Аграрная реформа в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Вопрос о земле можно отнести к риторическим вопросам человеческой жизни. Земельный вопрос волновал многих во все времена истории русского Отечества. И ХХ век не стал исключением.
Начало ХХ века для Российской Империи ознаменовало собой время социальных и политических катастроф и потрясений. Перед государством стояли серьезнейшие проблемы и задачи: необходимость экономических, политических и социальных реформ. Одной из очевидных реформ, требуемых временем, была сельскохозяйственная, или аграрная.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава I: Реформа 1861 года………………………………………….5
1.1 Экономические и социальные предпосылки падения крепостного права……………………………………………………5
1.2 Основные положения реформы 1861 года………………………7
1.3 Значение реформы ………………………………………………..10
Глава 2. Петр Аркадьевич Столыпин……………………………….14
2.1 Биография П. А. Столыпина……………………………………..14
2.2 Отношение крестьян к П. А. Столыпину………………………..16
2.3 Петр Аркадьевич Столыпин о реформе…………………………17
2.4 Предпосылки реформ……………………………………………..18
Глава 3. Содержание реформы……………………………………….20
3.1 Замысел земельной реформы и ее идея………………………….20
3.2 Указ 9 ноября и II Государственная дума……………………….21
3.3 III Государственная дума (“столыпинская”)…………………….23
Глава 4. Основные направления столыпинской аграрной политики..25
4.1 Разрушение общины и развитие частной собственности………25
4.2 Деятельность крестьянского банка……………………………….33
4.3 Кооперативное движение…………………………………………36
4.4 Переселение крестьян в Сибирь………………………………….37
4.5 Агрокультурные мероприятия……………………………………39
Глава 5. Итоги и последствия столыпинской аграрной реформы….40
5.1 Результаты реформы………………………………………………40
5.2 Причины краха аграрной реформы……………………………..44
Заключение………………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

гот курс.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

 Однако есть свидетельства  тому, что иногда противостояние  крестьян сильному давлению чиновников  приводило к кровавым столкновениям.

 

4.2 Деятельность крестьянского  банка

 

 Противники столыпинской земельной реформы говорили, что она проводится по принципу: “Богатым прибавится, у бедных отнимется”. По замыслу сторонников реформы крестьяне-собственники должны были увеличивать свои наделы не только за счет сельской бедноты. В этом им помогал Крестьянский поземельный банк, скупавший земли у помещиков и мелкими участками продававший их крестьянам.

В 1906 - 1907 гг. указами царя некоторая часть государственных  и удельных земель была передана Крестьянскому  банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной  тесноты. Но на деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими  таким образом дополнительные возможности  для расширения хозяйства, так как  купить землю даже через банк, с  выплатой в рассрочку, могли себе позволить только зажиточные крестьяне.

 Многие дворяне, обедневшие  или обеспокоенные крестьянскими  беспорядками, охотно продавали  свои земли. Вдохновитель реформы  Петр Столыпин, чтобы подать пример, сам продал одно из своих  имений. Таким образом, банк выступал  посредником между продавцами  земли - дворянами и ее покупателями - крестьянами. 

 С размахом проводилась  Банком покупка земель с последующей  перепродажей их крестьянам на  льготных условиях, посреднические  операции по увеличению крестьянского  землепользования. Он увеличил кредит  крестьянам и значительно удешевил  его, причем Банк платил больший  процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне.  Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

 Банк активно воздействовал  на формы землевладения: для  крестьян, приобретавших землю в  единоличную собственность, платежи  снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей  земли составляли крестьянские  коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей  были единоличными крестьянами. 

 Масштаб операций Крестьянского  поземельного банка в 1905-1907 гг. по закупке земли возрос почти  в три раза. Многие помещики  спешили расстаться со своими  имениями. В 1905-1907 гг. банк скупил  свыше 2,7 млн. десятин земли.  В его распоряжение перешли  государственные и удельные земли.  Между тем крестьяне, рассчитывая  на ликвидацию помещичьего землевладения  в ближайшем будущем, не очень  охотно делали покупки. С ноября 1905 г. по начало мая 1907 г.  банк продал всего около 170 тыс. десятин. В его руках  оказалось очень много земли,  к хозяйственному управлению  которой он не был приспособлен, и мало денег. Для поддержки  его правительство использовало  даже накопления пенсионных касс.

