Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие себестоимости продукции, ее анализа и выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат и себестоимости продукции….4
1.1 Понятие издержек и себестоимости продукции……………………………..4
1.2 Классификация затрат, образующих издержки…………………………...9
1.3 Понятие анализа себестоимости продукции………………………………..13

Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ООО «Радуга» ……....23
2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции………………….23
2.2 Анализ издержкоемкости продукции………………………………………28
2.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………………..33
2.4. Анализ прямых материальных затрат……………………………………..37
2.5. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции…42
Заключение ………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

курсовая гр.09-310 Загиров О. Ш.++.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

Плановая себестоимость  определяется путем технико-экономических  расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции  и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

При выпуске  одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции  по отношению к стоимости продукции  в оптовых ценах предприятия.

Допустим, что  из государственного планового задания по объему реализованной продукции составляет 4,35 млрд. руб., а стоимость этой продукции в оптовых ценах - 5 млрд. руб. Следовательно, задание по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции составит 87 коп. (4,35 / 5).

Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

В плане затраты  рассчитываются на плановый объем и  ассортимент продукции, но фактический  ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание  по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается  на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

План по себестоимости  промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях  по планированию, учету и калькулированию  себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

Установление  общих, единых для всех предприятий  правил имеет важное значение для  правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

Некоторые расходы  хотя и учитываются в фактических  затратах на производство, однако в  силу их особого характера также  не могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак (потери от брака планируются только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах новейшей техники в минимальных размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией).

Плановая себестоимость  продукции определяется путем соответствующих расчетов технико-экономических факторов. Методическими указаниями по разработке 11-ого пятилетнего плана определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение  организации производства и труда;

3) изменение  объема, структуры и размещения  производства;

4) улучшение использования  природных ресурсов;

5) развитие производства.

В плане по себестоимости  продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.

Определение плановой себестоимости  отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.

Вся товарная продукция при  планировании и учете себестоимости  на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия  определяется задание по снижению себестоимости  сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости  продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана  и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости сравнимой продукции.2

Для определения  задания по снижению себестоимости  сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции  и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если, например, предприятие изготовляет только два типа сравнимой продукции, то этот расчет будет иметь следующий  вид.

 

Себестоимость,

млн. руб.

Изделия

Количество

по плану (штук)

единицы

изделия

всего

выпуска

Процент снижения себестоимости продукции

по отчету за прошлый год

по плану

по отчету за прошлый год

по плану

А

1085

1,8

1,6

1953

1736

11,1

Б

1000

1,5

1,47

1500

1470

2,0

Итого

-

-

-

3453

3206

7,1


 

Из расчета видно, что планом предусмотрено получение экономии от снижения себестоимости продукции по сравнению с прошлым годом в сумме 247 млн. рублей (3453-3206). Отнеся эту плановую экономию к фактической среднегодовой себестоимости прошлого года, определим задание по снижению себестоимости сравнимой продукции, которое составит 7,1%: (247/3453 * 100).

Выполнение  плана по сравнимой продукции  характеризуется суммой полученной экономии и процентом снижения себестоимости  по отношению к прошлому году.

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

НА  ПРИМЕРЕ ООО «РАДУГА»

2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Анализ себестоимости  продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

Данные для  анализа по ООО «Радуга» приведены в таблице 1:

Таблица 1. Затраты на производство продукции

Элементы  затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

Затраты на рубль продукции, коп.

t0

t1

+, –

t0

t1

+, –

t0

t1

Оплата труда

13 500

15 800

+2 300

20,4

19,4

-1,0

16,88

15,75

Отчисления на социальные нужды

4 725

5 530

+805

7,2

6,8

-0,4

5,90

5,51

Материальные  затраты

35 000

45 600

+10 600

53,0

55,9

+2,9

43,75

45,45

В том числе: 
сырье и материалы 
топливо 
электроэнергия и т. д.

 
 
25 200 
5 600 
4 200

 
 
31 500 
7 524 
6 576

 
 
+6300 
+1924 +2376

 
 
38,2 
8,5 
6,3

 
 
38,6 
9,2 
8,1

 
 
+0,4 
+0,7 
+1,8

 
 
31,50 
7,00 
5,25

 
 
31,40 
7,50 
6,55

Амортизация

5 600

7 000

+1 400

8,5

8,6

+0,1

7,00

6,98

Прочие затраты

7175

7 580

+405

10,9

9,3

–1,6

8,97

7,56

Полная себестоимость

66 000

81 510

+15 510

100

100

82,50

81,25

В том числе: 
переменные расходы 
постоянные расходы

 
 
46 500 
19 500

 
 
55 328 
26 182

 
 
+9 828 
+6 682

 
 
70,5 
29,5

 
 
68 
32

 
 
–1,5 
+1,5

 
 
58,12 
24,38

 
 
55,15 
26,10


 

       При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.

      Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение:

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VBП — объем производства продукции (услуг);

b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);

А — абсолютная сумма  постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Данные для факторного анализа общей суммы затрат с  делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Затраты на единицу продукции, руб.

 

Уровень себестоимости, руб.

Объем

Вид

базовый

текущий

производства, шт.

продукции

Всего

В том  числе

Всего

В том  числе

базовый

текущий

переменные

постоянные

переменные

постоянные

Аккумулятор BR-2175

4 000

2 800

1 200

4 800

3 260

1 540

10 000

13 300

Аккумулятор BR-2375

2 600

1 850

750

3 100

2 100

1 000

10 000

5 700


Таблица 3. Данные для факторного анализа  общей суммы затрат на производство продукции

Затраты

Сумма, тыс. руб.

Факторы изменения затрат

Объем выпуска продукции

Структура продукции

Переменные  затраты

Постоянные  затраты

базового периода:

∑(VBПi0·bi0)+A0

66 000

t0

t0

t0

t0

базового периода, пересчитанные на фактический объем  производства продукции отчетного периода при сохранении базовой структуры:

∑(VBПi1·bi0) ·IVBП+A0

63 675

ti

t0

t0

t0

по базовому уровню на фактический выпуск продукции  отчетного периода:

∑(VBПi1·bi0)+A0

67 285

ti

ti

t0

t0

отчетного периода  при « базовой величине постоянных затрат:

∑(VBПi1·bi1)+A0

74 828

ti

ti

ti

t0

отчетного периода:

∑(VBПi1·bi1)+A1

81 510

ti

ti

ti

ti

Изменение затрат

+15 510

–2345

+3610

+7543

+6682

Информация о работе Анализ себестоимости продукции