Разработка инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:54, реферат

Описание

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3
1. Понятие и значение инновационной стратегии_______________________4
2. Этапы разработки инновационной стратегии_________________________8
2.1. Выработка миссии организации__________________________________12
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации_________________14
Заключение______________________________________________________19
Список литературы________________________________________________21

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 35.52 Кб (Скачать документ)

                   Институт Экономики управления  и Права г. Казань

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

                                                                      Кафедра                   

                                                                     маркетинга и                                                                      экономики

 

 

 

 

                             Реферат на тему:

         «Разработка инновационной стратегии»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

672 группа

Степанова А. Н.

Научный руководитель:

                                                                                             Ахметзянов Р.Н

 

 

Казань 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

1. Понятие и значение  инновационной стратегии_______________________4

2. Этапы разработки инновационной  стратегии_________________________8

2.1. Выработка миссии организации__________________________________12

2.2. Формулировка и конкретизация  целей организации_________________14

Заключение______________________________________________________19

Список литературы________________________________________________21

 

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован  значительным возрастанием темпа и  масштаба изменений, происходящих в  экономической, социальной, экологической  сферах. Одновременно развиваются два  взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости  экономического развития от экологических  ограничений: истощения ресурсов и  достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное  расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики  знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики  знаменует собой третью по счёту  экономическую революцию в истории  человечества вслед за аграрной и  промышленной.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.

 

1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

В настоящее время понятие  «стратегия» используется в различных  сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Под стратегией понимают:

последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния  внешней среды и внутреннего  потенциала;

долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации  в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и  мощи предприятия (фирмы) по отношению  к его конкурентам.

Для инновационных организаций  стратегия — это:

• программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсы  для достижения генеральной инновационной  цели организации;

• концепция бизнеса, дополненная  реальными действиями, которые приводят эту концепцию к достижению конкурентного  преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения  организации на рынке, осознание  своих конкурентных преимуществ);

• целевые ориентиры долгосрочного  плана действий, направленных на достижение качественно новых целей, связанных  с коренным изменением существующего  состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.

Стратегию можно рассматривать  как модель (заранее продуманный  или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно  и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование  различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как  перспективу (укоренившийся в организации  способ восприятия мира).

Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение  новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным  структурам; применение новых видов  ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов.

Проблему формирования стратегий фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия «представляет по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой системы с целью изменения их функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования». Автор вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической системы. К ним он относит параметры системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых имеет важные последствия для системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов — управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии — «что изменить» и «как изменить». Инновационный потенциал предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия  с экономической и социальной средами:

- использование внешних  источников для поддержки всех  фаз инновационного процесса: от  открытия и разработки до коммерциализации;

- коммуникации с заказчиками,  деловыми партнерами, инвесторами,  конкурентами, исследовательскими  организациями и ВУЗами;

- лоббирование интересов  в государственных институциональных  структурах.

Внутренние факторы - это  существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и  определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное руководство;

- интеграция технологических  и организационно-управленческих  инноваций;

- высокая производительность;

- эффективные отношения  с персоналом, широкое вовлечение  его в инновационный процесс;

- непрерывное организационное  обучение;

- эффективная система  маркетинга, осуществляющая коммуникации  с конечными потребителями;

- управление качеством,  инфраструктурой, организационным  развитием.

Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми  видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и  регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

Наиболее существенными  специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие при самостоятельной  разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Таким образом, при инновационной  стратегии длительность получения  и вероятностный характер результатов  требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

 

 

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

При формулировке стратегии  заранее определяют: какие направления  деятельности надо развивать, а какие  ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся  ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать  при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Для того чтобы выработать стратегию достижения поставленных целей необходимо уметь ответить на ряд вопросов, начинающиеся со слова  “как”: как сделать реальными  стратегическое видение и миссию организации, как опередить своих  конкурентов и обеспечить устойчивую конкурентоспособность, как повысить производительность во всех звеньях. Стратегия  ориентирована и на действия и  отвечает на вопросы: что делать, когда  делать и кто будет делать. Стратегия  необходима организации в целом  и каждому ее подразделению: производственному, отделу научных исследований и разработок, маркетинга, финансовому отделу и  так далее.

