Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 87.83 Кб (Скачать документ)

Таблица 1 - Оценка коммуникативных  умений детей

 

Критерии оценки коммуникативных  умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

 

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно  выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет  задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог

3

высокий

 

2

Ребенок умеет слушать  и понимать речь, участвует в общении  чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог

2

средний

 

3

Ребенок малоактивен и  малоразговорчив в общении с  детьми и педагогом, невнимателен, редко  пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог

1

Низкий

 
         

Большое влияние на развитие связной  речи оказывают русские народные сказки, которые рассматриваются  в следующей главе.

Выводы по первой главе

Связная речь - это такая речь, которая  отражает все существенные стороны  своего предметного содержания. Под  связной речью понимают смысловое  развернутое высказывание (ряд логически  сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста имела  большое значение в трудах отечественных  и зарубежных педагогов.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в  беседе, достаточно полно и точно  отвечать на вопросы, дополнять и  поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности  задач, решаемых в совместной деятельности.

Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий  общения, от отношений между участниками  общения.

В педагогической практике целесообразно  использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические  задачи с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи. По их ошибкам и  затруднениям можно судить о степени  развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В  данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут  воспитателю внести коррективы в  содержание и методику обучения.

Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления  сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться  методикой анализа и оценки детских  текстов, разработанной в педагогических исследованиях.

Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной  речи старших дошкольников

2.1 Виды сказок, их влияние  на развитие связной речи детей

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность  языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными  выражениями. Поразительная мощь языкового  творчества русского народа ни в чем  не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Всеобъемлющий гений Пушкина и  тот нуждался в одухотворяющем влиянии  сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.

Горький говорит, что сказки открывали  перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о  лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что  устная поэзия трудового народа той  поры, когда поэт и рабочий соединились  в одном лице, эта бессмертная  поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка [14, с.55].

Если подобрать к термину  «сказка» однокоренные слова, то получим  ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать, рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывается, это  устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и  для его слушателя.

Сказка - ложь оказывается самой  настоящей правдой: она учит нас  быть добрыми и справедливыми, противостоять  злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных  событиях глубоко поучительны, а  их неправдоподобность служит более  яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной  фантастики и действительности - одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский  писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность - и в то же время она должна подчиняться законам логики» [28, с.87].

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим  правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке  нет общепринятой классификации  сказок, основанной на одних и тех  же принципах. И объяснение этому  не в том, что плохо исследовали  сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально - бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным  персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В  волшебных сказках действуют  люди и фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально - бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с  ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень - широкие поля… В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах - землепашцах, охотниках и рыболовах - их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа - древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением  в сказках о животных нередко  является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка  в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство  жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости - вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка - голубушка» нередко  за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной  наглостью, лицемерием и предательством. Лиса - такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о  животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза - дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь те удивительней победа [28, с.78]!

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них  фантастическими, отвратительными  чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга - «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко  воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи  создают в волшебных сказках  стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это - чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для ребенка, в сказке, должно быть зло».

Со всеми злыми, страшными  персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных  сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа [14, с.34].

Только таким героям служат волшебные помощники, только они  становятся обладателями волшебных  предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле  в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки - своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают  чудеса, неожиданные испытания, здесь  ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается  благополучно - чаще всего женитьбой  Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Именно благодаря волшебным  сказкам утвердилось мнение, что  во всех сказках все мытарства  героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не всегда так, особенно если иметь в виду социально - бытовые, сатирические сказки, о которых речь впереди.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам  о животных. Особенно сильно в них  проявилось сатирическое начало, выразившие симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат…

Осмеянию в социально-бытовых  сказках, как и в сказках «Ерш Ершович», «Ворона-карабута», подвергались судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»).

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность  мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение  на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре  и приближенные. В сказках они  высмеиваются, высмеиваются зло и  остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Значительная часть социально-бытовых  сказок принадлежит к числу антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла».

Народ видел недостатки и  в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, - писал в статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, - виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский  ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» [23, с.92].

Информация о работе Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста