Управление рисками инновационных процессов (на примере предприятия ОАО «МегаФон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы управления рисками инновационной деятельности, проанализировать основные показатели деятельности фирмы, разработать мероприятия по совершенствованию системы управления рисками на предприятии
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
-рассмотреть сущность управления рисками, классификацию и виды инновационных рисков
-исследовать рыночную деятельность предприятия;
-проанализировать деловую среду предприятия;
-выявить основные риски предприятия;
-предложить меры по минимизации рисков предприятия;
Предмет исследования - процесс управления инновационными рисками в компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………5
1.1 Сущность управления рисками…………………………………………….5
1.2 Классификация рисков………………………………………………………6
1.3 Виды инновационных рисков………………………………………………9
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО "МегаФон")……………………………………………………………………..11
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «МегаФон»…………………11
2.2 Анализ деловой среды и рынка предприятия…………………………..12
2.3 Анализ рисков в деятельности ОАО «МегаФон»……………………….13
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В ОАО «МегаФон»………………………………………………………………….….17
3.1 Пути минимизации рисков предприятия на рынке.....................................17
3.2 Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками............................23
3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий.......................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................................36

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и основную.

На предварительной  стадии должно быть ознакомление с  той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.

Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия. Для обоснованного принятия решений по управлению рисками, нужно иметь всю необходимую для этого информацию. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.

Целью разработки любой  ПЦМ является обеспечение успешного  функционирования предприятия в  условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих  основных задач:

  • выявления возможных рисков;
  • снижения финансовых потерь, связанных с рисками.

Эта главная цель и  основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.

Для эффективного развития предприятия обязательно  соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды.

Риски, с которыми сталкивается фирма, многочисленны и разнообразны. Существуют различные виды рисков и критерии, позволяющие их классифицировать [14, c. 38].

Процедуры управления рисками. К числу возможных самых  общих процедур управления рисками  следует отнести:

- принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность); 
-   отказ от рисков;

 -  передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам.

Выбор той  или иной процедуры управления рисками  определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых

возможностей  фирмы, с другой. Стратегия фирмы  в отношении рисков может быть различной.

Для осторожной стратегии  характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

    • отказ от рисков;
    • передача рисков другим субъектам.

Осторожная  стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь в виду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

Для более  рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

    • принятие рисков на себя;
    • передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия  характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто  встречающейся более взвешенной стратегии характерно почти      равнозначное использование всех процедур управления рисками:

    • отказ от рисков;
    • принятие рисков на себя;
    • передача рисков другим субъектам.

Количественным  критерием выбора той или иной процедуры управления рисками являются пороговые значения, установленные либо по вероятности появления убытка, либо по размеру возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия.

Таким образом, следующие аспекты реализации основной стадии разработки ПЦМ: предварительный отбор рисков, отбор превентивных мероприятий  и формирование превентивных мероприятий, анализ рисков после плана превентивных мероприятий, окончательное формирование программы управления рисками и оценка эффективности программы управления рисками.

Предварительный отбор  рисков. До того как начнется непосредственная процедура отбора превентивных мероприятий, нужно провести некоторый предварительный анализ рисков, имеющихся на предприятии. К таким методам могут быть отнесены, например, методы факторного анализа, методы принятия решений в условиях неопределенности, оптимизационные методы, методы временных рядов, имитационные модели и другие.

Риски, отобранные на этом этапе, будут участвовать далее  в разработке ПЦМ. Фактически программа целевых мероприятий по управлению рисками (ПЦМ) сформировалась в результате реализации следующих основных процедур:

  • предварительный отбор рисков, остающихся на уровне предприятия, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими;
    • формирование плана превентивных мероприятий;
    • выбор методов управления рисками.

В итоге в  ПЦМ вошли следующие риски:

    • те, которые попали под действие плана превентивных мероприятий;
    • те, которые не попали под действие плана превентивных мероприятий.

И для тех  и для других рисков можно определить конкретные методы управления ими. Реализация плана превентивных мероприятий и использование методов управления рисками в общем случае приводят к изменению вероятности наступления убытка и его возможного размера. Поэтому по всем рискам фирмы должны быть заново пересчитаны значения этих двух основных характеристик. Результатом этапа окончательного формирования программы целевых мероприятий по управлению рисками является разработанная программа управления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязательный блок программы. Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприятий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, перечень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий., конкретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер, однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с учетом внедрения ПУР значения максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков.

Оценка эффективности  программы управления рисками [4, c. 74].

Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных  договоров Компании ОАО «Мегафон» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося товара и идти на прочие дополнительные затраты.

Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков и покупателей продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях.

Так целесообразно  провести исследование для определения  точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов  и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике.

Кроме вышеперечисленных  рекомендаций по снижению рисков Компании ОАО «Мегафон» могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами. На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя, их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами. На основании проведенного выше анализа возникновения рисков и способности управления рисками «Мегафон» хочется отметить, что введение антирискового отдела в организационную структуру предприятия является экономически обоснованным и эффективным в масштабе деятельности всего предприятия.

 

3.2 Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском

Риски воздействуют на различные стороны работы предприятия и, как правило, воздействие это носит негативный характер. Особенно вредно присутствие и влияние фактора риска на предприятие, уже находящегося в кризисе. Работу по стабилизации положения необходимо начинать с управления рисками, то есть разрабатывать и внедрять экономически целесообразные для предприятия рекомендации и мероприятия, направленные на уменьшение финансовых потерь, связанных с риском.

Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных  с экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия.

Разработка ПЦМ должна включать две стадии - предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ и приступить к непосредственной разработке программы.

Основная  стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.

Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение  успешного функционирования предприятия в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

  • выявления возможных экономических рисков;
  • снижение финансовых потерь, связанных с экономическими рисками.

Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.

Для эффективного развития фирмы обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы фирмы с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной фирмы риск-менеджмента.

Риски, учитываемые в программе. Все риски делятся на две большие группы — чистые и спекулятивные.

Для риск-менеджмента  на уровне фирмы интерес представляют спекулятивные экономические риски — те риски, положительный и отрицательный результат которых может быть измерен в денежном выражении.

С учетом цели и задач  риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические  риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций.

Процедуры управления рисками. К числу возможных самых общих процедур управления рисками следует отнести:

    • принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность);
    • отказ от рисков;
    • передача части или всей ответственности по рискам другим субъектам.

Стратегия фирмы  в отношении рисков может быть различной. Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

Информация о работе Управление рисками инновационных процессов (на примере предприятия ОАО «МегаФон»)