Поскольку инновационная  и общая организационная стратегии  взаимосвязаны, существует зависимость  и между основными целями предприятия  и направлениями его инновационной  деятельности. Например, рост конкурентоспособности  предполагает совершенствование выпускаемого или освоение нового продукта; сокращение издержек производства вследствие экономии ресурсов основывается на рационализации технологий; снижение негативного воздействия  на окружающую среду и обеспечение  экологической безопасности производства достигается в результате внедрения  безотходных технологий, выпуска  экологичных продуктов и т.п.

Таким образом, процесс разработки инновационной стратегии можно  представить в виде следующей  последовательности этапов:

1. Выработка миссии организации;

2. Формулирование инновационных  целей, адекватных потенциалу  и не противоречащих организационной  цели;

3. анализ внешнего окружения  с целью выявления возможностей  и угроз и оценка инновационного  потенциала предприятия и диагностика  конкурентного положения бизнеса;

4. обоснованный выбор  направлений инновационной стратегии,  соотнесённой с выбранной целью.

5. реализация инновационной  стратегии;

6. корректировка инновационной  стратегии.

Разработка инновационной  стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены  цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Проектирование инновационной  стратегии - это непрерывный, динамический процесс, в основе которого лежит  выбор потенциально успешного стратегического  положения предприятия. Этот выбор  предполагает сравнительный анализ альтернатив путём соотнесения  потребностей клиентов и возможностей предприятия по их удовлетворению. И именно стратегическая инновация  играет решающую роль в становлении  такого стратегического положения, в котором предприятие может  расширить занимаемую долю рынка  или создать новые рынки. Предварительным  условием появления такой, "разрушающей" рынок, инновации служит идентификация  тенденций, наблюдаемых на рынке, особенно - возможных переломов, предшествующих кризису ситуаций. Проведение мониторинга  индикаторов стратегического положения  может рассматриваться в качестве эффективного инструмента идентификации  рыночных тенденций. Значимым условием при разработке и внедрении стратегического  нововведения, является создание организационной культуры, готовой его принять, восприимчивой к разнообразным изменениям, противодействующей стагнации. Наличие такой организационной культуры стимулирует творческий поиск на предприятии, экспериментирование с новыми идеями для выявления потенциала инновации.

Следовательно, в процессе проектирования инновационной стратегии  можно выделить такие направления:

идентификация имеющего место (реального) стратегического положения  предприятия;

реализация конкурентных преимуществ этого положения; достижение успеха и превосходства над конкурентами;

параллельный поиск и  постепенная реализация нового, обладающего  большим конкурентным потенциалом, стратегического положения;

одновременное управление в  рамках обоих (реального и потенциального) стратегических положений;

постепенное смещение к потенциальному положению по мере тщательной проработки и постепенного отказа от "старого".

Инновационная деятельность предприятий показывает, что имеются  ограничители её успешности. Наиболее существенные из них:

инерция успеха;

отсутствие уверенности  в правильности выбранного направления  изменений;

неопределённость, присущая новому (потенциальному) стратегическому  положению;

организационные сложности, возникающие при реализации стратегии.

Для преодоления указанных  препятствий предприятия могут  прибегнуть к методам, используемым предприятиями - стратегическими новаторами.

Проведенное исследование предпосылок, условий разработки инновационной  стратегии, факторов её успешности позволяет  сделать следующие выводы:

Высокий темп и масштабность перемен, происходящих во всех сферах общественной жизни, обуславливают  необходимость переосмысления экономических  стратегий. Организационные изменения, готовность компании к преобразованиям  становятся сегодня фактором корпоративной  жизнеспособности и конкурентоспособности.

Организационные и технологические  инновации являются одновременно причиной и следствием постоянного усовершенствования компании. Требуется кардинальное изменение  общеорганизационной стратегии  путём включения в неё инновационной  составляющей.

Динамичный инновационный  процесс инициируется руководством, приверженным принципам лидерства, и поддерживается организационной  культурой, которая способствует вовлечению в этот процесс всех сотрудников  компании и стимулирует их творческую активность.

Для выбора адекватной инновационной  стратегии компании необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику  степени соответствия ресурсного и  интеллектуального потенциала компании постоянно меняющимся потребностям рынка.

Информация о работе Разработка инновационной стратегии