Аграрная реформа в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Вопрос о земле можно отнести к риторическим вопросам человеческой жизни. Земельный вопрос волновал многих во все времена истории русского Отечества. И ХХ век не стал исключением.
Начало ХХ века для Российской Империи ознаменовало собой время социальных и политических катастроф и потрясений. Перед государством стояли серьезнейшие проблемы и задачи: необходимость экономических, политических и социальных реформ. Одной из очевидных реформ, требуемых временем, была сельскохозяйственная, или аграрная.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава I: Реформа 1861 года………………………………………….5
1.1 Экономические и социальные предпосылки падения крепостного права……………………………………………………5
1.2 Основные положения реформы 1861 года………………………7
1.3 Значение реформы ………………………………………………..10
Глава 2. Петр Аркадьевич Столыпин……………………………….14
2.1 Биография П. А. Столыпина……………………………………..14
2.2 Отношение крестьян к П. А. Столыпину………………………..16
2.3 Петр Аркадьевич Столыпин о реформе…………………………17
2.4 Предпосылки реформ……………………………………………..18
Глава 3. Содержание реформы……………………………………….20
3.1 Замысел земельной реформы и ее идея………………………….20
3.2 Указ 9 ноября и II Государственная дума……………………….21
3.3 III Государственная дума (“столыпинская”)…………………….23
Глава 4. Основные направления столыпинской аграрной политики..25
4.1 Разрушение общины и развитие частной собственности………25
4.2 Деятельность крестьянского банка……………………………….33
4.3 Кооперативное движение…………………………………………36
4.4 Переселение крестьян в Сибирь………………………………….37
4.5 Агрокультурные мероприятия……………………………………39
Глава 5. Итоги и последствия столыпинской аграрной реформы….40
5.1 Результаты реформы………………………………………………40
5.2 Причины краха аграрной реформы……………………………..44
Заключение………………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

гот курс.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

 Внутренний покой подразумевал  подавление революции, внешний  - отсутствие войн. “Пока я у  власти, - говорил Столыпин, - я сделаю  все, что в силах человеческих, чтобы не допустить Россию  до войны. Не можем мы меряться  с внешним врагом, пока не уничтожены  злейшие внутренние враги величия  России - социал-революционеры”. Столыпин  предотвратил войну после того, как в 1908 году Австро-Венгрия  захватила Боснию. Убедив царя  не проводить мобилизацию, он  с удовлетворением отметил: “Сегодня  мне удалось спасти Россию  от гибели”.4

 Стержнем его политики, делом всей его жизни стала  земельная реформа. Эта реформа  должна была создать в России  класс мелких собственников - новую “прочную опору порядка”, опору государства. Тогда России  были бы “не страшны все  революции”. Свою речь о земельной  реформе 10 мая 1907 года Столыпин завершил знаменитыми словами: “Им (противникам государственности) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!”.

 “Природа вложила  в человека некоторые врожденные  инстинкты... и одно из самых  сильных чувств этого порядка  - чувство собственности”. - Писал  Петр Аркадьевич в письме Л.Н.Толстому  в 1907 году. - “Нельзя любить чужое  наравне со своим и нельзя  обхаживать, улучшать землю, находящуюся  во временном пользовании, наравне  со своей землею. Искусственное  в этом отношении оскопление  нашего крестьянина, уничтожение  в нем врожденного чувства  собственности ведет ко многому  дурному и, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из  рабств...”5 П.Столыпин подчеркнул, что не видит смысла “сгонять  с земли более развитой элемент  землевладельцев”. Наоборот, надо крестьян  превратить в настоящих собственников.

 

2.4 Предпосылки реформ

 

 До революции 1905-1907 годов в русской деревне уживались  две различные формы владения  землей: с одной стороны, частная  собственность помещиков, с другой - общинная собственность крестьян. При этом у дворянства и  крестьян сложились два противоположных  взгляда на землю, два устойчивых  мировоззрения.

 Помещики считали,  что земля - такая же собственность,  как и любая другая. Они не  видели никакого греха в том,  чтобы ее продавать и покупать. Крестьяне думали иначе. Они  твердо верили, что земля “ничья”,  Божья, а право пользоваться  ею дает только труд. Этому  вековому представлению отвечала  сельская община. Вся земля в  ней делилась между семьями  “по числу едоков”. Если численность  семьи сокращалась, уменьшался  и ее земельный надел.

