Функции в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:27, реферат

Описание

Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по инновационному менеджменту.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

      Введение

      Повышенное  внимание к инновациям и инновационному управлению продиктовано самой жизнью современного общества, ведь воплощение инновационных процессов в новых  продуктах и новой технике  являются основой его социально-экономического развития.

      Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное изменение – инновация.

      Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.

      В общем понимании инновационный менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств.

      Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций  научно-технической деятельности в  части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.  

      Функции в инновационном  менеджменте

      Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

      Состояние инновационной системы, когда обеспечивается эффективное и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

      Выделяют  две группы функций инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.

      Основные  функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль.

  • Планирование - функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими или оперативными.

      Особенностями планирования инновационной деятельности являются:

  • большая неопределённость плановых ситуаций в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;
  • значительный риск вложения инвестиций;
  • неподготовленность персонала, компонентов системы инновационного менеджмента и инфраструктуры к инновационной деятельности;
  • постоянная смена объекта и предмета исследований;
  • низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;
  • перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности.

      К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:

    1. Выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
    2. Обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
    3. Формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
    4. Структуризация целей инновационной деятельности;
    5. Комплексное обеспечение выполнение планов;
    6. Формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
    7. Координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работы;
    8. Стимулирование выполнение планов.
  • Организация процессов - функция менеджмента, комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов.

      Управленческий  процесс - совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в  рамках организационной структуры  фирмы.

      Производственный  процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

      Каждый  производственный процесс состоит  из множества частичных процессов, в результате выполнения которых  создаются отдельные составные части товара. Все частичные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

      Под основными процессами понимаются такие, в результате которых изменяется форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние  поверхности, взаимное расположение составных частей.

      К вспомогательным относят такие  процессы, которые непосредственно  не соприкасаются с предметами труда, а призваны обеспечивать нормальное протекание основных процессов.

      К обслуживающим относятся такие  процессы, как контроль качества продукции, внутризаводское транспортирование, складирование и т.п.

      Аналогично  производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие  подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным - все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

      Основными принципами рациональной организации  любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда в  одном месте, гибкость процесса.

  • Мотивирование - функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и/или личных целей.

      На  первом этапе организации работ  по мотивации определяются затраты  на мотивацию по одному из следующих  методов:

  • метод исчисления от наличных средств или возможностей;
  • метод исчисления в процентах к сумме продаж;
  • метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;
  • метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.

      Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов. Средства на мотивацию по каждому направления могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по решению данной задачи и 2) на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации инновационных проектов.

  • Контроль - функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

      Контроль  можно классифицировать по следующим  признакам:

    1. Стадия жизненного цикла объекта - контроль на стадии стратегического маркетинга, производства, подготовки объекта к эксплуатации, функционированию, технического обслуживания и ремонта;
    2. Объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
    3. Стадия производственного процесса - входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
    4. Исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
    5. Возможность дальнейшего использования объекта контроля - разрушающий и неразрушающий контроль;
    6. Принимаемое решение - активный и пассивный контроль;
    7. Степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;
    8. Режим контроля - усиленный и нормальный контроль;
    9. Степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
    10. Время контроля - предварительный, текущий, заключительный контроль;
    11. Способ получения и обработки информации - расчётно-аналитический, статистически , регистрационный;
    12. Периодичность выполнения контрольных операций - непрерывный и периодический контроль.

      Контроль  может быть определён как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а  также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят  в том, чтобы, получив фактические  данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, вырабатывая тем самым так называемые сигналы рассогласования. Контроль можно разделить на 4 стадии:

      1. мониторинг и анализ результатов;

      2. сравнение достигнутых результатов  с запланированными и выявление отклонений;

      3. прогнозирование последствий сложившейся  ситуации;

      4. корректирующие действия.

      В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:

      · контроль в момент окончания работы;

      · контроль в момент 50% готовности работ;

      · контроль в заранее определённых точках проекта;

      · регулярный оперативный контроль;

      · экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.

      На  ход реализации проекта воздействует множество как внешних, так и  внутренних дестабилизирующих факторов. Это приводит к изменению расчётных параметров проекта. В этих условиях одним из важных средств реализации поставленных целей является контроль за исполнением календарных планов и расходованием ресурсов.

      Ключевым  является контроль трёх основных параметров инновационного проекта:

      1. время;

      2. затраты;

      3. качество.

      В соответствии с общепринятым принципом  управления инновационными проектами  считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к  успеху по всем трём показателям: сроки, стоимость, качество. Там, где сроки выполнения проекта серьёзно затягиваются, вероятны значительный перерасход средств и возникновение серьёзных проблем с качеством работы. Поэтому во всех основных методах управления работами по проектам основной акцент делается на календарное планирование работ и контроль за соблюдением календарного графика.

Информация о работе Функции в инновационном менеджменте