Антимонопольное законодательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды монополии;
- определить Сущность антимонопольного законодательства
- охарактеризовать особенности развития антимонопольного законодательства в России;
- выявить особенности антимонопольного законодательства за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………5
1.2. Виды монополии……………………………………………………..11
II. Антимонопольное законодательство……………………………………….16
2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16
2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства
в России……………………………………………………………….18
2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы…………………………..36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Никифорова Kursovik_ves.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5

    1.1. Сущность монополии…………………………………………………5

    1.2. Виды монополии……………………………………………………..11

  1. Антимонопольное законодательство……………………………………….16

    2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16

    2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства

           в России……………………………………………………………….18

    2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29

Заключение………………………………………………………………………35

Список использованных источников и литературы…………………………..36

Приложения 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  работы. Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

    Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению  отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

    Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - изучить понятие и виды монополии;

    - определить Сущность антимонопольного законодательства

    - охарактеризовать  особенности развития антимонопольного законодательства в России;

    - выявить  особенности антимонопольного законодательства за рубежом.

    Объектом  работы выступает антимонопольное законодательство как 

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

    С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

    В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

    Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

    Таким образом, мы определили, что предметом работы выступает динамика развития антимонопольного законодательства в России и за рубежом.

    На  основании определенных  нами цели, задач, объекта и предмета исследования образовалась соответствующая структура работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

    Теоретической основой исследования стали научные  труды и разработки ведущих отечественных  экономистов, раскрывающих закономерности развития антимонопольного законодательства.

    В особенности можно выделить работы: Булатова А.С., Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Корогодина, Н.С., Райзенберга Б.А.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ
    1. Сущность  монополии

    Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:

  • как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

    Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в  целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.

    Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с  помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (график 1).

         

 

    

    График 1 

            P 

      
 
 

                     P=d=AR  
 

                Q 

    0

                 MR  
 

    Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

    Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

    Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

    На  рубеже позапрошлого и прошлого веков  публицисты социалистического направления  дали массу красочных описаний агрессивной  деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона  «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная» конкуренция в целом, строго запрещены в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.

    Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:

    1. Монополия возникает из господства  в производстве;

    2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

    3. Благодаря монопольным ценам  монополия получает монопольно  высокую прибыль.

    Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы  показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру.

      Пример 1. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах. (Таблица 1)

    1 тыс. ед. своей продукции монополист  может продать по цене 500 руб.  В дальнейшем при расширении  сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден  каждый раз снижать ее цену  на 2руб., поэтому предельный доход  сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

    На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях 

    Таблица 1. Динамика издержек и доходов фирмы  в условиях монополии.

    Выпуск  продукции, тыс. ед.     Издержки     Цена     Доход     Прибыль, тыс. руб.
    Валовые тыс. руб.     Предельные, руб.     Валовой, тыс. руб.     Предельный, руб.      
    0     1000     -     -     -     -     -1000
    1     1470     470     500     500     500     -970
    2     1890     420     498     996     496     -894
    3     2265     375     496     1488     492     -777
    4     2600     335     494     1976     488     -624
    5     2920     320     492     2460     484     -460
    6     3230     310     490     2940     480     -290
    7     3535     305     488     3416     476     -119
    8     3850     315     486     3888     472     38
    9     4180     330     484     4356     468     176
    10     4535     355     482     4820     464     285
    11     4900     365     480     5280     460     380
    12     5280     380     478     5736     456     456
    13     5680     400     476     6188     452     508
    14     6105     425     474     6636     448     531
    15     6560     455     472     7080     444     520
    16     7040     480     470     7520     440     480
    17     7550     510     468     7956     436     406
    18     8090     540     466     8388     432     298
    19     8665     575     464     8816     428     151
    20     9275     610     462     9240     424     -35

Информация о работе Антимонопольное законодательство в РФ