 Деятельность Крестьянского  банка вызывала растущее раздражение  среди помещиков. Это проявилось  в резких выпадах против него  на III съезде уполномоченных дворянских  обществ в марте-апреле 1907 г. Делегаты  были недовольны тем, что банк  продает землю только крестьянам (некоторые помещики были не  прочь воспользоваться его услугами  как покупатели). Их беспокоило  также то, что банк не совсем  еще отказался от продаж земли  сельским обществам (хотя он  старался продавать землю в  основном отдельным крестьянам  цельными участками). Общее настроение  дворянских депутатов выразил  А.Д. Кашкаров: "Я полагаю, что Крестьянский банк не должен заниматься разрешением так называемого аграрного вопроса... аграрный вопрос должен быть прекращен силой власти".

 В это же время  крестьяне весьма неохотно выходили  из общины и укрепляли свои  наделы. Ходил слух, будто тем,  кто выйдет из общины, не будет прирезки земли от помещиков. Только после окончания революции аграрная реформа пошла быстрее. Прежде всего правительство предприняло энергичные действия по ликвидации земельных запасов Крестьянского банка. 13 июня 1907 г. этот вопрос разбирался в Совете министров, было решено образовать на местах временные отделения Совета банка, передав им ряд важных полномочий.

 Отчасти в результате  принятых мер, а также вследствие  изменения общей обстановки в  стране дела у Крестьянского  банка пошли лучше. Всего за 1907-1915 гг. из фонда банка было  продано 3909 тыс. десятин, разделенных  примерно на 280 тыс. хуторских  и отрубных участков. До 1911 г. объем  продаж ежегодно возрастал, а  затем начал снижаться.

 Это объяснялось, во-первых, тем, что в ходе реализации  указа 9 ноября 1906 г. на рынок  было выкинуто большое количество  дешевой надельной "крестьянской" земли, а во-вторых, тем, что  с окончанием революции помещики  резко сократили продажу своих  земель. Оказалось, что подавление  революции в конце концов не пошло на пользу созданию хуторов и отрубов на банковских землях.

 Ступив на банковскую  землю, крестьянин как бы восстанавливал  для себя те изнурительные  и бесконечные выкупные платежи,  которые под давлением революции  правительство отменило с 1 января 1907 г. Вскоре появились недоимки  по банковским выплатам. Как и  прежде, власти вынуждены были  прибегать к рассрочкам и пересрочкам. Но появилось и нечто такое, чего крестьянин раньше не знал: продажа с молотка всего хозяйства. С 1908 по 1914 г. таким путем было продано 11,4 тыс. участков. Это, по-видимому, было прежде всего мерой устрашения. И основная часть бедноты, надо думать, осталась на своих хуторах и отрубах.

 Впрочем, это не  исключает того, что на банковских  землях появились и достаточно  крепкие фермерские хозяйства.  С этой точки зрения землеустройство на банковских землях было перспективнее, чем на надельных.

4.3 Кооперативное движение

 

 Ссуды крестьянского  банка не могли полностью удовлетворить  спрос крестьян на денежный  товар. Поэтому значительное распространение  получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении  два этапа. На первом этапе  преобладали административные формы  регулирования отношений мелкого  кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 г. количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Динамика сельских институтов

Год 

Количество кредитных  хозяйств 

В них членов

Вкладов, млн. руб.

1900

783 

300000

28

1905

1680

329000

58

1910

6696

3440000

199

1913

13015

8216332

516

1914

14536

9475412 

574


 

 Кредитные отношения  дали сильный импульс развитию  производственных, потребительских  и сбытовых кооперативов. Крестьяне  на кооперативных началах создавали  молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

 

4.4 Переселение крестьян  в Сибирь

 

 Правительство Столыпина  провело и серию новых законов  о переселении крестьян на  окраины. Возможности широкого  развития переселения были заложены  уже в законе 6 июня 1904 года. Этот  закон вводил свободу переселения  без льгот, а правительству  давалось право принимать решения  об открытии свободного льготного  переселения из отдельных местностей  империи, "выселение из которых  признавалось особо желательным".

