Электронное законодательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:28, реферат

Описание

В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет, как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.

Содержание

Общая характеристика существующего нормативного регулирования, применимого к развитию российского сегмента сети Интернет.
Основные проблемы нормативно-правового регулирования российского сегмента сети Интернет.
Законотворческая деятельность в области правовых отношений российского сегмента сети Интернет.

Работа состоит из  1 файл

В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет.docx

— 21.68 Кб (Скачать документ)

Электронное законодательство в РФ.

Вопросы:

  1. Общая характеристика существующего нормативного регулирования, применимого к развитию российского сегмента сети Интернет.
  2. Основные проблемы нормативно-правового регулирования российского сегмента сети Интернет.
  3. Законотворческая деятельность в области правовых отношений российского сегмента сети Интернет.

1. Общая характеристика  существующего нормативного регулирования,  применимого к развитию российского  сегмента сети Интернет.

В настоящее  время происходит бурный рост российского  сегмента глобальной информационной сети Интернет, как в количественном (число  операторов и пользователей), так  и качественном (расширение круга  оказываемых услуг) отношении.

Зарубежный опыт показывает, что правовое регулирование  проблем Интернет за пределами России также находится в начальной  стадии разработки. Всеобъемлющего "закона об Интернет" не принято пока нигде. Так же, как и в России, юристами многих стран обсуждается возможность  применения уже существующих правовых норм к отношениям, возникающим в  связи с развитием Интернет. В США законодатель идет по пути разработки отдельных законодательных актов по тем или иным конкретным (зачастую даже излишне частным, узким) вопросам развития сети. Так, в Конгрессе США обсуждается сразу несколько законопроектов, имеющих отношение к Интернет, и среди них законопроект "Об онлайновой торговле". В Германии еще в августе 1997 был принят Закон об информационных и коммуникационных услугах, в котором урегулировано (впрочем, не до конца) большинство из рассмотренных выше проблем.

Тем не менее, отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных. Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития. А также, вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано технически.

К действующим  в Российской Федерации законам, в той или иной степени могущим  быть применимыми к отношениям, связанным  с Интернетом, относятся, в частности:

1) по наиболее  общим вопросам правового режима  функционирования информационных  сетей и их государственного  регулирования: 

  • Конституция Российской Федерации (http://www.constitution.ru/)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (http://base.garant.ru/10164072/)
  • Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (http://www.internet-law.ru/law/inflaw/inf.htm)
  • Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» http://femida.info/12/fzouvmio001.htm
  • Федеральный закон «О связи» http://www.internet-law.ru/law/inflaw/connect.htm
  • Федеральный закон «О средствах массовой информации»  http://www.consultant.ru/popular/smi/

2) по вопросам  охраны исключительных прав в  отношении информационных обьектов, циркулирующих в Интернете: 

  • Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» http://www.internet-law.ru/law/avt/avt.htm
  • Федеральный закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» http://www.nsc.ru/win/anonses/902.html
  • Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/tm.htm
  • Уголовный кодекс Российской Федерации http://www.ugolkod.ru/
  • Патентный закон Российской Федерации http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_79219.html

3) по иным  вопросам, имеющим отношение к  правовому режиму информации  в Интернете и определению  условий доступа к ней: 

  • Федеральный закон «О государственной тайне» http://www.internet-law.ru/law/inflaw/taina.htm
  • Федеральный закон «О федеральных органах правительственной связи и информации» http://www.morepc.ru/informatisation/osplaw0012.html
  • Федеральный закон «О рекламе» http://www.consultant.ru/popular/advert/
  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» http://www.libertarium.ru/l_sormlaw_101
  • другие законодательные акты.

2. Основные проблемы  нормативно-правового регулирования  российского сегмента сети Интернет.

К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем  нормативном урегулировании для  предотвращения отставания российского  сегмента Интернета от общемировых  тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области необходимо отнести:

1) Определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета.

2) Обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного.

3) Определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы.

4) Определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена.

5) Предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете, (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения.

6) Действенная охрана авторских и иных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещаемые в Интернете.

7) Защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете.

8) Создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации.

9) Обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей.

10) Обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

3. Законотворческая  деятельность в области правовых  отношений российского сегмента  сети Интернет.

Главными целями разработки российского законодательства в области Интернета могут  быть определены:

1) Создание устойчивой и эффективно применяемой нормативной базы для развития Интернета в Российской Федерации в интересах российских пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов власти и управления, пополнения информационных ресурсов Российской Федерации.

2) Обеспечение условий для участия Российской Федерации и операторов российского сегмента сети Интернет в разработке и принятии международных норм, регулирующих как технические и технологические, так и организационно-правовые аспекты развития Интернета.

3) Закрепление государственных гарантий охраны в отношениях, связанных с Интернетом, прав и законных интересов российских граждан и организаций, общественных интересов (в том числе интересов экономического и социального развития России), государственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Долгое время  в России законотворческая деятельность в области правовых отношений в системе глобальной Сети Интернет не проводилась по причинам слабой информационной культуры и ограниченного доступа к Интернет широких слоев общества.  
В настоящее время разрабатывается проект на основе законодательных актов для регулирования проблем Интернет в России, указанных выше. Данный законопроект в скором будущем приобретет форму одного из вариантов Концепции российского законодательства о глобальной Сети Интернет.

Таким образом, опираясь на изученные факты, можно  констатировать, что правовые аспекты  функционирования системы Интернет имеют правовую базу в той или  иной степени. Законотворческая деятельность медленно, но движется к своему логическому  завершению: в будущем вероятно будет  принят либо один, "всеобщий", либо несколько отдельных законов  по вопросам регулирования правовых проблем системы Интернет, в том  числе и по вопросам электронной  торговли.

Информация о работе Электронное законодательство в РФ