 До 1905 года государство  поддерживало общину. С нее было  гораздо проще взимать различные  повинности, чем с множества отдельных  крестьянских хозяйств. С.Витте замечал  по этому поводу: “Легче пасти  стадо, нежели каждого члена  стада в отдельности”. Община  считалась самой надежной опорой  самодержавия в деревне, одним  из “китов”, на которых держался  государственный строй.

 Но напряжение между  общиной и частной собственностью  постепенно нарастало, население  увеличивалось, участки крестьян  становились все меньше и меньше. Этот жгучий недостаток земли  называли малоземельем. Невольно  взгляды крестьян обращались  на дворянские имения, где земли  было много. К тому же эту  собственность крестьяне считали  изначально несправедливой, незаконной. “Надо помещичью землю отобрать  и присоединить к общинной!” - убежденно повторяли они.

 В 1905 году эти противоречия  вылились в настоящую “войну  за землю”. Крестьяне “всем миром”, то есть всей общиной, шли  громить дворянские усадьбы. Власти  подавляли волнения, посылая в  места беспорядков военные экспедиции, производя массовые порки и  аресты. Из “исконного устоя самодержавия”  община неожиданно превратилась  в “очаг бунта”. Прежнему мирному  соседству общины и помещиков  пришел конец. 

В разработке реформ, и в  последующем контроле за их реализацией отчетливо ощущался реализм или, если угодно, прагматизм. Столыпин прекрасно понимал, что для успеха реформ требуется тщательная подготовка, как материальных условий, так и психологического состояния общества.6

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Содержание реформы

3.1 Замысел земельной реформы  и ее идея

 

 В ходе крестьянских  волнений 1905 года стало ясно, что  сохранять прежнее положение  в деревне невозможно. Общинная  и частная собственность на  землю не могли дальше уживаться  рядом.

 В конце 1905 года  власти всерьез рассматривали  возможность пойти навстречу  крестьянским требованиям. Генерал  Дмитрий Трепов говорил тогда: “Я сам помещик и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только при этом условии я сохраню за собою вторую половину”. Но в начале 1906 года произошел перелом в настроениях. Оправившись от потрясения, правительство избрало противоположный путь.

 Возникла идея: что  если не уступать общине, а  наоборот, объявить ей беспощадную  войну? Речь шла о том, чтобы  частная собственность перешла  в решительное наступление против общинной. Особенно быстро, за несколько месяцев, эта идея завоевала поддержку дворянства. Многие землевладельцы, прежде горячо поддерживавшие общину, теперь оказались ее непримиримыми противниками. “Община является зверем, с этим зверем надо бороться”, - категорически заявлял известный дворянин, монархист Н.Марков. Главным выразителем настроений, направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин. Он призывал “дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от кабалы отжившего общинного строя”. В этом и заключалась главная идея реформы, которую называли столыпинской.

 Предполагалось, что зажиточные  крестьяне превратятся из общинников  в “маленьких помещиков”. Тем  самым община будет взорвана  изнутри, разрушена. Борьба между  общиной и частной собственностью  завершится победой последней.  В стране возникает новый слой  крепких собственников - “прочная  опора порядка”.

 Концепция Столыпина  предлагала путь развития смешанной,  многоукладной экономики, где  государственные формы хозяйства  должны были конкурировать с  коллективными и частными. Составные  элементы его программ - переход  к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого  сельскохозяйственного образования,  организации дешевого кредита  для крестьян, образования земледельческой  партии, которые реально представляла  интересы мелкого землевладения.

 Столыпин выдвигает  либеральную доктрину управления  сельской общиной, устранения  чересполосицы, развития частной  собственности на селе и достижения  на этой основе экономического  роста. По мере прогресса крестьянского  хозяйства фермерского типа, ориентированного  на рынок, в ходе развития  отношений купли-продажи земли  должно произойти естественное  сокращение помещичьего фонда  земли. Будущий аграрный строй  России представлялся премьеру  в виде системы мелких и  средних фермерских хозяйств, объединенных  местными самоуправляемыми и  немногочисленными по размерам  дворянскими усадьбами. На данной  основе должна была произойти  интеграция двух культур - дворянской  и крестьянской.

Столыпин делает ставку на «крепких и сильных» крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и  землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, «необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает».7

 

3.2 Указ 9 ноября и II Государственная  дума

 

 О начале земельной  реформы возвестил правительственный  указ от 9 ноября 1906 года, принятый  в чрезвычайном порядке, минуя  Государственную думу. Согласно  этому указу крестьяне получали  право выйти из общины со  своей землей. Они могли также  продать ее. Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом “заложено основание нового крестьянского строя”.

