Анализ развития внешней экономической деятельности Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. При распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:…………………………………………………………………...3
І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………..................5
1.1Сущность внешней экономической деятельности…………….................5
1.2Принцип, цели и особенности прав внешней экономической деятельности…………………………………………………………………...8
ІІ. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.К………………………………………………………..13
2.1Особенности развития внешней экономической деятельности Р.К……………………………………………………………………………...13
2.2Основные направления сотрудниче6ства Р.К с другими государствами………………………………………………………………....15
2.3Проблемы и перспективы внешней экономической деятельности Р.К………………………………………………………………………….......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....28

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

- высокая степень монополизированности мирового рынка, особенно ряда его сегментов. Влияние отдельных транснациональных корпораций (ТНК) настолько существенно, что превосходит мощь и влияние национальных правительств, а создающиеся финансово-промышленные группы (ФПГ) превращаются в самостоятельный субъект международных отношений. Зачастую возникают две полярные системы, вакуум между которыми заполняют региональные сообщества и ТНК;

- незначительность масштабов отечественных монополий в отдельных сегментах рынка по сравнению с монополизацией ТНК на мировых рынках;

- активизация региональных движений, когда местные интересы становятся выше общегосударственных (ЕС, Балтия, Казахстан);

- нахождение мирового пространства в условиях становления нового (третьего) международного порядка;

- меняющаяся система международной торговли сужает возможность развивающихся стран в проведении интервенционистской экономической политики. Развивающимся странам приходится прикладывать все больше адаптационных усилий к внешним воздействиям техногенной цивилизации. При этом велика возможность не всегда иметь эффект модернизирующегося фактора. Многие из развивающихся стран, вливаясь в поток мирового развития, создают принципиально новую социально-экономическую и правовую систему. Так, сегодняшняя Япония -это не пример использования своей национальной специфики, а новый феномен мировой общественной эволюции, что свидетельствует о качественно новой содержательности процесса вхождения развивающихся государств в рыночное пространство;

- местонахождение того или иного государства, которое, в силу качественности своих характеристик, может служить фактором, повышающим преимущества одной страны по отношению к другим (интенсивность использования сухопутного, морского и воздушного пространства);

- благоприятные природно-климатические условия, масштабы территории;

- превращение мира из биполярного в единый, снятие угроз ядерной войны, которые позволили бы всем государственным образованиям сосредоточить усилия на экономических проблемах и активизации процесса развития взаимных отношений.

Вышеназванные многочисленные факторы, формирующие внешнеэкономическую политику страны, можно объединить в несколько групп, такие, как национальные, экономические, политические, региональные. Между тем следует отметить, что глубокая разница (масштабность, приоритетность, соотношение отдельных компонентов) заложена в них самих и определяет внешнеэкономическую политику развивающихся государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.К

 

 

2.1Особенности развития внешней экономической деятельности Р.К

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - важный фактор экономического и социального развития республики. Значение ВЭД трудно переоценить, так как она является надежным источником пополнения доходной части бюджета. Доля экспорта - превысила 2/3 стоимостных объемов производимой в РК промышленной продукции.

Планируется расширение структуры экспорта - увеличение доли продукции высокой степени переработки. Для этого необходимо решить проблемы повышения конкурентоспособности продукции, продвижения ее, прежде всего, на межрегиональные рынки.

Развитие ряда направлений в экономике республике планируется развить за счет привлекаемых иностранных инвестиций. Для этого повышается инвестиционная привлекательность региона посредством участия в международных и межрегиональных проектах и программах (TACIS, Баренц-Регион, ассоциация "Северо-Запад" и т.д.), повышения комфортности институционально-правового поля.

Внешнеэкономическая деятельность РК в предстоящий период будет направлена на обеспечение:

        наилучших условий доступа российских товаров, услуг на мировые рынки;

        эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

        доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Карелии отсутствует или ограничено);

        повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

        поддержки участия карельских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплексного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

        активизацию работы по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

        активного содействия продвижению карельских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддержки участия российского бизнеса в перспективных международных проектах;

        благоприятных внешних платежных позиций;

        обеспечения безопасности республики, а также прав и безопасности потребителей;

        соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

На период до 2006 г. в сфере ВЭД предусматривается решение следующих задач:

        всемерное содействие развитию внешней торговли;

