Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение понятие рыночного предложения и анализ факторов, воздействующих на его величину в период кризиса.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
- изучение понятия предложения;
- рассмотрение факторов, оказывающих влияние на величину предложения;
- изучение антикризисных мер по стабилизации предложения в период кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК
РЫНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………...5
1.1 Понятие и закон рыночного предложения………………………………….5
1.2 Кривая предложения и факторы, влияющие на ее положение……………7
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………12
2.1 Индивидуальное и рыночное предложение……………………………….12
2.2 Предложение и равновесие в трех периодах……………………………...15
3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Работа состоит из  1 файл

Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     Графическое изображение действия закона предложения есть кривая предложения S (от английского  supply- предложение) [5, c.190]. 

     Рис.1. Кривая предложения 

     Полученная  линия называется кривой предложения. Имеет обычно положительный наклон и выпукла в сторону объема (линия спроса, как правило, выпукла к началу координат). Как частный случай может использоваться линейный характер функций спроса и предложения (прямые линии).

     Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из A  в B связано с изменением величины предложения.

     Величина  предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S1  вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.

     Кривая  предложения строится при соблюдении ряда условий.

     -издержки  производства известны, если они  уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше — по текущим ценам;

     - цены на товары-заменители установлены;

     Кривая  предложения любого товара основывается на издержках производства. Они зависят  от цены на ресурсы, технологии производства, величины налогов, цен на другие товары, числа продавцов на рынке. Изменение любого из компонентов издержек приведет к смещению предложения продукта либо вправо, либо влево.

     Обратимся к неценовым факторам, влияющим на объем предложения. К ним относятся (рис. 2):

     - цены на исходные ресурсы;

     - технологические возможности производителя;

     - цены на другие товары;

     - налоги и дотации;

     - число продавцов на рынке;

     - ожидания производителей.  

 

     Рис.2 Факторы, воздействующие на предложение

     Цены  на ресурсы. Повышение цен на ресурсы  увеличит издержки производства и сократит предложение. В нашей экономике  непрерывное повышение цен на энергоносители затронуло все отрасли  хозяйства и сделало производство многих видов продукции невыгодным. Высокие цены на готовую продукцию резко уменьшили спрос на нее, в результате чего производство продолжает сокращаться. Снижение ресурсных цен снижает издержки производства и увеличивает предложение [7, c.123].

     Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие и внедрение новых  знаний позволяет производить продукцию  с меньшей затратой ресурсов. При  данных ценах на них снижаются  издержки производства и увеличивается  предложение.

     Цены  на другие товары. Изменение цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Снижение цены на один товар может побудить производителя производить и предлагать к продаже больше другого товара по каждой из возможных цен.

     Налоги. Предприятия рассматривают налоги как издержки производства. Поэтому  увеличение налогов на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает тем самым правила поведения экономических агентов. Налоговая политика должна разрабатываться не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров.

     Число продавцов. При данном объеме производства каждого предприятия чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо.

     Ожидания. Ожидания изменений цен продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время: попридержать его или выбросить как можно больше. Это известно каждому нашему человеку.

 

    2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ  РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

     2.1 Индивидуальное и  рыночное предложение 

     До  сих пор мы рассматривали предложение  в основном с позиции отдельного покупателя (потребителя) и отдельного продавца (производителя). Однако для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей.

     Индивидуальные  запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос, а из предложений отдельных продавцов (производителей) складывается рыночное предложение [5, c.189].

     Функция спроса и предложения определяет общее направление их изменения  в зависимости от цены на товар, но индивидуальные различия в характере  и форме этого изменения могут быть весьма существенными (рис. 3).

     Рис.3 Кривая спроса 

     Чем более полого выглядит кривая спроса, тем сильнее зависимость объема спроса от изменения цены. В случае, если кривая спроса занимает горизонтальное положение (d4), эта зависимость становится бесконечно большой. В другом крайнем случае, когда линия спроса становится абсолютно вертикальной (d3), эта зависимость падает до нуля.

     Индивидуальные  различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях  дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т. д. Индивидуальный спрос - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое  тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлен путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен. Эта задача может быть решена как табличным способом, так и путем графического суммирования.

     Таблица 2

     Переход индивидуального спроса в рыночный

Цена (P)

(в руб.)