 В феврале 1907 года  была созвана II Государственная  дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в  центре внимания. Отличие состояло  в том, что теперь “дворянская  сторона” не только защищалась, но и наступала. Первый депутат  князь Д.Святополк-Мирский заметил,  что дворянские хозяйства во  много раз культурнее крестьянских. “Сохраните и поддержите частных  владельцев, - призывал он. - Наша  серая, темная крестьянская масса  без помещиков - это стадо без  пастыря”. На это едко возразил  крестьянин-монархист Ф.Петроченко: “Здесь кто-то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли... Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и неприлично возиться с землей”. Ф.Петроченко заключил с эпической простотой: “Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать...”.8

 Большинство депутатов  во II Думе еще более твердо, чем  в I Думе, выступали за передачу  крестьянам части дворянских  земель. П.Столыпин решительно отверг  подобные проекты: “Не напоминает  ли это историю тришкина кафтана: “обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?” Разумеется, II Дума не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя - вышедшим не достанется помещичьей земли.

 В марте 1907 года  император Николай II в письме  к матери замечал: “Все было  бы хорошо, если бы то, что творится  в Думе, оставалось в ее стенах. Дело в том, что всякое слово,  сказанное там, появляется на  другой день во всех газетах,  которые народ с жадностью  читает. Во многих местах уже  опять заговорили о земле и  ждут, что скажет Дума по этому  вопросу... Нужно дать ей договориться  до глупости или до гадости  и тогда - хлопнуть”.9

 Позиция II Думы в  земельном вопросе стала основной  причиной ее роспуска 3 июня 1907 года.

 

3.3 III Государственная дума (“Столыпинская”)

 

 Создание третьеиюньской  системы, которую олицетворяла  третья Дума, наряду с аграрной  реформой было вторым шагом  превращения России в буржуазную  монархию (первым шагом была реформа  1861 года).

16 ноября 1907 года, спустя  две недели после начата работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не "реформы", а борьба с революцией. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной мыслью теперешнего правительства...". Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и др.

 В III Думе, созванной  в 1907 году по новому избирательному  закону (ограничившему представительство  малоимущих), царили совершенно иные  настроения, чем в первых двух. Эту Думу называли “столыпинской”. Она не только одобрила указ от 9 ноября, но пошла еще дальше самого П.Столыпина. (Например, чтобы ускорить разрушение общины, Дума объявила распущенными все общины, где более 24 лет не происходило земельных переделов).

 Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя  два года после того, как он  вошел в жизнь. В общей сложности  обсуждение его шло более полугода. После принятия указа 9 ноября  Думой он с внесенными поправками  поступил на обсуждение Государственного  Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения  царем стал именоваться законом  14 июня 1910 года. По своему содержанию  это был, безусловно, либеральный  буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

 Указ вводил чрезвычайно  важные изменения в землевладении  крестьян. Все крестьяне получали  право выхода из общины, которая  в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

 Общины, в которых с  момента перехода крестьян на  выкуп не было переделов, признавались  механически перешедшими к частной  собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления  права собственности на свой  участок крестьянам таких общин  достаточно было подать заявление  в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы  на фактически находившийся в  их владении участок в собственность  домохозяина. Кроме этого положения,  закон отличался от указа некоторым  упрощением процедуры выхода  из общины.

 В 1906 году были приняты  и "Временные правила" о  землеустройстве крестьян, ставшие  законом после утверждения Думой  29 мая 1911 года. Землеустроительным  комиссиям, созданным на основе  этого закона, предоставлялось право  в ходе общего землеустройства  общин выделять отдельных домохозяев  без согласия схода, по своему  усмотрению, если комиссия считала,  что такое выделение не затрагивает  интересов общины. Комиссиям принадлежало  также решающее слово в определении  земельных споров. Такое право  открывало путь к произволу  комиссий.

Глава 4. Основные направления  столыпинской аграрной политики

4.1 Разрушение общины и  развитие частной собственности

 

 Столыпин, будучи помещиком,  предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков;  на посту губернатора в период  революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный  вопрос не был отвлеченным  понятием.

 Суть реформы: проведение  под самодержавие прочного фундамента  и продвижение по пути промышленного,  а, следовательно, капиталистического  развития. Целей у реформы было  несколько: 

Информация о работе Аграрная реформа в России: проблемы и перспективы