Задачи и функции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 19:47, реферат

Описание

В данной контрольной работе рассматриваются основные задачи и функции инновационного менеджмента.

Содержание

Введение 3

1. Особенности функций и методов инновационного менеджмента 4

2. Цели инновационного менеджмента 7

3. Функции инновационного менеджмента 9

Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

ИННОВАЦИИ.docx

— 41.87 Кб (Скачать документ)

  Межличностная  коммуникация является одним  из наиболее распространенных  и эффективных видов взаимодействия. Здесь личности действуют как  источники и одновременно как  получатели информации. Будучи процессом  с множественными обратными связями,  межличностная коммуникация является  одним из наиболее интенсивных  видов взаимодействия. Она отличается  наибольшей концентрацией потоков  и наименьшим рассеиванием и  потерей информации. Этот вид  коммуникации наиболее важен в прикладных научных исследованиях и разработках.

  Коммуникации  в малой группе составляют  основу связующих процессов в  инновационной деятельности. Они играют важнейшую роль на стадии опытно-конструкторских разработок, внедряя и освоения новшеств. Малые группы, как правило, состоят из 7 – 11 человек, где существует множество каналов разнородной информации.

  Информация, принимаемая и получаемая индивидами, может иметь логическую, физиологическую,  психологическую, деятельностную, социальную и иную природу. Так как любая информация содержит значительную долю субъективизма и оценивается работником на основе его понятий, убеждений, интересов и прошлого опыта, то такая информация подлежит «очистке» систематизации для использования в рациональной деятельности.

  Таким  образом, на информацию воздействуют  факторы внешней среды организации, микросреды малой группы, личностные факторы работника, его прошлый опыт и система восприятия, а также ориентация на определенный тип поведения, стиль управления и руководство, соотношение формального и неформального лидерства в группе и т.д.

Управление  мотивацией. Управление мотивацией – это намеренное воздействие на работника с целью решения задач и достижения целей организации. Для успешного руководства в процессе управления менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения.

  Хотя  первые работы Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга по теории мотивации и ее применению появились в начале ХХ в., они не потеряли своего значения до настоящего времени. Современные теории мотивации являются основой для стимулирования и вознаграждения работника и для создания оптимального микроклимата организации. В основу так называемых содержательных теорий мотиваций положена иерархия потребностей А. Маслоу. Процессуальные теории мотивации выявляют важнейшие аспекты мотивационного механизма, связанные с определением системы ценностей, системы вознаграждений и системы ожиданий желаемых результатов.

  В  инновационной деятельности наибольшее  применение должны найти процессуальные теории мотивации. Так, если А. Маслоу видел прямую зависимость между удовлетворением потребностей, вознаграждением и оптимальным поведением работника, то процессуальные теории мотивации основаны на теории ожиданий, включающей оценку работником вероятности получения ожидаемого результата. Высокая квалификация работника инновационной сферы, сложность структуры личности и многоплановость побуждений и мотивов объясняют его отношение к справедливому вознаграждению как вероятностному процессу, имеющему нелинейную зависимость.

  Современные  теории ожидания предполагают  нелинейную зависимость между  затратами труда и ожидаемыми  результатами. Дело не только  в вероятностном характере ожидаемой  ценности вознаграждения, но и  в возрастающем субъктивизме оценки вознаграждения работниками интеллектуального труда. Наличие потребностей высших уровней в инновационной деятельности еще раз подчеркивает важность применимости теорий ожиданий в практике управления.

  Первым  важным положением теории ожиданий  является вывод об ослаблении  мотиваций при отсутствии прямой  связи между затрачиваемыми усилиями  и ожидаемым результатом; вторым  – вывод о понимании работником  вознаграждения как сложной системы ожиданий.

  Субъективизм  восприятия вознаграждения ослабляет  мотивацию трудовой деятельности.

  Третье  положение, определяющее мотивацию  в теории ожиданий, - вывод об  относительности ценности вознаграждения для различных групп работников. В инновационной деятельности наблюдается вероятностная природа не только результатов труда, но и ценностей вознаграждения.

Координация. Координация – это центральная функция менеджмента, направленная на организацию взаимодействия и согласованности всех элементов малых систем и подсистем большой иерархической системы предприятия. Процесс координации в больших и сложных системах имеет важнейшее значение и представляет большую трудность. Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.

  Математически  задачу координации сложных вероятностных  систем следует сводить к процессу  многошаговой оптимизации. Оптимизация  больших смешанных научно-технических и социально-экономических систем, чем и является инновационная деятельность, сводится к оптимизации дискретных стохастических многостадийных процессов. В результате оптимизации взаимодействий и взаимосвязей элементов систем и подсистем вырабатывается алгоритм управленческого решения. Постановкой задачи координации предполагается глубокое изучение объекта, будь то человеческая деятельность или собственно технологический процесс. Процесс координации поэтому начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту деятельности.

  Координация  сложных социально-экономических  систем имеет противоречивые  тенденции: с одной стороны  некоторым параметрам системы  необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата. Отсюда возникает дополнительное требование к характеристике путей достижения целей.