 Массовое переселение  крестьян на восточные окраины  страны было одним из важнейших  направлений реформы. Тем самым  уменьшалась “земельная теснота”  в европейской части России, “выпускался  пар” недовольства.13

 Впервые закон о  льготном переселении был применен  в 1905 году: правительство "открыло"  переселение из Полтавской и  Харьковской губерний, где крестьянское  движение было особенно широким.

 По указу 10 марта  1906 года право переселения крестьян  было предоставлено всем желающим  без ограничений. Правительство  ассигновало немалые средства  на расходы по устройству переселенцев  на новых местах, на их медицинское  обслуживание и общественные  нужды, на прокладку дорог.  В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек.

 За 11 лет реформы на  свободные земли Сибири и Средней  Азии переселилось свыше 3 млн.  человек. В 1908 году число переселенцев  было наибольшим за все годы  реформы и составило 665 тыс.  человек.

Однако масштабы данного  мероприятия обусловили и трудности  в его осуществлении. Волна переселенцев стремительно пошла на убыль. Не всем оказалось под силу освоение новых земель. Назад, в Европейскую Россию, двинулся обратный поток переселенцев. Возвращались полностью разоренные бедняки, не сумевшие прижиться на новом месте. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. Всего таким образом вернулось около 550 тыс. человек.

Динамика переселения  крестьян

Год

Число переселенцев и ходоков  обоего пола

Число переселенцев без ходоков

Возвратилось обратно

% оборотных переселенцев

1901

120249

-

-

-

1903

114836

-

-

1905

46732

38750

3795

9.8

1907

572279

427339

27195

6.4

1909

707463

619320

82287

13.3

1910

352950

316163

114893

36.3

1911

226062

189791

117308

64.3

1912

259585

201027

57319

28.5

1913

327430

234877

42956

18.3

1914

336409

241874

27594

11.4

1915

28185

-

-

-


 

 За период переселенческой  компании был осуществлен громадный  скачок в экономическом и социальном  развитии Сибири. Население данного  региона за годы колонизации  увеличилось на 153%. Если до переселения  в Сибирь происходило сокращение  посевных площадей, то за 1906-1913 годы  они были расширены на 80%, в  то время как в европейской  части России на 6,2%. По темпам  развития животноводства Сибирь  также обгоняла европейскую часть  России.

4.5 Агрокультурные мероприятия

 

 Одним из главных  препятствий на пути экономического  прогресса деревни являлась низкая  культура земледелия и неграмотность  подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему  обычаю. В годы реформы крестьянам  оказывалась широкомасштабная агроэкономическая  помощь. Специально создавались  агропромышленные службы для  крестьян, которые организовывали  учебные курсы по скотоводству  и молочному производству, демократизации  и внедрению прогрессивных форм  сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и  прогрессу системы внешкольного  сельскохозяйственного образования.  Если в 1905 году число слушателей  на сельскохозяйственных курсах  составило 2 тысячи человек, то  в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных  чтениях - соответственно 31,6 тысяч  и 1046 тысяч человек.

 В настоящее время  сложилось мнение, что аграрные  реформы Столыпина привели к  концентрации земельного фонда  в руках немногочисленной богатой  прослойки в результате обезземеливания  основной массы крестьян. Действительность  показывает обратное - увеличение  удельного веса "средних слоев"  в крестьянском землепользовании. В период реформы крестьяне  активно покупали землю и увеличивали  свой земельный фонд ежегодно  на 2 млн. десятин. Также крестьянское  землепользование существенно увеличивалось  за счет аренды помещичьих  и казенных земель.

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Итоги и последствия  столыпинской аграрной реформы

5.1 Результаты реформы

 

 Результаты реформы  характеризуются быстрым ростом  аграрного производства, увеличением  емкости внутреннего рынка, возрастанием  экспорта сельскохозяйственной  продукции, причем торговый баланс  России приобретал все более  активный характер. В результате  удалось не только вывести  сельское хозяйство из кризиса,  но и превратить его в доминанту  экономического развития России. Валовой доход всего сельского  хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного хозяйства  благодаря увеличению стоимости,  созданной в сельском хозяйстве,  возрос в сопоставимых ценах  с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Информация о работе Аграрная реформа в России: проблемы и перспективы