Разработка инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытие. Когда новые изобретения находят применение в любой отрасли человеческой деятельности, они приводят к созданию нового продукта или новой технологии, то есть процессу производства продукта. Все это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.

Содержание

Введение 7
1 Теоретические аспекты инноваций и инновационной деятельности 8
1.1 Понятие, сущность и содержание инновационных процессов 8
1.2 Классификация инноваций и их характеристика 13
1.3 Инновационная деятельность предприятия 18
2 Общая характеристика ОАО «Глазовский завод Металлист» 23
2.1 История создания предприятия 23
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ОАО «Глазовский завод Металлист» 25
2.2.1 Ресурсы ОАО «Глазовский завод Металлист» 25
2.2.1.1 Основные фонды 25
2.2.1.2 Оборотные средства 25
2.2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 28
2.2.3 Анализ финансового состояния 30
2.2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 31
3 Инновационный проект 33
3.1 Разработка концепции проекта. 33
3.1.1 Формирование инновационной идеи 33
3.1.2 Цели и задачи проекта 34
3.2 Разработка проекта 35
3.2.1 Описание проекта 35
3.2.2 Оценка возможности предприятия как инновационной организации 38
3.3.1 Структура работ по реализации проекта 40
3.3.2 Маркетинговый план 41
3.3.3 Производственный план 43
3.3.4 Организационный план 43
3.4 Расчет трудоемкости и продолжительности этапов инновационного проекта 45
3.5 Смета затрат на разработку и реализацию проекта 48
3.6 Контроль и регулирование проекта 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложение 1………………………………………………………………………………....55
Приложение 2…………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………....59
Приложение 4………………………………………………………………………………....61
Приложение 5………………………………………………………………………………....63
Приложение 6………………………………………………………………………………....65
Приложение 7………………………………………………………………………………....67

Работа состоит из  1 файл

рип для инета.doc

— 712.50 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В классификации следует учитывать особенности инновационных процессов, которые необходимы при проектировании организационно-экономического механизма управления и вытекают из преобладающего типа инноваций, образующих данные процессы. В литературе выделено 12 основных признаков классификации. Поскольку некоторые признаки частично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объемную характеристику совокупности инноваций.

 

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивная инновация - это обеспечивающая выживание фирмы инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т. е. реактивную инновацию фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегическая инновация - это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

 

 


1.3 Инновационная деятельность предприятия

Общее понятие «инновационная деятельность» представлено в «Концепции инновационной политики Российской Федерации». В ней отмечено, что инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационная деятельность предприятия - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг), улучшения ее качества, совершенствования технологии ее изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках с целью получения прибыли и обеспечения устойчивого функционирования предприятия в конкурентной рыночной среды. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

В основе инновационной деятельности предприятия лежит научно-техническая деятельность (НТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три ее вида: а) научные исследования и разработки; б) научно-техническое образование и подготовку кадров; в) научно-технические услуги.

При осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных работ», которое охватывает следующее:

                       научное (научно-техническое) направление — наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций;

                       научная (научно-техническая) проблема — часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам работ. Координацию этих работ должны проводить головные научные организации;

                       научная тема — часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы — эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или экономических работ и т.д. Тема в зависимости от своей сложности может разбиваться на этапы и подэтапы.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятии, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

              Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества», необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г)   приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на инновационных предприятиях продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:

•   стоимости проекта с учетом источников его финансирования;

•    чистой текущей стоимости;

•    уровня рентабельности капитала;

•    внутренней нормы рентабельности;

•    срока окупаемости капиталовложений.

Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым. Любой риск может быть количественно охарактеризован вероятностью наступления нежелательного исхода. В результате анализа рисков предприятие должно сделать выводы о своем принципиальном решении: принимать или не принимать данный проект. При положительном решении в рамках бюджета инновационного проекта выделяется определенная доступная предприятию или инвестору сумма. При условии действенных методов страхования и защиты от рисков эта сумма должна позволить снизить риск до уровня, отвечающего наиболее высоким предпочтениям фирмы или инвестора по поводу сочетания доходности и надежности инвестиций. Кроме того, в рамках этого решения риски ранжируются по значимости.

              Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней среды.

Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.

В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

        -              при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

- при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

- при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.

Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.

Страхование – система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм.

Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка. С помощью страхования инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски.

Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны в организации.

 

 

Методы управления рисками

 

Группа методов компенсации

рисков

       стратегическое планирование деятельности организации

       активный маркетинг

       прогнозирование внешней среды

       мониторинг социально-экономической и правовой среды

       создание системы резервов

Группа методов распределения

рисков

       диверсификация видов деятельности

       диверсификация сбыта и поставок

       диверсификация кредиторской задолженности

       диверсификация инвестиций

       распределение ответственности между участниками

       распределение рисков во времени

Группа методов локализации

Рисков

       создание организаций, использующих венчурное финансирование

       создание специальных подразделений для выполнения рисковых проектов

Группа методов ухода

от рисков

       отказ от ненадежных партнеров

       отказ от рискованных проектов

       страхование различных видов рисков

       поиск гарантов

Информация о работе Разработка инновационного проекта