  Процесс  координации характеризуется различными  критериями оптимальности, что  необходимо учитывать в предшествующих  процессах анализа, планирования  и прогнозирования деятельности. Это многошаговый, многоэтапный  процесс. Поэтому координация может проводиться для систем одного уровня иерархии, расположенных по горизонтали (например, координация работы подразделений), а также по вертикали, используя метод восхождения от простого к сложному. Для координации не менее важен характер распределения параметров в системе и тип зависимости переменных.

  Поэтапная  координация должна иметь ограничивающие  условия (например, при первичной  координации подразделений системы  НИОКР нельзя ставить цели  максимальной производительности  труда, высокой прибыльности новшества). На этой стадии указанные требования  не могут являться ограничивающими  условиями. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.

  Заключительный  этап координации посвящен выполнению  главных целей организации, таких, как активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и пр. Это достигается координацией сложных функциональных подсистем организации, оптимизацией функций управления, установлением оптимального соотношения между процессами централизации и децентрализации, между формальными и неформальными организациями, между административным и социально-психологическими методами управления и т.д.

Контроль  в инновационном  менеджменте. Контроль – это важная функция инновационного менеджмента, связанная с учетом и количественной и качественной оценкой результатов работы предприятия. Он представляет собой систему с обратной связью, целью которой является обеспечение достижения организацией поставленных целей. Контроль – это система разнообразных мероприятий по установке стандартов и базы сравнения, исследованию входов в систему, организации сравнения результатов с нормативной базой, определению отклонений и степени их допустимости, а также по окончательному измерению результатов.

  Контроль  является процессом с обратной  связью, т.е. количественное измерение  результатов на выходе системы  соотносится с оценкой параметров  на входе и факторов влияния  внешней и внутренней среды.  Например, получение более низкой прибыли от реализации новшества по сравнению с запланированной может объясняться:

  • недостаточным исследованием рынка и неверными маркетинговыми мероприятиями, результатом которых явился малый объем продаж;
  • снижением потребительских свойств новшества вследствие поступления ухудшенного сырья, ошибок в соблюдении регламентов обработки, нарушений в работе отдела технического контроля и т.д.
  • превышением издержек производства над нормативными, что привело к повышению себестоимости новшества и т.д.

  Совершенствование  контроля в производстве новшеств  выдвигает ряд условий:

  • наличие организационных структур контроля;
  • формирование исполнительных органов и служб;
  • специальную подготовку кадров;
  • разработку методов анализа и форм контроля;
  • расширение нормативной, методологической и информационной базы.

  Виды контроля, применяемые в инновационной деятельности, подразделяются по целям, масштабам, формам, предметам, объектам, методам контроля и т.д.

  Так,  в соответствии с целями контроль  бывает стратегический и оперативный.  Стратегический контроль сосредоточен  на ключевых проблемах развития  организации: это анализ и контроль научной подсистемы предприятия, исследование структуры и качества мероприятий маркетинга, контроль за формированием инвестиционного портфеля предприятия, прогнозирование и оценка возможностей дальнейшей специализации, диверсификации предприятия, изучение возможностей экспансии на новые рынки.

  Оперативный  контроль нацелен на текущий  учет, анализ и оценку показателей        работы подразделений, экономической  и коммерческой эффективности  новшества, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат, регламентов технологических процессов и т.д.

  По предметно-содержательной структуре контроль подразделяется на финансовый, основанный на анализе финансового состояния предприятия и финансовой эффективности новшества, и административный. Объектом административного контроля выступают деятельность подразделений, выполнение плановых заданий, сроков поставок, обеспечение ресурсами, выполнение производственной программы, планов исследований и разработок.

  По формам контроль разделяется на внешний, проводимый вышестоящими органами и организациями, и внутренний, проводимый силами самой организации.

  Объектами  контроля являются функциональные  службы предприятия, технологические процессы, выпускаемая продукция и т.д.

  Масштабы  контроля зависят от специфики  продукции и производственных  процессов. Так, контроль может  осуществляться выборочно, постадийно, пооперационно и в виде сплошного контроля. Масштаб контроля зависит от сложности и новизны продукции, от структуры организации и особенностей функционирования производственных процессов, от качества подготовки персонала, его производительности труда, а также от состояния, производительности, надежности, износа основных производственных фондов и т.д.

  На  предприятиях, производящих массовую  продукцию с длительным жизненным циклом, применяют выборочный и пооперационный контроль. При изготовлении высокотехнологичных изделий с высокой степенью обработки, а также принципиально новых видов продукции, техники и материалов применяется сплошной контроль.

  Методы  контроля широко варьируют в  зависимости от типа производства  и выпускаемой продукции. Так,  на предприятиях пищевой, легкой  промышленности применяют визуальный и органолептический методы контроля, исследуя цвет, запах, вкус, структуру и качество поверхности и другие свойства. В машиностроении, автомобилестроении, приборостроении широко применяют параметрический контроль, исследуя размеры, структуру, геометрию и другие свойства изделий. На автоматизированных предприятиях, в наукоемких отраслях и высокотехнологичных производствах используют статистический, автоматизированный и системный методы контроля.

  Контроль  также подразделяется по методам  воздействия на объект. Это может  быть физический, химический, биологический,  рентгеновский, радиационный, ультразвуковой, оптический, лазерный и многие  другие методы контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

Целью инновационного развития любых инновационных  систем разного уровня иерархии (начиная  с государственного уровня и кончая малым инновационным предприятием) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка.

Информация о работе Задачи и функции инновационного менеджмента