Объем индивидуального спроса Объем рыночного спроса (шт.)
Qd1 Qd2 Qd3
0 20 30 30 80
5 10 10 20 40
10 5 2 15 22
15 0 0 5 5
20 0 0 0 0
 

     Этот  же результат можно получить графическим  способом. Hа графике линия рыночного  спроса получается как горизонтальная сумма объемов индивидуального  спроса при каждом уровне цены. Чем  больше покупателей на рынке данного  товара, тем более пологий вид принимает линия рыночного спроса. В случае, когда потребителей миллионы, линия рыночного спроса становится практически горизонтальной [2, c.119].

     Аналогичные рассуждения могут быть приведены  и в отношении индивидуального  и рыночного предложения. Как и в случае со спросом, предложение разных производителей (продавцов) может измениться с разной степенью интенсивности при изменении цены (рис. 4).

     Чем сильнее изменяется предложение  в ответ на равное изменение цены, тем более полого выглядит на графике линия индивидуального предложения. При горизонтальном ее расположении зависимость изменения объема от изменения цены стремится к бесконечности. Hаоборот, вертикальный вид линии предложения говорит о «нечувствительности» функции предложения к любым изменениям цены.

 
 

     Рис. 4 Изменение предложения

     Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).

     Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному  спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и графического. Приведем пример графического решения. Пусть на рынке имеются только две фирмы производителя A и B. Зависимость их индивидуального предложения от цены представлена на двух первых графиках (рис. 5).

     Рис. 5 Зависимость индивидуального предложения  от цены

     Hетрудно  заметить, что, как и в случае  с рыночным спросом, наклон  кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения. 
 

     2.2 Предложение и  равновесие в трех  периодах 

     Условия функционирования рынков, как уже  отмечалось, непрерывно меняются. Более  оперативно реагирует на воздействие разнообразных факторов спрос. Приспособление же предложения (производства) к изменившимся условиям происходит более медленно. Рассматривая последствия сдвига кривой спроса для рыночного равновесия, надо обязательно учитывать фактор времени.

     Метод, с помощью которого будет рассмотрен процесс приспособления производства к меняющимся рыночным условиям, получил название «сравнительной статики».

     Мы  будем сравнивать различные равновесные  состояния рынка, в которые он «приходит» в разное время, не обращая  особого внимания на сам процесс перехода от одного такого состояния к другому.

     В зависимости от продолжительности  периода наблюдения за состоянием рынка  различают мгновенный, короткий и  длительный периоды.

     Исходным  толчком для прихода экономической  системы в движение является сравнительно быстрое увеличение объема спроса под влиянием каких-то внешних факторов (изменение вкусов, моды, доходов) [6, c.176].

     В мгновенном периоде все факторы, определяющие объем предложения, могут  рассматриваться как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (Si) принимает на графике вертикальное положение (рис. 6). Единственная возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит заключается в росте цены с Pe до Pe1. 

     Рис. 6. Предложение в мгновенном периоде 

     В коротком периоде невозможно ввести новые мощности по производству данного товара, но можно на имеющихся мощностях организовать многосменную работу, для чего надо нанять дополнительных работников и закупить необходимое сырье и материалы. Таким образом, в коротком периоде одни факторы продолжают рассматриваться как постоянные, в то время как другие становятся переменными величинами. В результате принятых мер производители смогут несколько увеличить выпуск своей продукции (до Qe2). Линия предложения займет положение SS. Равновесная цена при этом несколько понизится (с Pe1 до Pe2), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня Pe [11, c.187].

     В длительном периоде, если спрос на товар  остается стабильно высоким, у производителей появляется возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий, перелива капитала из других отраслей. В данном случае все факторы, определяющие объем предложения, можно рассматривать как переменные. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид.

     Hовое  равновесное состояние будет  достигнуто в точке E3. При этом  объем выпуска значительно возрастет  (до Qe3), а равновесная цена еще  более понизится (до Pe3), хотя, скорее  всего, не достигнет исходного  уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска.

     Таким образом, в коротком и особенно длительном периодах на уровень цены оказывает  влияние не только величина спроса, но и уровень затрат.

Информация о работе Анализ факторов рыночного предложения в период кризиса