Разработка инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

Разработка инновационной стратегии - сложный, многоступенчатый процесс. В данной работе описан алгоритм его создания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Выработка миссии организации
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации
2.3. Стратегический анализ
2.4. Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных
2.5. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Иннов. менеджмент. Курсовая Разраб. иннов. стратегии..doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Тема:Разработка инновационной стратегии.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ 

2.1. Выработка  миссии организации 

2.2. Формулировка  и конкретизация целей организации 

2.3. Стратегический анализ 

2.4. Виды инновационных  стратегий. Выбор стратегии из  альтернативных 

2.5. Реализация  инновационной стратегии и ее  корректировка 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован  значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

В новой экономике  особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение  и организационная культура обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью.

Глобализация  и ужесточение конкуренции способствовали изменению традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в изменчивом мире зависит от ее способности к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной стратегии, она призвана связать приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

Слово “стратегия”  произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое  управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:

* в каком положении  предприятие находится в данное  время;

* в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;

* каким способом  можно достичь желаемого положения;

* что для этого необходимо предпринять?

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса предприятие  должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

В настоящее  время понятие «стратегия» используется в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную  и т.д.

Под стратегией понимают: 

последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды  и внутреннего потенциала;

долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению  к его конкурентам.

Для инновационных организаций стратегия -- это:

* программа действий, определяющая приоритеты проблем  и ресурсы для достижения генеральной  инновационной цели организации;

* концепция бизнеса,  дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию  к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание рынка, оценка положения организации на рынке, осознание своих конкурентных преимуществ);

* целевые ориентиры  долгосрочного плана действий, направленных  на достижение качественно новых  целей, связанных с коренным изменением существующего состояния управляемого объекта, а, следовательно, систем управления, ее структуры, сложившихся отношений, норм поведения и содержания деятельности работников.

Стратегию можно  рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира). 

Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды.

Инновационными  стратегиями могут быть: инновационная  деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов  в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.

Предпосылки, стимулирующие  инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

Инновационный потенциал предприятия принято  трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

К внешним относятся  факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической  и социальной средами:

- использование  внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

- коммуникации  с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими  организациями и ВУЗами; 

- лоббирование  интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и  определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное  руководство;

- интеграция  технологических и организационно-управленческих инноваций;

- высокая производительность;

- эффективные  отношения с персоналом, широкое  вовлечение его в инновационный  процесс;

- непрерывное  организационное обучение;

- эффективная  система маркетинга, осуществляющая  коммуникации с конечными потребителями;

- управление  качеством, инфраструктурой, организационным  развитием.

Разработка стратегии  должна ответить на следующие вопросы: как достичь целей, как устранить  конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить долгосрочные позиции фирмы, как сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

При формулировке стратегии заранее определяют: какие  направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Для того чтобы  выработать стратегию достижения поставленных целей необходимо уметь ответить на ряд вопросов, начинающиеся со слова  “как”: как сделать реальными  стратегическое видение и миссию организации, как опередить своих конкурентов и обеспечить устойчивую конкурентоспособность, как повысить производительность во всех звеньях. Стратегия ориентирована и на действия и отвечает на вопросы: что делать, когда делать и кто будет делать. Стратегия необходима организации в целом и каждому ее подразделению: производственному, отделу научных исследований и разработок, маркетинга, финансовому отделу и так далее.

Поскольку инновационная  и общая организационная стратегии  взаимосвязаны, существует зависимость  и между основными целями предприятия и направлениями его инновационной деятельности. Например, рост конкурентоспособности предполагает совершенствование выпускаемого или освоение нового продукта; сокращение издержек производства вследствие экономии ресурсов основывается на рационализации технологий; снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности производства достигается в результате внедрения безотходных технологий, выпуска экологичных продуктов и т.п.

Таким образом, процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:

1. Выработка  миссии организации;

2. Формулирование  инновационных целей, адекватных  потенциалу и не противоречащих  организационной цели;

3. анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;

4. обоснованный  выбор направлений инновационной  стратегии, соотнесённой с выбранной  целью.

5. реализация  инновационной стратегии;

6. корректировка  инновационной стратегии.

Разработка инновационной  стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены  цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы.

Проектирование  инновационной стратегии - это непрерывный, динамический процесс, в основе которого лежит выбор потенциально успешного стратегического положения предприятия. Этот выбор предполагает сравнительный анализ альтернатив путём соотнесения потребностей клиентов и возможностей предприятия по их удовлетворению. Проведение мониторинга индикаторов стратегического положения может рассматриваться в качестве эффективного инструмента идентификации рыночных тенденций. Значимым условием при разработке и внедрении стратегического нововведения, является создание организационной культуры, готовой его принять, восприимчивой к разнообразным изменениям, противодействующей стагнации. Наличие такой организационной культуры стимулирует творческий поиск на предприятии, экспериментирование с новыми идеями для выявления потенциала инновации.

Информация о работе Разработка инновационной стратегии