существующая технология такова, что достигнуть минимальных средних издержек в долгосрочном периоде возможно только при большом объеме производства как в абсолютном значении, так и относительно доли рынка. Мелкие фирмы, которые попытаются войти в такую отрасль, не смогут получать прибыли и удержаться в отрасли в связи с тем, что не имеют возможности реализовать эффект масштаба и производить продукцию с меньшими или такими же средними издержками, как монополист.

  1. Финансовые барьеры. В некоторых отраслях, для того чтобы иметь эффективное производство, необходимы крупные капиталовложения..
  2. Патенты. В законодательстве многих стран, в том числе Беларуси, предоставляется правовая охрана изобретению в течение определенного времени, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Например, в США изобретателю предоставляется право контролировать рынок продукта в течение 17 лет, в Беларуси - 20 лет, что обеспечивает обладателю патента монопольное положение на рынке в течение времени его действия.

Крупная фирма имеет возможность  финансировать собственные научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки или покупать патенты других фирм, что позволяет ей усилить свои рыночные позиции, вытеснить конкурентов и стать монополистом. В мире известны такие фирмы, как General Motors, Xerox, Polaroid и другие, которые стали монополистами в результате обладания патентами.

4. Лицензии. Государство может создавать барьеры для вхождения 
фирм в отрасль путем выдачи лицензий (разрешений) на занятие определенными видами деятельности. Например, производство медицинских или ветеринарных препаратов.

5. Частная собственность на важнейшие виды невозобновляемых природных или редких ресурсов. Так, например, фирмы по 
производству алюминия (Aluminum Company of America), никеля (Inco 
- Канада), бриллиантов (De Beers - ЮАР) обеспечили себе монопольное положение вследствие контроля над сырьевыми ресурсами - они 
не допускали к ним конкурентов.

6. Нелегальные методы борьбы с конкурентами (нечестная 
конкуренция). Истории известны случаи, когда против соперников 
применялись такие методы борьбы, как лишение сырья, подвоза, сбыта, кредита, переманивание персонала, договоры с поставщиками ресурсов, банками, покупателями, объявление бойкота, использование демпинга, а также агрессивные действия против конкурентов. [2]

В зависимости от характера барьеров выделяются следующие виды монополий: естественная, закрытая и открытая.

Естественная монополия имеет место в том случае, если масштаб производства настолько велик, что в отрасли минимум средних издержек в долгосрочном периоде достигается только при обслуживании всего рынка одной фирмой (отрасль представлена одной фирмой). Существование двух и более фирм в такой отрасли означает производство продукции с издержками большими, чем минимально возможные.

Свое преимущество в издержках  производства монополии имеют возможность  реализовать не в виде низких цен  для потребителей, а в высоком  уровне рентабельности (за счет завышенных цен).

Примерами естественных монополий  могут служить кабельное телевидение, предприятия газо-, электро-, водоснабжения. Эти отрасли обычно находятся под контролем государства. К естественным монополиям относятся также фирмы, которые являются собственниками уникальных природных ресурсов.

Закрытая монополия возникает в том случае, когда государство создает юридические барьеры (с помощью лицензий и патентов) для вступления в отрасль других фирм.

Во многих случаях возникновение монополии связано с предоставлением правительством частному лицу или фирме исключительных прав на продажу товара или услуги. Иногда такая монополия — результат политического влияния потенциального «единоличника». Когда-то короли даровали монополию на ту или иную деятельность друзьям и союзникам. В других случаях появление монополии отвечает интересам общества.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в респуюике Беларусь