Анализ развития внешней экономической деятельности Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. При распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:…………………………………………………………………...3
І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………..................5
1.1Сущность внешней экономической деятельности…………….................5
1.2Принцип, цели и особенности прав внешней экономической деятельности…………………………………………………………………...8
ІІ. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.К………………………………………………………..13
2.1Особенности развития внешней экономической деятельности Р.К……………………………………………………………………………...13
2.2Основные направления сотрудниче6ства Р.К с другими государствами………………………………………………………………....15
2.3Проблемы и перспективы внешней экономической деятельности Р.К………………………………………………………………………….......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....28

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)


 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ:…………………………………………………………………...3

І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………..................5

1.1Сущность внешней экономической деятельности…………….................5

1.2Принцип, цели и особенности прав внешней экономической деятельности…………………………………………………………………...8

ІІ. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.К………………………………………………………..13

2.1Особенности развития внешней экономической деятельности Р.К……………………………………………………………………………...13

2.2Основные направления сотрудниче6ства Р.К с другими государствами………………………………………………………………....15

2.3Проблемы и перспективы внешней экономической деятельности Р.К………………………………………………………………………….......22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....28


Введение                                                                        

 

Прошло несколько лет со времени выхода РК  на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. При распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества. И Казахстан, как одна из 15 союзных республик бывшего СССР, исключением не стал, более того, стал одним из инициаторов вхождения в мировое сообщество государств, интегрирования в мировую экономику. 16 декабря 1991 г. Казахстан из независимой республики Союза ССР стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет и международная правосубъектность республики Казахстан, наполненная новым содержанием.

Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.

Договор о создании единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими государствами ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств СНГ.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

1.1Сущность внешней экономической деятельности.

Существует две экономических концепции в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство ( концепция свободной торговли ). Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

Для национальных экономик большая открытость либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.

 

 

Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как деятель-ность субъектов хозяйственной деятельности разных стран, которая основывается на взаимоотношениях между ними и имеет место как на территории страны регистрации субъекта, так и за ее пределами.
Понятия “внешнеэкономические связи” и “внешнеэкономическая деятель-ность” соотносятся между собой как понятия “форма” и “содержание”.
Исторически развитие экономических связей связана со следующими об-стоятельствами:
- Развитие производительных сил способствовало увеличению масштабов производства, улучшению условий транспортировки. Это создало условия для внешнеторгового обмена.
- Развитие крупного машинного производства усилило потребность в сы-рье, продовольственных товарах для крупных промышленных центров.
- Развитие специализированного массового производства потребовало ем-кого рынка, превышающего национальный спрос на производимые товары.
- Внешняя торговля позволила повысить прибыль производителя за счет снижения расходов на сырье, рабочую силу, увеличения объемов производства, использования техники и технологии мирового уровня.
- Конкуренция сводит мировые цены до уровня общественно необходимой интернациональной стоимости товара, которая ниже, чем в менее развитых странах, и выше, чем в развитых странах. Поэтому товар развитой страны продается на мировом рынке по цене более высокой, чем на национальном рынке. Страны с низким уровнем развития также могут иметь выигрыш от внешней торговли: на производство товара, полученного по импорту, на национальном предприятии затраты труда были бы большими, чем его затрачено на производство товара, являющегося эквивалентом при обмене на импортируемый товар и произведенной в национальном производстве.
- Вывоз капитала ведет к расширению внешнеэкономического оборота (по-ставки средств производства на сооружаемые производства за рубежом, вывоз готовой продукции).
Современными предпосылками развития экономических связей мирового хозяйства являются:
- Научно-технический прогресс. Сегодня каждая страна не в состоянии своими силами использовать все достижения научно-технической революции, поэтому важно объединять усилия стран в этом направлении.
- Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни, меж-дународного разделения труда, экономической интеграции, мирового рынка. Эти процессы ведут к формированию элементов мирового интернационального производства, способствуют возникновению и развитию новых структурных звеньев в системе экономических связей мирового хозяйства.
- Функционирование различных форм собственности в странах-партнерах, а также на международном уровне. Эта предпосылка отражает процессы, кото-рые происходят в постсоциалистических странах.
Наряду с объективными материальными предпосылками и экономическими факторами на развитие системы экономических связей мирового хозяйства влияют субъективные политические условия. К ним, прежде всего необходимо отнести определенные ограничения и льготы, которые представляют государства своим партнерам по внешнеэкономической деятельности, экономические санкции, которые устанавливаются отдельными странами либо международными организациями (ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд) к отдельным странам.
Методологическим подходом к изучению сущности и содержания системы внешнеэкономических связей должны стать положения о том, что, во-первых, эти связи образуют систему международных экономических отношений, а, во-вторых, что экономические отношения каждого общества проявляются как интересы. Выявление и уяснение интересов, которые реализуются в международных экономических отношениях, дает возможность выделить различные уровни и группы субъектов внешнеэкономической деятельности, выявить движущие силы развития их связей, проанализировать современное состояние внешнеэкономических связей РФ.
Экономические интересы - это объективные мотивы деятельности людей, которые отражают их отношения по поводу формирования и движения материальных условий производства и реализации его целей. Экономические интересы возникают, развиваются и отмирают. Предметом нашего рассмотрения есть система экономических интересов мирового хозяйства.
В этой системе выделяются две подсистемы - национальных экономических интересов и интернациональных экономических интересов. Между ними существует диалектическая взаимосвязь. Подсистема национальных экономических интересов действует в рамках каждой страны. В обобщенном виде она может рассматриваться как органическая совокупность экономических отношений по поводу формирования и движения национальных условий общественного производства и реализации его целей. Национальные экономические интересы отдельных стран участвуют в формировании интернациональных экономических интересов и испытывают на себе влияние последних.
Интернационализация хозяйственной жизни приводит к формированию системы международных хозяйственных отношений, а соответственно, и ин-тернациональных экономических интересов.
Национальные экономические интересы каждой отдельной страны высту-пают определяющими по отношению к интернациональным. Они обуславли-вают конкретные направления действия системы интернациональных интере-сов. 
Структура подсистемы национальных экономических интересов достаточно сложная. Она включает государственные интересы страны в рамках мирово-го хозяйства; государственные интересы в национальных рамках; интересы в национальных рамках на различных уровнях общественного производства. В последнем случае речь идет об экономических интересах земель, штатов (в федеральных государствах); народностей (например, крымско-татарского на селения); социальных групп (например, интеллигентная); специальностей (например, авиадиспетчеры); территориально-хозяйственных единиц; регионов; отраслей общественного производства (например, угольная промышленность, морской транспорт); объединений, ассоциаций и т. д.; предприятий; отдельных членов общества.
Кроме того, существует и временной горизонт функционирования эконо-мических интересов, которые можно рассматривать как долгосрочные, пер-спективные, текущие и др.
При всем разнообразии указанных выше национальных экономических ин-тересов всем им присущ общий системообразующий признак. Им является субъект общественного производства. Прежде всего это государство, фирма, корпорация, банк, предприятие, а также менеджеры и отдельные работники общественного производства. Экономические интересы, которые возникают между ними выражают, соответственно, интересы общества, коллектива, личности. Они не всегда могут совпадать. 
Подсистема интернациональных экономических интересов отражает эко-номические отношения по поводу формирования и движения тех элементов общественного производства, которые охвачены интернациональными связями. Главными агентами субъектов международных экономических отношений выступают государства мирового содружества. Именно на международном уровне согласовываются стратегические экономически интересы партнеров относительно развития перспективных направлений экономического, научно-технического сотрудничества.
Предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, организации, товарищества как субъекты международных экономических отношений выражают два вида интернациональных экономических интересов: интернациональный эко-номический интерес страны, в которой они функционируют и свои интересы микроуровня в международной сфере.
Субъектами экономических интересов мирового хозяйства выступают и международные хозяйственные организации, объединения, совместные пред-приятия.
Среди субъектов международных экономических интересов мирового хо-зяйства можно выделить и межгосударственные экономические организации (например, Международный валютный фонд). Согласованные в таких организациях экономические интересы партнеров становятся общими. Их интернациональные экономические интересы проявляются и в сотрудничестве со странами, которые не входят в состав этих организаций, и с другими международными экономическими организациями.
К субъектам экономических интересов мирового хозяйства принадлежат также интеграционные объединения государств мирового содружества (на-пример, Европейский Союз, Латиноамериканская экономическая система). В них интернациональный интерес направлен на достижение высшего мирового уровня развития каждой страны-члена.
Уяснение состава субъектов подсистемы интернациональных экономиче-ских интересов дает возможность определить структуру самой подсистемы. Ее составляют экономические интересы отдельных государств при выполнении ими хозяйственных функций на международном уровне; экономические интересы национальных предприятий, объединений, товариществ, организаций, которые выступают участниками взаимных хозяйственных связей между страна-ми-партнерами; экономические интересы международных хозяйственных организаций, объединений, товариществ, совместных предприятий, которые функционируют как на двусторонней, так и на многосторонней основе; экономические интересы отдельных групп государств, которые являются участниками специализированных межгосударственных хозяйственных организаций; экономические интересы государств интеграционного объединения. 

 

 

 

1.2Принцип, цели и особенности прав внешней экономической деятельности.

 

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

Внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД)– совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Внешнеэкономическая политика формируется при наличии сложной системы факторов, к основным из которых можно отнести:

- однородность национальной структуры государства. Переход к новой модели развития вызывал необходимость смены авторитарной формы правления на более демократическую, однако этнически однородные пространства значительно облегчают эту задачу. В более выгодном положении, если речь идет о "большой китайской экономике" остается Китай: условность понятия "коренное население", компактные анклавы мигрантов (США, ЕС), несовпадение государственных границ с этническими;

- отсутствие рыночной экономики, наличие среднего класса, дающие противоположные промежуточные и конечные результаты (Аргентина-Бразилия; Венгрия-Польша, Словения);

- стратегия глобализации экономики (стремление к занятию лидирующего положения в том или ином регионе;

- стратегия сдерживания, обусловленная не желаниями, а реальной оценкой возможностей страны; стратегия изолированного развития). Так, например, переориентация России на Запад оставила ряду азиатских государств незаполненную нишу, поскольку для усиления своего экономического влияния среди них не оказалось претендента на роль лидера;

- определение динамики развития национальной экономики состоянием мирового рынка, сегменты которого ориентированы на высокие технологии. Однако в этом плане многие рынки стран пока не в состоянии впитать суперсовременные технологии, что предопределяет необходимость стратегическим партнерам очертить круг пороговых государств;

Информация о работе Анализ развития внешней экономической деятельности Республики Казахстан