Риск в инновационной деятельности и методы его снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:44, реферат

Описание

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Работа состоит из  1 файл

Риск в инновационной деятельности и методы его снижения.doc

— 56.00 Кб (Скачать документ)

Риск  в инновационной деятельности и  методы его снижения

 

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена  с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически  отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Риск инновационной  деятельности тем выше, чем более  локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они  в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск возникает при следующих  ситуациях:

§ при внедрении  более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению  с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

§ при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется  риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с  применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

§ при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и  технологии. В данной ситуации инновационный  риск включает риск того, что новый  товар или услуга может не найти  покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.

В целом, риск, возникающий  в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:

1. риски ошибочного  выбора инновационного проекта.  Одной из причин возникновения  данного риска является необоснованное  определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;

2. риски необеспечения  инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:

§ риск неполучения  средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация  не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной  эффективности инновационного проекта)

§ риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)

3. маркетинговые  риски текущего снабжения ресурсами,  необходимыми для реализации  инновационного проекта, и сбыта  результатов инновационного проекта.  Маркетинговые риски, в первую  очередь, обусловлены техническими  особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:

§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.

§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества  из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения  новшества к потребителю

§ риск проведения неэффективной рекламы новых  товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;

4. риски неисполнения  хозяйственных договоров (контрактов) бывают:

§ риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости  изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)

§ риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций  данной отрасли (в случае необходимости  для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)

§ риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными  или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)

§ риск невыполнения партнерами договорных обязательств в  установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта

§ риск нанесения  ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;

5. риски возникновения  непредвиденных затрат и снижения  доходов;

6. риски усиления  конкуренции. Причины могут быть  следующие:

§ утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами

§ несовершенство маркетинговой  политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о  конкурентах или отсутствие достоверной  информации о конкурентах

§ недобросовестность конкурентов (использование методов  недобросовестной конкуренции)

§ появление  на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить  спрос потребителей

§ экспансия  на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров;

7. риски, связанные  с недостаточным уровнем кадрового  обеспечения;

8. риски, связанные  с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают  по различным причинам:

§ риск необеспечения  условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений  возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий

§ риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)

§ риски легальной  и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.

Избежать полностью  риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации  и риск – две взаимосвязанных  категории.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.

Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов – следующий метод снижения риска  инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:

§ потери, которые  велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для  стороны, риск на себя принимающей

§ трансфери  может находиться в лучшей позиции  для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Передача риска  инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:

§ строительные контракты (все риски, связанные  со строительством, берет на себя строительная организация)

§ аренда машин  и оборудования (лизинг)

§ контракты  на хранение и перевозку грузов

§ контракты  продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении организации материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержания  неснижаемого остатка на складе; аренда оборудования, используемого для осуществления проекта, с гарантией его технического обслуживания и технического ремонта; гарантия поддержания производительности/определенных технических характеристик используемого оборудования; договора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности)

§ договор факторинга (финансирование под уступку денежного  требования – передача организацией кредитного риска позволяет получить 100% гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный  риск организации)

§ биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных  каналов закупок (приобретение опционов на закупку товаров и услуг, необходимых  для осуществления проекта,  цена на которые в будущем увеличиться – опцион представляет собой документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока; приобретение фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров; фъючерс представляет собой соглашение о поставке товара в будущем, в котором унифицированы практически все условия, в частности, качество, упаковка и маркировка, порядок рассмотрения споров и т.д.).

Важнейшим методом  снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.

Информация о работе Риск в инновационной деятельности и методы его снижения