        совершенствование технологии переработки;

        сокращение количества лесоэкспортеров, координация их деятельности, создание системы информации;

        создание условий для заинтересованности предприятий в углубленной переработке сырья;

        содействие развитию эффективного Союза лесоэкспортеров;

        развитие системы учета и экспертизы экспортно-торговых контрактов;

        совершенствование маркетинговой практики;

        сокращение объема импорта услуг на территории республики в сфере заготовки и вывозки древесины;

        улучшение координационной деятельности с федеральными контрольными службами;

        повышение качества экспортных контрактов, соблюдение технических условий поставки товаров;

        расширение ассортимента и качества экспортных поставок, повышение их конкурентоспособности на зарубежных рынках;

        развитие и техническое перевооружение предприятий - экспортеров, стратегически важных для республики;

        содействие экспортерам в освоении новых рынков сбыта карельской продукции;

        выработка экономических и другого рода стимулов, располагающих к реинвестированию прибыли, поступающей от экспорта продукции в развитие производства.

В связи с этим предполагается:

        внесение предложений в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации о сохранении действовавшего до 1 января 2000 г. порядка проведения экспертизы обоснованности недопоступления или несвоевременного поступления валютной выручки от экспорта товаров Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и уполномоченными им органами в регионах;

        создание условий для повышения имиджа Республики Карелия;

        подготовка предложений по отмене экспортных таможенных пошлин на лесопродукцию.

В качестве приоритетных проектов, способствующих реализации данных принципов и задач, выступают следующие:

        реализация международных программ технического содействия, направленных на экономическое развитие РК;

        реализация региональной программы внешнеэкономической деятельности РК до 2006 г.;

        оказание помощи в сертификации экспортируемой продукции на основе международной системы ISO 9000 и 9001;

        разработка и реализация республиканской целевой программы "Развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах государственной власти".

Точечную поддержку структурных изменений карельского экспорта планируется сконцентрировать на тех секторах экономики, которые обладают реальной или потенциальной конкурентоспособностью. Такая поддержка должна осуществляться в формах, которые исключают возможность легального применения протекционистских инструментов со стороны торговых партнеров.

 

2.2Основные направления сотрудниче6ства Р.К с другими государствами.

 

Развитие отношений с государствами СНГ, в том числе многостороннее интеграционное взаимодействие с ними, - главный приоритет внешнеполитического курса Казахстана. Об этом неоднократно говорилось в публичных выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Это важнейший компонент практической политики законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В основе казахстанского подхода к многостороннему сотрудничеству в рамках СНГ лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции.

При этом Казахстан неизменно выступает за то, чтобы деятельность субрегиональных объединений на пространстве Содружества носила открытый характер, а их цели и практическая деятельность лежали в общем русле развития СНГ.

Содружество Независимых Государств - это единственная организация, усилиями которой объединяется постсоветское пространство.

Для Содружества характерно выборочное участие государств в тех или иных сферах многостороннего взаимодействия, которое осуществляется, таким образом, в формате заинтересованных сторон. Решения органов СНГ имеют силу лишь для тех государств, которые участвовали в их принятии.

Развитая система уставных органов СНГ включает Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Межпарламентскую Ассамблею, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками и др. Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ.

В соответствии с утвержденной СГГ СНГ в июне 2000 г. Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года приоритетным в формате “двенадцати” является экономическое сотрудничество.

В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.

Необходимо учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.

Однако процесс экономической интеграции стран СНГ имеет сложный и противоречивый характер. В числе факторов, оказывающих на него непосредственное влияние, являются разный уровень экономического развития государств, нестыковка отдельных политических и экономических интересов государств.

В последнее время на передний план в деятельности СНГ выдвинулись вопросы противодействия новым вызовам и угрозам безопасности, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Сотрудничество в этом направлении с учетом реального развития событий, на сегодня наиболее востребовано. Здесь создана солидная договорно-правовая база взаимодействия. Например, осуществляется программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Подписано решение о реализации международной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 год.

Созданы новые оргструктуры и механизмы взаимодействия, это, прежде всего, Антитеррористический центр СНГ, функционирующий в Москве на базе ФСБ России с 2000 года. Он работает с использованием возможностей спецподразделений и объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств СНГ.

Информация о работе Анализ развития внешней экономической деятельности Республики Казахстан